ЧЕК-ЛИСТ «РЕДАКТИРУЮ СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ»
Читаем вопрос проблемы и соотносим его с позицией автора
Убеждаемся, что они соответствуют друг другу и что
Дан ясный и чёткий развёрнутый ответ на вопрос проблемы
Примеры-иллюстрации
Проверяем, какой оборот вы используете в первом предложении комментария.
Рассуждать можно только о чём-то.
Размышлять допустимо и о чём-то, и над чем-то
Надо привести 2 примера из текста.
Пример – это цитата, с помощью которой автор решает сформулированную вами проблему.
Используйте фразы: "Автор обращает наше внимание... Он приводит в пример.... Автор выделяет такие аспекты проблемы..."
Не пересказывайте много текста. Проверить себя можно так: посчитайте количество действий героя текста. Если их три, значит это уже пересказ!
При написании комментария надо идти "вслед за автором ", то есть идти его путём:
ü Вот он поставил проблему (вопрос).
ü Авторская позиция - ответ на этот вопрос.
ü А что между вопросом и ответом?
ü Какие примеры приводит автор?
ü Какие цитаты использует и с какой целью?
ü Как он относится к герою и по каким признакам это видно?
ü Как он оценивает приведённую в тексте ситуацию (если это текст художественного стиля)
Главное - не смешивать автора и героя-рассказчика. Даже если кажется, что автор пишет о себе, так как он пишет "я", надо всё равно писать: "Автор использует..., поднимает проблему", но "Рассказчик чувствует..., герой понимает, что..."
Пояснения
Проверяем, действительно ли ваше пояснение логически вытекает из примера.
4. "Мостики", "связки"
Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего.
|
Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.
5. Проверьте, написали ли вы смысловую связь и проанализировали её.
Логическая связь двух пояснений и позиции автора
Проверьте, что вы написали в пояснениях к каждому примеру
И обобщите это в позиции автора.
7. Убеждаемся в том, что вами написано согласие с позицией автора + ваша позиция +
аргумент в обосновании вашей позиции.
Не забудьте, что в обосновании тоже нужно писать микровывод.
8. Заключение должно быть логически связано с проблемой, позицией автора и вашим
обоснованием.
Только после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с проблемой и не содержит логических ошибок, приступаем к
ПРОВЕРКЕ РЕЧЕВОГО ОФОРМЛЕНИЯ,
т.е. обнаружению речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных и фактических ошибок.
9. Ищем речевые ошибки:
Проверяем, как вы назвали автора во всём тексте сочинения:
· В 1 абзаце – фамилия и инициалы
· Во втором – автор
· Далее – публицист (в публицистическом тексте)
· Писатель – в художественном тексте.
· Далее чередуем эти слова или используем предложения, в которых слово «автор» не звучит, но подразумевается (например, в тексте говорится…)
Текст называем только текстом. Есть вариант написать "в предложенном отрывке", но вдруг это окажется и не отрывок вовсе, а статья или небольшой рассказ целиком? Тогда можно нарваться на фактическую ошибку.
Следующий запрет связан со словом "данный" ("В данном тексте автор такой-то ставит проблему такую-то"). Почему этого слова следует избегать? Во-первых, это канцеляризм - слово, распространённое в официально-деловом стиле. Смешение стилей – это речевая ошибка.
|
Следует избегать и словосочетания " в своём тексте автор пишет...". Вряд ли он смог бы написать что-нибудь в чужом тексте.
Избегаем устаревших союзов ибо, дабы, нежели.
6)В заключении не используем канцеляризмы (в вышеприведённом тексте…)
7) Не пишем слово ведь
Читаем текст по отдельным предложениям и ищем
Пунктуационные и грамматические ошибки
Находим грамматические основы, задаем вопрос к второстепенным членам предложения. Это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено.
Обращаем внимание на знаки препинания. Если вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, изменяйте конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Не бойтесь изменять предложения, менять слова. Здесь можно и нужно изменять текст.
Читаем каждое слово по слогам и ищем орфографические ошибки
Читать лучше текст не с первого предложения, а с конца. Или просто не с начала предложения, а с последнего слова в нем, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. Это известный способ проверки "с конца".
Подсчитайте количество слов
Учитываются все слова. в том числе предлоги, союзы, частицы. Цифры, например, год (1978), а также слова с дефисным написанием рассматриваются как одно. В случае, если получилось меньше 150 слов, придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.
|
Если в сочинении недостает нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова (конечно, безусловно, несомненно, бесспорно), а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным.
13. Аккуратно и ОЧЕНЬ разборчиво перепишите сочинение в бланк.
· Пишите через строку. Пощадите глаза эксперта!
· Не пишите на обороте бланка!
У вас всё получится! Я в этом не сомневаюсьJ