Организация фольклорной работы в школе




Потопахиной Елены Павловны

Курск 2017

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Приступая к музыкально-эстетическому образованию детей на основе музыкального фольклора, необходимо ясно представлять себе сущность этой самобытной художественной системы. Если определять коротко, то музыкальный фольклор – это народная музыка или, точнее, традиционное народное музыкальное искусство. Именно традиционное, уходящее своими корнями вглубь веков. Вне традиции фольклора нет и быть не может. В нем своеобразны и традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения действительности. До сих фольклорные традиции живут и развиваются, хотя и не столь широко и интересно, как это было прошлые века. И сейчас еще многочисленные фольклорно-этнографические экспедиции, пред- принимаемые различными научными, творческими организациями, учебны- ми заведениями страны, постоянно и заново открывают для нас сохра- нившиеся образцы народного искусства там, где оно считалось исчезнувшим, выявляют очаги живых фольклорных традиций.

Сложные диалектические процессы, характеризующие современное состояние народного творчества, свидетельствуют о важных качественных преобразованиях форм его жизни и развития в новых исторических условиях. Поэтому к фольклору следует относиться не как к застывшему явлению прошлого, а как к жизне- стойкому источнику современной самобытной народной художественной культуры. Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме.

Главный принцип освоения фольклора – глубоко проникать в сущность фольклорного творчества, в глубинные слои художественного народного мышления, и на этой основе как можно полнее раскрывать художественный потенциал каждого приобщающегося к фольклору индивидуума.

Фольклор предстает искусством необычайно цельным. Эта цельность особого рода, так как она дает возможность человеку ощутить себя частью этой объективной цельности, частью своего народа. Фольклор как художественная традиция целого народа сочетает в себе два коррелирующих понятия - индивидуальное и коллективное. При этом коллективность в фольклоре выступает как «форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией»*. Коллективность как эстетическая категория в фольклоре реализуется в творческом процессе, в котором происходит соединение коллективного творчества с индивидуальным, «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности»**. Певцы, изливая свои чувства, «стремятся каждый проявить свою личность, но вместе с тем заботятся о красоте общего исполнения…*** Таким образом, принцип коллективности фольклорного творчества, основанный на диалектическом единстве коллективного и индивидуального, является основополагающим и в организации обучения музыкальному фольклору.

______________

*Земцовский И. Народная музыка и современность. - В сб.: Современности и фольклор. Статьи и материалы. М.: Музыка, 1977, с. 49-50. ** Линева Е. Жива ли народная песня? - Русские ведомости, 1903, 31 января. *** Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1. - СПб., 1904.

Эстетическое отношение фольклора к действительности проявляется в процессе жи- вого исполнения - творчества. Эстетическое воздействие фольклора значительно снижается в восприятии его только через воспроизводящие формы - книгу, видео, кино. Сила влияния фольклора заключается в той непосредственной реакции, которая возникает у слушателя и зрителя в самый момент исполнения. Но еще более ценно то эстетическое наслаждение, которое получают сами исполнители. Одно дело - видеть, как пляшут и поют другие, но иное - самому принять участие в творческо - исполнительском акте. Фольклор тем и уникален, что рождается и существует в среде самих танцоров и исполнителей, для них самих. И в этом смысле фольклор является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепоще-ния личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Отсюда вытекает следующий принцип - обучение фольклору должно носить обязательно живой, неформальный характер.

Очень важно понять внутренний динамизм фольклорной традиции, достигаемый единством таких взаимоисключающих категорий, как устойчивость основных признаков традиции и одновременно их вариантность, сохранение определенных сложившихся традиционных формул и существующая на этой основе импровизационность. Только соблюдение единства указанных полярных категорий в обучении музыкальному фольклору может обеспечить верную методическую установку, при которой фольклор, с одной стороны, сохранит свою самобытную традиционную (устойчивую) форму, а с другой, - не станет догматическим надолбом.

Небольшой ретроспективный экскурс проливает на существовавший механизм передачи традиционной культуры от старших к младшим: он проходил в условиях единой музыкальной среды изустным способом. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором в его естественных, бытовых проявлениях, дети осваивали его язык, постигали сущность традиционной культуры. Происходило это на вечерах, в беседах, на посиделках в различной форме и разными способами, в том числе и с помощью игр, песен, во время которых осуществлялась своего рода социализация детей и подростков, сообщались те эстетические и этические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

В патриархальном крестьянском обществе дети, естественно, были включены и трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у них была своя роль. Характерная для прежних времен передача традиции от взрослых к детям давно нарушилась. Современная система воспитания и образования выделила детей из мира взрослых. Условия урбанизации привели и продолжают приводить ко все большей пространственной и психологической разобщенности работающих родителей и детей, которые основное время проводят в кругу сверстников. В результате появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Утрачены многие замечательные детские игры. Фольклорная среда современного человека, особенно городского, доведена практически до нуля. Нет ни «вечерней сказки» бабушки, ни «колыбельной» матери. В детском саду и в школе фольклор «изучается» в плановом порядке, и преподносится детям в форме музыкальных и литературных «памятников», то есть прочитанных по книжке, спетого по нотам.

 

 

Конечно, невозможно да и бессмысленно пытаться возрождать тот бытовой уклад, поро-дивших устное художественное творчество народа. Как нельзя воротить патриархальный быт, так нельзя привить народу целиком старую песню. Сегодня необходимо искать такие формы музыкального воспитания и образования, которые органично сочетали бы в себе многообразие интересов современника, приобщали его к народной национальной культуре как составной части духовного потенциала человека. Если раньше «погружение» в фольклор протекало для ребенка как бы само собой, естественным путем, то в настоящее время оно осуществляется как правило, в результате целенаправленного обучения, формализованного и произвольного, что по сути своей противоречит неформальной и произвольной природе фольклорного творчества. Поэтому к организованному обучению необходимо относиться как к творческому процессу, нуждающемуся в особой непринужденной обстановке, микрокли-мате доверия и естественного поведения. Живую изустную форму народного песнетворчества нельзя подменять или ограничивать механическим выучиванием народных песен.

Хорошо, когда народная песня звучит со школьной сцены, и звучит ярко, слаженно, чисто и слитно. Качественное и эмоционально окрашенное исполнение зажигает слушателей, вдохновляет исполнителей и роднит в них желание еще больше заниматься фольклором. Но главное все-таки при этом кроется не в сиюминутном концертном выступлении, а в тех наполненных творчеством учебных занятиях, которые хотя и остаются «за кадром» концерта, помогают ребенку ощутить момент истинного творчества, вкусить радость его, сделать такой же потребностью души, какую испытывают подлинные носители народной культуры в момент творческого подъема.

Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно-обучающие возможности, каким является фольклор. Его главное достоинство заключается в импровизационном характере творческой деятельности. Именно это открывает гораздо большие возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей детей. Синкретичность фольклорного музицирования (органическая связь в нем пения, игры, пластика движений и других видов художественного самовыявления), яркая образность музыкально-поэтического и хореографического языка, доступность для понимания - все эти качества позволяют фольклору занять в программе эстетического воспитания детей самое достойное место и рассматривать его как ЦЕЛЬ обучения народной культуре и как СРЕДСТВО нравственно-эстетического воспитания обучающихся.

 

 

 

 

Организация фольклорной работы в школе

В настоящее время детское музыкальное образование, как и вся система образования, переживает пору серьезной перестройки и обновления. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. В этом контексте представляется важным своевременным актом - переоценка роли народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. К решению данной проблемы в широком масштабе мы сегодня пока еще не готовы: не хватает руководителей, знающих основы фольклорного песнетворчества, отсутствуют необходимые репертуарно-мето-дические пособия и т. д. Н о время не ждет, и эту работу следует начинать, ибо сама жизнь настоятельно требует перестройки взгляда современного общества на духовные ценности прошлого, на народно - художественные традиции. То, что утеряно обществом в отношении народности, в том числе музыкального, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. В решении этих проблем правильная ориентация массовой музыкально-воспитательной работы поможет сделать много ценного, закладывая в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, уважительное отношение к традициям предков, понимание своей культуры. Занятия музыкальным фольклором будут этому способствовать.

Организация фольклорной работы требует от руководителя исключительной заинтересованности, фантазии, энергии и терпения. Дело в том, что ограничение только классными занятиями означает упущение больших возможностей неформальной работы со школьниками. Ведь внеклассные формы в данном случае следует рассматривать не только как дополняющие учебные занятия, но и в значительной мере стимулирующие всеобщий интерес обучающихся к фольклорному исполнению, создающие в школе общую доброжелательную атмосферу понимания самобытности характерного фольклорного песнетворчества. Сочетание классных и внеклассных форм занятий, их взаимодействие и взаимопроникновение в процессе обучения детей музыкальному фольклору позволит руководителю добиться гораздо больших успехов в работе, ученикам же полнее и глубже проникнуться народной художественной культурой.

