профили «Русский язык», «Образование в области иностранного языка»




Вопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык» (4 семестр)

Направление Педагогическое образование

профили «Русский язык», «Образование в области иностранного языка»

 

Экзаменационный билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание.

Перечень теоретических вопросов

1. Лексикология как раздел языкознания. Предмет и объект лексикологии. Аспекты и направления изучения словарного состава русского языка.

2. Словарный состав в системе языка. Понятие лексики. Подвижность лексического состава языка. Особенности лексики как системы. Парадигматические, синтагматические и эпидигматические отношения в лексике.

3. Слово как основная единица языка. Признаки слова. Проблема тождества слова. Понятие лексемы и лексико-семантического варианта. Форма слова и вариант слова.

4. Лексическая семантика как наука. Семасиологический и ономасиологический аспекты изучения лексического значения. Семантическая структура слова. Сема как минимальный компонент значения слова. Понятие семемы. Интегральные и дифференциальные семы.

5. Лексическое значение слова, его структура. Значение слова и понятие. Лексическое и грамматическое значение слова. Денотативный, сигнификативный и коннотативный компоненты лексического значения слова.

6. Типы лексических значений по деривационной значимости (основное и производное значение), по характеру номинации (прямое и переносное значения). Типы переносных значений (перечислить). Типы лексических значений по степени мотивированности (немотивированные и мотивированные). Понятие внутренней формы слова. Понятие народной этимологии.

7. Моносемия и полисемия. Способы переноса лексических значений. Метафора как способ переноса именования, ее разновидности. Метонимия как способ переноса именования, ее разновидности. Синекдоха как способ переноса именования.

8. Типология лексических значений по особенностям лексической сочетаемости слов. Свободные и связанные значения, их различия. Разновидности связанных значений: фразеологически связанные, синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные (обусловленные) значения, их различия.

9. Синонимия. Понятия синонимического ряда, доминанта синонимического ряда. Типы синонимов (семантические, стилистические и семантико-стилистические синонимы). Узуальные и контекстуальные синонимы. Понятие эвфемизма. Использование синонимов в речи.

10. Антонимы как семантическая противоположность слов. Антонимический ряд. Типы антонимов по структуре. Понятие энантиосемии. Узуальные и контекстуальные антонимы. Использование антонимов в речи.

11. Омонимия как разновидность парадигматических отношений. Разграничение омонимии и полисемии. Пути образования омонимов. Паронимия.

12. Широкое и узкое понимание омонимии. Лексические омонимы, их разновидности. Широкое понимание омонимии (омофоны, омографы, омоформы). Использование омонимов в речи.

13. Системные отношения в лексике русского языка. Гиперо-гипонимия как родо-видовое взаимодействие слов. Парадигматические связи слов: лексико-семантическая группа (ЛСГ); тематическая группа (поле); семантическое поле; ассоциативное поле.

14. Формирование лексической системы русского языка. Исконно русская лексика: общеславянская, восточнославянская и собственно русская лексика. Старославянизмы, их фонетические, словообразовательные, семантические признаки. Функции старославянизмов в речи.

15. Заимствованная лексика в русском языке. Фонетические и грамматические признаки заимствований. Освоение иноязычных заимствований. Варваризмы и экзотизмы, особенности их использования в речи.

16. Заимствованная лексика из древних и новых языков в разные периоды истории русского языка. Непосредственное и опосредованное заимствование. Языки-посредники и их роль в формировании лексики русского языка. Калькирование и его виды. Отношение к заимствованной лексике в российском обществе.

17. Стилистическая характеристика лексики русского языка. Стилистически нейтральная и стилистически отмеченная (экспрессивная и эмоционально-оценочная) лексика. Виды эмоционально-оценочной лексики: положительная (мелиоративная) оценка и отрицательная (пейоративная) оценка, их разновидности.

18. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. Нейтральная (межстилевая) лексика. Книжная лексика, ее разновидности. Разговорная лексика, ее разновидности. Просторечная лексика, ее особенности.

19. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченной сферы употребления. Территориальная дифференциация лексики русского языка. Диалектизмы, типы диалектизмов. Использование диалектизмов в речи.

20. Социальная дифференциация лексики русского языка. Специальная лексика русского языка (термины и профессионализмы, их отличия). Жаргонизмы и арготизмы. Жаргонная лексика и литературный язык. Использование жаргонизмов в речи.

21. Лексика активного и пассивного словарного запаса. Современная (актуальная) лексика. Устаревшие слова, их разновидности (архаизмы и историзмы). Типология архаизмов. Использование устаревшей лексики в речи.

22. Активные процессы в лексике русского языка начала XXI в. Неологизмы, их разновидности. Способы появления новых слов и значений в языке. Окказионализмы, их отличие от неологизмов. Использование неологизмов в речи.

23. Фразеология как раздел языкознания. Объект и предмет фразеологии. Фразеологизм (фразеологическая единица) как единица языка. Узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка. Дифференциальные признаки фразеологизма.

24. Семантическая структура фразеологизма в современном русском языке: фразеологизмы однозначные и многозначные. Парадигматические отношения во фразеологии. Структурные типы фразеологизмов.

25. Семантические типы фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания и их дифференциальные признаки. Фразеологические выражения, их признаки.

26. Историческое формирование фразеологической системы русского языка. Функционально-стилевая характеристика русской фразеологии.

27. Лексикография как раздел языкознания. Типология словарей. Энциклопедические и лингвистические словари, их различия. Основные типы лингвистических словарей русского языка (перечислить). Словари учебные и академические, их различия. Школьные словари.

28. Толковый словарь как лексикографическая характеристика системных связей слов и фразеологизмов. Словарная статья толкового словаря, ее составные компоненты. Важнейшие толковые словари русского языка, их краткая характеристика.

 

Практическое задание

Практическое задание к билету предполагает комплексный анализ лексических особенностей относительно завершенного фрагмента текста. Для успешного выполнения практического задания необходимо повторить следующие теоретические вопросы: типы лексического значения слова; способы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха); типы омонимов, синонимов и антонимов; семантические, фонетические и грамматические признаки заимствований; функционально-стилистическая и территориально-социальная дифференциация лексики русского языка.

 

Образец текста для анализа

Работает портной начальством. Дома почти не бывает. Детей некому стегать, пороть некому: отец все на работе, да на работе. Строчит приказы. Ему бы на машинке строчить, а он теперь строчит только приказы. И на подчиненных мечет громы и молнии. А уж на совещаниях чего только не порет! Правда, он и прежде чего только не порол, но тогда хоть укладывался в одно слово. (Ф. Кривин)

Образцы заданий по тексту

1.Охарактеризуйте лексические явления, на которых строится текст Ф. Кривина.

2. Найдите слово, употребленное в тексте в прямом и переносном значении.

3. Найдите в тексте слова в переносном значении. Укажите тип переноса.

4. В каких значениях употреблено слово строчить? Подберите синонимы и антонимы к разным значениям этого слова.

5. Найдите в тексте заимствованные слова, укажите язык-источник.

6. Выпишите стилистически окрашенные слова определите характер стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски.

7. Выделите в тексте слова, относящиеся к пассивной лексике, укажите тип.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: