Методика изучения устойчивости внимания.
Цель: изучение устойчивости внимания и работоспособности с помощью «Корректурной пробы».
Инструкция испытуемому: «На листе бумаги даны ряды букв. Тебе нужно просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо, подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Старайся работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно. По истечении каждой минуты по моей команде тебе следует отметить то место, где ты остановился, а затем продолжить работу дальше. Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По истечении каждой минуты он дает команду поставить черту в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Время работы – 8 мин.
Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Л Я Б Ж С Н У А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Е Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Т Ч К Л Х Д Б Б В Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Т В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ П В У Л Щ Ш М П Е Ч В Ц К Е Ю Л Щ Г И А ЫФ С Э Х Г Л Т П А К У С А Е Н Г Ш Д Ь И Т Ф Й Ц Е М У К Э Ж З Л О Р А П С М И Т И Э Т Р А К Ю Т И Р П Н Е С В К А Ч Е Е И О Ь Щ З Ю Б Е Я Й Ц М П Е Т О Г Л Ш Б Т И Р Н П АК Е Ь Л О Ш Г Б С В Ч ЫУ Ч С Я Ф Ц Т И Н Е М С В У М Р Г Н К Е А М И Т Б Щ Д Ш Р П В К Е Г Н Ш А ЫВ Ф ЫЖ Е Т Ь Н Е Ю Я С М И П А У Ц Й Н О Ь Б Л Ж Э Х З Е М С Ч Я ЫФ Ц У А М И Т Р Ч Я ЫС Т О Р И М Я Ч С Е К У В Ч Я М Ю Ж Д Ъ Й Я И Т О Г Р П С В К У Е З Х Р П А В С И М Т Ь Б Л О Г Н Е П А С В ЫЧ Я Й Е И Л Д Л Д Х Ж Э Ю Б Ь И М Р Н П В С В Ч М И О Т П О Л Д Л П И С Е Е М Ч Ч Я Ц Ф Ф Я Ч С М И Т Ь Л Ь Т П А В Ц Й С М П Р Г Ш Щ Ж Д Л О Р П А В ЫД Л Ш О И Ч С М П Е И М И Т Ь Б Ю Э Ж Ъ Х З Щ Е К У Ц Й Ф ЫВ А Р П А К У В Н Г Ш Щ З З Д Л О О Р И И С Ч ЫР П Н А К А И М С Ч Я Е Ю Е Б Ь Т Т Д О Л О Л З Х Щ З Ш Е К У Ц Й Ф Ю Б Ь И Т М С Я Х З О Р И М С Ч Я Е Ф ЫК Е Н Г О Ж Д Л Ш О Г Р Н П Е А К В У ЫЦ Й Ф Я Ч ЫС В М А И П Т Р Ь О Б Л Ю Д И Ш Н А С В Ж Д Щ Л О М И Э Х Е Г Ш О П И А Е К А Е С Я Ф Ц С И Т О Л Ш Щ Л Ь Т П Р Г Ш Ш П К А Б Ь Т М С С Ч Я В А Ч Я Ф ЫД Л О П Р О Д Л О Р У К Е Н Г Ш Щ З Щ Ш О И Р П М С А В Ч ЫЯ Ф Ц У К К Е Ъ Ж Д Л О Т И С М И М П Е Н Г Ш Л Д Щ Л О Р Т И М А С В Ч ЫВ У А К П Е П Л Ш О Г Р Н П Е А П А В Т О Н Р И М С А В Ч Я Ч С А И Т Ь Б Ю Т О Ь И П М С А В У К И Т О Р Н Е А М С В Ч ЫУ Ю Ю Б Д Л Ш О Т Т Р И П М А Е Н О Г Ш Л Щ Д Б Ь О Р Г Н П У В Ю Х Я Ч ЫФ Ь Т Ь Б А К Р В ЫЦ У Й Ф П Р О М А В С М И Т Ь Б А К Ж З Д Х С Ю У Ж Е М П Н Т И О Б Е Н Г О Л Ш О Т Г Р И М С В Ж Д Ю С Я Ц Ь Ш Р В И Д Л О Т И Т М П Е Н Т И Н Е А М В С К А Е Н Г О Т Ь Б Л О Е М С М Ч ЫМ П О Д О Р С А У К Е Ш Л Т М М А Л Б Ь И С А В ЫН Р А Н Щ Л Т О О А В П Ж А Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Л Я Б Ж С Н У А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Е Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Т Ч К Л Х Д Б Б В Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Т В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ П В У Л Щ Ш М П Е Ч В Ц К Е Ю Л Щ Г И А ЫФ С Э Х Г Л Т П А К У С А Е Н Г Ш Д Ь И Т Ф Й Ц Е М У К Э Ж З Л О Р А П С М И Т И Э Т Р А К Ю Т И Р П Н Е С В К