Выполняя учебную программу, предусматривающую минимум необходимых знаний народного музыкального творчества и навыков фольклорного музицирования, преподаватель имеет возможность объединить на их основе интересы обучающихся разных классов и возрастов. При этом могут быть использованы самые различные неформальные способы общения учеников, объединенных общей идеей (например, организацией фольклорного ансамбля, фольклорно-этнографических экспедиций, школьного музея народного творчества, общешкольных фольклорных праздников и др.).

Надо заметить, что, несмотря на выросший за последние два десятилетия общественный интерес к старинным образцам народного песнетворчества, большая часть наследия, особенно городского, воспринимает его все же с отчуждением, как некую экзотику. И школа, к сожалению, не является исключением. В этой связи перед педагогом народного пения встает

 

первоочередная задача - найти такие формы фольклорной работы, которые, с одной стороны, вызывали бы у ребят живой интерес к народным песням, желание разыгрывать их, и, с другой, - давали бы зримый художественный результат этого творческого процесса в виде публичных выступлений с фольклорными программами. Для этого приобщение к музыкальному фольклору должно протекать как бы изнутри, содержательно, на основе изучения законов народного песнетворчества, условий его бытования, но никак не механически, путем заучивания народных мелодий. В то же время стремление к совершенствованию, отточенности исполнения, сопровождаемое кропотливой репетиционной работой, невозможно без многократных повторений, упражнений в искусстве пения. Педагогическое мастерство руководителя в том и состоит, чтобы сочетать упорный учебный труд, со свободной творческой раскрепощенностью учеников, теорию с практикой, технику с творчеством, то есть насыщать трудоемкий процесс обучения радостью художественного самовыражения.

Как же увлечь ребят фольклором? Какие подобрать слова, образцы для передачи (но без лишнего теоретизирования!) необходимых фольклорных сведений, а также неповторимого аромата народной поэзии, ее глубокого символического смысла, заключенной в ней мудрости и жизненной силы народа? Здесь нужны не только специальные знания, но и увлеченность предметом, артистический талант преподавателя, его умение донести до ребят национальное своеобразие, характерность народного пения. Эти педагогические качества могут проявитьс я при условии искреннего желания познать народные традиции. Оно поможет руководителю научиться говорить языком фольклора, овладеть народными средствами художественной выразительности, быть в большой степени осведомленным в вопросах фольклорного творчества. Для этого необходимо постоянно читать специальную литературу, искать и находить новые источники фольклорных знаний.

Чтобы занятия носили серьезный характер и нацеливали обучающихся на глубинное постижение художественных народных традиций, надо позаботиться об их багаже в части фольклорных впечатлений. Только живое общение с носителями конкретных фольклорных традиций может дать правильные и наиболее полные представления о специфике фольклорного творчества, о народном искусстве в целом. Следовательно, нужно настраиваться на постоянную практическую фольклорно-этнографическую работу с учениками. Она может стать увлекательной, похожей на работу археологов, также имеющих дело с историческими памятниками минувших веков. Кстати, в этом плане уроки вокала на основе музыкального фольклора тесно смыкаются с другими школьными предметами. Такую очевидную межпредметную связь желательно использовать в учебной работе школы.

Наиболее эффективной формой осуществления фольклорной практики является фольклорная экспедиция. Она не должна пугать педагога. Существует масса литературы, в которой содержатся обстоятельные рекомендации по вопросам организации и методики собирательской работы. Совсем не обязательно ехать в экспедицию далеко и надолго. Можно ее провести в один день в близлежащей местности. Главное - разыскать нужного исполнителя или группу исполнителей народных песен, сохраняющих певческие традиции, характерные для данного района, области, края. Этим исполнителем может стать бабушка или дедушка какого-либо ученика, ученицы из того или иного класса. Важно заранее провести

 

поисково-подготовительную работу и затем результативно осуществлять встречу обучающихся с исполнителями народного мелоса. Здесь большое значение имеют именно личные впечатления, получаемые из непосредственных контактов с носителями фольклорных традиций в быту, наблюдение за их манерой держаться, говорить, одеваться, размышлять, за их внешней осанкой и внутренним состоянием души, формами бытового общения, нравами и обычаями. Все вместе это дает возможность проникнуться атмосферой народной жизни и мудрости, миропонимания, что в итоге позволит эффективнее, о рганичнее усваивать народно-песенные традиции, по-настоящему ощутить певческий стиль и передать его в своем исполнении.

Для обеспечения успешной работы с первых же дней следует позаботиться о создании материально-технической базы фольклорных занятий. Ее составляют прежде всего такие важные технические средства обучения, как аудио и видео аппаратура, комплекты народных музыкальных инструментов ложки, трещотки, бубен, рубель, ветряк, жалейка, свистульки, кугиклы, свирели и др.). Инструментов должно быть в достаточном количестве - для всех присутствующих на уроке. Какую-то часть инструментов можно приобрести в магазинах, остальные добываются в экспедициях, либо делаются своими руками.

Надо сказать, что в обучении музыкальному фольклору большую роль играет наглядность. Она должна выражаться как в слуховых, так и в зрительных впечатлениях. Последние могут накапливаться в школьном музее народного творчества. Его создание не только укрепит наглядную базу обучения, но сплотит ребят вокру г идеи возрождения национальной культуры. Предметами музейной экспозиции могут стать: домашняя утварь старинного крестьянского быта, народная одежда, вышивка, игрушки (матрешки, абашевские свистульки, дымковские и богородские игрушки), предметы народных промыслов (жестовские, хохломские, палехские, гжельские, вологодские, архангельские изделия прикладного искусства), народные музыкальные инструменты, старинные издания народных песен, сказок, пословиц, поговорок, и т. п.

В организационную работу желательно вовлекать родителей, вести с ними беседы о важности воспитания детей средствами народного искусства. Родители могут оказать неоценимую помощь в проведении фольклорных экспедиций, коллективных посещений фольклорных концертов, в покупке народных музыкальных инструментов (для индивидуального пользования, но на благо всего коллектива!), а также в приобретении материалов и пошиве народных костюмов.

Многогранная работа вполне может вылиться в большое дело, организующее классную жизнь учеников, прививающее им самостоятельность (например, в уходе за музыкальными инструментами), инициативу (в создании школьной фотолетописи» В поисках родников народного творчества»).

Современные дети в подавляющем большинстве запущены не только с точки зрения эстетического образования, но и в общекультурном плане. У большинства почти полностью отсутствует потребность в художественном творчестве. Поэтому народным пением с неподготовленными к восприятию фольклора обучающимися (особенно старшеклассниками) чрезвычайно трудно, а иногда

 

 

просто бессмысленно и безнадежно. Поэтому надо начинать с первоклассников, с пробуждения у них интереса к предмету творчества. И дисциплину держать не окриками, а интересными содержательными занятиями. Пока первоклассники будут осваивать песенный фольклор в порядке учебной дисциплины, другие ученики, интересующиеся фольклором, могут петь в ансамбле на добровольных началах. Так, класс за классом, ступенька за ступенькой, в фольклорное творчество втянутся все.

Класс в 30-40 человек следует поделить на три (четыре) группы. Это - специфика русской певческой традиции. Количество исполнителей в певческой крестьянской «артели» обычно не превышало 15-16 человек. Оптимальное число участников ансамбля было обусловлено импровизационным характером фольклорного творчества, максимально выявлявшим индивидуальное начало певцов и одновременно требовавшим строгой согласованности их действий, что, естественно, невозможно без количественного ограничения состава поющих. Поэтому коллективные занятия музыкальным фольклором следует количественно регламентировать. Нарушение сложившихся традиционных норм существенно повлияет на качество обучения: либо будет хаотичным, либо выльется в механическое заучивание некоторого набора упрощенных народных песен. Именно певческий ансамбль (а не хор!) позволит руководителю вести углубленную индивидуальную работу, учитывающую импровизационный характер фольклорного песнетворчества, в котором каждый певец стремится не только передать коллективно исполняемую песню, но и выразить себя через нее как самобытную личность. Коллективная импровизация составляет сущность творческого метода фольклора и диктует свои неукоснительные правила и законы. В школе искусств творческий процесс организуется поэтапно, в комплексе трех основных видов творческой деятельности: сочетании стихотворных текстов, варьировании напевов и импровизации различных движений, мимики и т. п.

Обучение музыкальному фольклору строится на таких известных дидактических принципах, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное основание материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения, и все это при обязательном учете возрастной психологии детей. Известно, что детские вкусы изменчивы: для каждого возрастного периода характерны свои особенности. Народная педагогика, обращенная к миру малыша, освещена поэзией и добром. Считалки, попевки, игры и другие жанры творчества наиболее соответствуют законам «детской психологии», которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы, предпочтения и творческие возможности. Малышам близки и понятны родные напевка, считалки, прибаутки, попевки, игры и пр., равно как полезны и доступны. Поэтому именно с детского фольклора целесообразно начинать музыкально-эстетическое воспитание и образование ребенка. Вместе с тем занятия фольклором не должны носить обособленный, оторванный от современной жизни характер. По мере продвижения в учебе обучающиеся знакомятся школьники знакомятся и с композиторским творчеством. На первых порах они больше слушают произведения композиторов, нежели исполняют их. Преимущество отдается классикам, которые в своем творчестве талантливо разрабатывали народный мелос (например, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка и др.). Год от года удельный вес профессиональной музыки, используемой в школьной программе эстетического воспитания должен возрастать.

 

При этом расширяется круг композиторских имен и примеров современной и зарубежной музыки, включая развлекательную. Хороший художественный вкус и верные ценностные ориентации, приобретенные школьниками в процессе овладения высокими образцами народно-песенного творчества, помогут им в дальнейшей музыкальной адаптации: объективне е оценивать музыкальные направления и на этой основе строить свои предпочтения.

Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучению музыкальному фольклору - его синкретизм, соединения в нем пения, танца, игры на народных инструментах, драматического действа. Такое гармоническое сочетание различных видов творческой деятельности открывает большие возможности: переключая внимание учеников с одного вида творчества на другой, педагог снимает с них усталость, психофизические нагрузки, активизирует формы занятий, делает их более продуктивными. Кроме того, обучающие получают равные возможности для раскрытия своих способностей в том или ином виде творчества, пробуя свои силы. Вплетая в музыкальную работу произведения словесного фольклора (прибаутки, скороговорки, считалки, потешки, жеребьевки, приговорки, загадки), элементы народных танцев и ролевой игры, педагог создает необычную, неформальную обстановку, способствующую раскрепощению, непринужденному поведению, то есть основу для свободного творчества. Такая нетрадиционная учеба нуждается в особых условиях, и прежде всего в просторном, хорошо проветриваемом помещении, где дети могут не стесняясь плясать, играть, шуметь, радоваться, не боясь эмоциональ- но ярко проявить свои чувства.

Многие фольклорные жанры не только заключают в себе этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому развитию детей. Включение игровых форм в творческий процесс происходит не сразу. Здесь нужно проявить внимание к каждому ребенку и подкрепить его коллективной атмосферой творчества, увлекательной игры. Знакомство с новым материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов, творческих решений - все это происходит в игре, вызывающий у детей живой интерес.

Для большей наглядности занятий можно использовать тематические просмотры диапозитивов, репродукций, альбомов, фотографий; коллективные посещения специальных кинопрограмм, выставок изделий художественных народных промыслов, народной одежды; посещение музеев под «открытым небом» и т. п.; целенаправленное прослушивание магнитофонных записей народной музыки, а также организацию встреч непосредственно с исполнителями народных песен и наигрышей.

Разнообразные формы фольклорных занятий требует от педагога целого комплекса специальных знаний и навыков, связанных с драматургией народных песен, основами народного танца, народными обрядами и обычаями, актерским мастерством, выразительной декламацией, искусством импровизации, игрой на народных инструментах, выразительным интонированием в «разговорной» манере пения. В народном искусстве все это, вместе взятое, предстает как естественно развивающийся, содержательно и эмоционально направ-ленный процесс творчества - исполнительства. И всему этому можно научиться, все это познать, если горячо желать и верить в возможность и реальность осуществления поставленной цели. «Не боги горшки обжигают», - гласит мудрая пословица.

 

Надо только помнить, что народное искусство - самое демократическое и близкое массам, но в силу сложных исторических процессов во многом утраченное ими, - может и должно быть возвращено современным и будущим поколениям, дабы они не стали поколениями «Иванов, не помнящих родства». И начать возрождение в народе утраченных традиций должна школа.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

По организации работы

Козлова И. В., Бартюкова И. Н. Организация и деятельность детских фольклорных коллективов в общеобразовательной школе. - М.: ВНМЦ, 1988.

Лейчук С. И. Примерная программа для фольклорных, этнографических и литературных кружков «Детский фольклор и обряды». – М.: ВНМЦ, 1987.

Малицкая Б. М. Опыт работы фольклорного ансамбля «Зарайчаночка» с. Летуново Зарайского р-на Московской обл. - М.: ВНМЦ, 1987.

Сорокин П. А. Формирование репертуара детского народного хорового коллектива. - М.: ВНМЦ, 1984.

По собиранию фольклора

Балашов Д. М. Как собирать фольклор (руководство по сбору произведений устного народного творчества). - М.: Знание, 1971.

Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. - М.: Просвещение, 1979.

Кулаковский Л. В. Как собирать фольклор. - В кн.: О русском фольклоре. - М.: Наука, 1977.

Чистов К. В. Современное народное творчество, его собирание и изучение. - М.: Музгиз, 1963.

Щуров В. М. Как сохранить народную мудрость. - В сб.: Клубные вечера. Вып. 13 (1978 г.), вып. 14 (1980г.). - М.: Советский композитор.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: