Вопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык» (4 семестр)
Направление Педагогическое образование
профили «Русский язык», «Образование в области иностранного языка»
Экзаменационный билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание.
Перечень теоретических вопросов
1. Лексикология как раздел языкознания. Предмет и объект лексикологии. Аспекты и направления изучения словарного состава русского языка.
2. Словарный состав в системе языка. Понятие лексики. Подвижность лексического состава языка. Особенности лексики как системы. Парадигматические, синтагматические и эпидигматические отношения в лексике.
3. Слово как основная единица языка. Признаки слова. Проблема тождества слова. Понятие лексемы и лексико-семантического варианта. Форма слова и вариант слова.
4. Лексическая семантика как наука. Семасиологический и ономасиологический аспекты изучения лексического значения. Семантическая структура слова. Сема как минимальный компонент значения слова. Понятие семемы. Интегральные и дифференциальные семы.
5. Лексическое значение слова, его структура. Значение слова и понятие. Лексическое и грамматическое значение слова. Денотативный, сигнификативный и коннотативный компоненты лексического значения слова.
6. Типы лексических значений по деривационной значимости (основное и производное значение), по характеру номинации (прямое и переносное значения). Типы переносных значений (перечислить). Типы лексических значений по степени мотивированности (немотивированные и мотивированные). Понятие внутренней формы слова. Понятие народной этимологии.
7. Моносемия и полисемия. Способы переноса лексических значений. Метафора как способ переноса именования, ее разновидности. Метонимия как способ переноса именования, ее разновидности. Синекдоха как способ переноса именования.
|
8. Типология лексических значений по особенностям лексической сочетаемости слов. Свободные и связанные значения, их различия. Разновидности связанных значений: фразеологически связанные, синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные (обусловленные) значения, их различия.
9. Синонимия. Понятия синонимического ряда, доминанта синонимического ряда. Типы синонимов (семантические, стилистические и семантико-стилистические синонимы). Узуальные и контекстуальные синонимы. Понятие эвфемизма. Использование синонимов в речи.
10. Антонимы как семантическая противоположность слов. Антонимический ряд. Типы антонимов по структуре. Понятие энантиосемии. Узуальные и контекстуальные антонимы. Использование антонимов в речи.
11. Омонимия как разновидность парадигматических отношений. Разграничение омонимии и полисемии. Пути образования омонимов. Паронимия.
12. Широкое и узкое понимание омонимии. Лексические омонимы, их разновидности. Широкое понимание омонимии (омофоны, омографы, омоформы). Использование омонимов в речи.
13. Системные отношения в лексике русского языка. Гиперо-гипонимия как родо-видовое взаимодействие слов. Парадигматические связи слов: лексико-семантическая группа (ЛСГ); тематическая группа (поле); семантическое поле; ассоциативное поле.
14. Формирование лексической системы русского языка. Исконно русская лексика: общеславянская, восточнославянская и собственно русская лексика. Старославянизмы, их фонетические, словообразовательные, семантические признаки. Функции старославянизмов в речи.
|
15. Заимствованная лексика в русском языке. Фонетические и грамматические признаки заимствований. Освоение иноязычных заимствований. Варваризмы и экзотизмы, особенности их использования в речи.
16. Заимствованная лексика из древних и новых языков в разные периоды истории русского языка. Непосредственное и опосредованное заимствование. Языки-посредники и их роль в формировании лексики русского языка. Калькирование и его виды. Отношение к заимствованной лексике в российском обществе.
17. Стилистическая характеристика лексики русского языка. Стилистически нейтральная и стилистически отмеченная (экспрессивная и эмоционально-оценочная) лексика. Виды эмоционально-оценочной лексики: положительная (мелиоративная) оценка и отрицательная (пейоративная) оценка, их разновидности.
18. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. Нейтральная (межстилевая) лексика. Книжная лексика, ее разновидности. Разговорная лексика, ее разновидности. Просторечная лексика, ее особенности.
19. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченной сферы употребления. Территориальная дифференциация лексики русского языка. Диалектизмы, типы диалектизмов. Использование диалектизмов в речи.
20. Социальная дифференциация лексики русского языка. Специальная лексика русского языка (термины и профессионализмы, их отличия). Жаргонизмы и арготизмы. Жаргонная лексика и литературный язык. Использование жаргонизмов в речи.
|
21. Лексика активного и пассивного словарного запаса. Современная (актуальная) лексика. Устаревшие слова, их разновидности (архаизмы и историзмы). Типология архаизмов. Использование устаревшей лексики в речи.
22. Активные процессы в лексике русского языка начала XXI в. Неологизмы, их разновидности. Способы появления новых слов и значений в языке. Окказионализмы, их отличие от неологизмов. Использование неологизмов в речи.
23. Фразеология как раздел языкознания. Объект и предмет фразеологии. Фразеологизм (фразеологическая единица) как единица языка. Узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка. Дифференциальные признаки фразеологизма.
24. Семантическая структура фразеологизма в современном русском языке: фразеологизмы однозначные и многозначные. Парадигматические отношения во фразеологии. Структурные типы фразеологизмов.
25. Семантические типы фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания и их дифференциальные признаки. Фразеологические выражения, их признаки.
26. Историческое формирование фразеологической системы русского языка. Функционально-стилевая характеристика русской фразеологии.
27. Лексикография как раздел языкознания. Типология словарей. Энциклопедические и лингвистические словари, их различия. Основные типы лингвистических словарей русского языка (перечислить). Словари учебные и академические, их различия. Школьные словари.
28. Толковый словарь как лексикографическая характеристика системных связей слов и фразеологизмов. Словарная статья толкового словаря, ее составные компоненты. Важнейшие толковые словари русского языка, их краткая характеристика.
Практическое задание
Практическое задание к билету предполагает комплексный анализ лексических особенностей относительно завершенного фрагмента текста. Для успешного выполнения практического задания необходимо повторить следующие теоретические вопросы: типы лексического значения слова; способы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха); типы омонимов, синонимов и антонимов; семантические, фонетические и грамматические признаки заимствований; функционально-стилистическая и территориально-социальная дифференциация лексики русского языка.
Образец текста для анализа
Работает портной начальством. Дома почти не бывает. Детей некому стегать, пороть некому: отец все на работе, да на работе. Строчит приказы. Ему бы на машинке строчить, а он теперь строчит только приказы. И на подчиненных мечет громы и молнии. А уж на совещаниях чего только не порет! Правда, он и прежде чего только не порол, но тогда хоть укладывался в одно слово. (Ф. Кривин)
Образцы заданий по тексту
1.Охарактеризуйте лексические явления, на которых строится текст Ф. Кривина.
2. Найдите слово, употребленное в тексте в прямом и переносном значении.
3. Найдите в тексте слова в переносном значении. Укажите тип переноса.
4. В каких значениях употреблено слово строчить? Подберите синонимы и антонимы к разным значениям этого слова.
5. Найдите в тексте заимствованные слова, укажите язык-источник.
6. Выпишите стилистически окрашенные слова определите характер стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски.
7. Выделите в тексте слова, относящиеся к пассивной лексике, укажите тип.