А Ч Е Е И О Ь Щ З Ю Б Е Я Й Ц М П Е Т О Г Л Ш Б Т И Р Н П А К Е Ь Л О Ш Г Б С В Ч ЫУ У Ч С Я Ф Ц Т И Н Е М С В У М Р Г Н К Е А М И Т Б Щ Д Ш Р П В К Е Г Н Ш А ЫВ Ф ЫЖ Е Т Ь Н Е Ю Я С М И П А У Ц Й Н О Ь Б Л Ж Э Х З Е М С Ч Я ЫФ Ц У А М И Т Р Ч Я ЫС Т Р И М Я Ч С Е К У В Ч Я М Ю Ж Д Ъ Й Я И Т О Г Р П Я С В К У Е З Х Р П А В С И М Т Ь Б Л О Г Н Е П А С В ЫЧ Я Й Е И Л Д Л Д Х Ж Э Ю Б Ь И М Р Н П В С В Ч М И О Т П О Л Д Л П И С Е Е М Ч Ч Я Ц Ф Ф Я Ч С М И Т Ь Л Ь Т П А В Ц Й С М П Р Г Ш Щ Ж Д Л О Р П А В ЫД Л Ш О И Ч С М П Е И М И Т Ь Б Ю Э Ж Ъ Х З Щ Е К У Ц Й Ф ЫВ А Р П А К У В Н Г Ш Щ З З Д Л О О Р И И С Ч ЫР П Н А К А И М С Ч Я Е Ю Е Б Ь Т Т Д О Л О Л З Х Щ З Ш Е К У Ц Й Ф Ю Б Ь И Т М С Я Х З О Р И М С Ч Я Е Ф ЫК Е Н Г О Ж Д Л Ш О Г Р Н П Е А К В У ЫЦ Й Ф Я Ч ЫС В М А И П Т Р Ь О Б Л Ю Д И Ш Н А С В Ж Д Щ Л О М И Ж Э Х Е Г Ш О П И А Е КА Е С Я Ф Ц СИ Т О Л Ш Щ ЛЬ Т П Р Г Ш Ш П К А Б Ь Т М С С Ч Я В АЧ Я Ф ЫД Л О П Р О Д Л О Р У К Е Н Г Ш Щ З Щ Ш О И Р П М С А В Ч ЫЯ Ф Ц У К К Е Ъ Ж Д Л О Т И С М И М П Е Н Г Ш Л Д Щ Л О Р Т И М А С В Ч ЫВ У А К П Е П Л Ш О Г Р Н П Е А П А В Т О Н Р И М С А В Ч Я Ч С А И Т Ь Б Ю Т О Ь И П М С А В У К И Т О Р Н Е А М С В Ч ЫУ Ю Ю Б Д Л Ш О Т Т Р И П М А Е Н О Г Ш Л Щ Д Б Ь О Р Г Н П У В Ю Х Я Ч ЫФ Ь Т Ь Б А К Р В ЫЦ У Й Ф П Р О М А В С М И Т Ь Б А К Ж З Д Х С Ю У Ж Е М П Н Т И О Б Е Н Г О Л Ш О Т Г Р И М С В АЖ Д Ю С Я Ц Ь Ш Р В И Д Л О Т И Т М П Е Н Т И Н Е А М В С К А Е Н Г О Т Ь Б Л О Е М С М Ч ЫВ М П О Д О Р С А У К Е Ш Л ТМ М А Л Б П И М С В Ч Ы |
|
|
Обработка результатов:
1. В результате эксперимента можно получить следующие данные:
S – количество просмотренных знаков;
G – количество правильно зачеркнутых и подчеркнутых знаков;
O – количество пропущенных или неправильно зачеркнутых и подчеркнутых букв (учитывать все).
2. Коэффициент точности внимания A вычисляем по формуле:
G
A= -----------
G + O
Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, коэффициент точности внимания будет равен 1. При наличии ошибок он всегда будет меньше 1.
Вычисляем коэффициенты точности внимания: за работу в целом, т.е. за 8 минут; за работу по каждой минуте в отдельности (A1, A2, A3…A8).
3. Показатель продуктивности внимания E вычисляем по формуле:
|
E = A х S,
Где A – коэффициент точности внимания;
S – число просмотренных знаков.
Вычислить показатели продуктивности внимания:
За работу в целом – E; за работу по каждой минуте (E1, E2, E3,…E8).
4. Приготовить свободную таблицу показателей A и E.
Показатели точности и продуктивности внимания
Показатель | Время в мин. | |||||||
A | ||||||||
E |
5. Начертить сравнительную диаграмму показателей A и E.
6. На основании сравнительного анализа количественных данных описать динамику устойчивости внимания и работоспособности.
Характер изменений (уменьшение или увеличение, колебания) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в 1-ю,4-5-ю и 8-ю минуты) указывает на устойчивость или неустойчивость, истощаемость внимания.
Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод о характере установки испытуемого (установка на точность или на скорость работы).
По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания.