Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.
У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.
Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.
В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе — гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.
В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.
Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.
Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.
На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.
Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.
Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%.. Для нормального развития девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).
Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.
Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:
Ø контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;
Ø врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;
Ø диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;
Ø медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;
Ø профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;
Ø профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;
Ø врачебные консультации по вопросам физической культуры
Ø и спорта.
Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.
Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).
Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).
Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления.
Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки
занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.
Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры:
Ø ангина — 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;
Ø бронхит — 7-21 день;
Ø отит — 14-28 дней;
Ø пневмония — 30-60 дней;
Ø плеврит — 30-60 дней;
Ø грипп — 14-28 дней;
Ø острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит — 60 и более дней;
Ø переломы костей — 30-90 дней;
Ø сотрясение головного мозга — 60 и более дней;
Ø острые инфекционные заболевания — 30-60 дней.
Важная форма работы врача и учителя физкультуры — профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.
Двигательная активность школьников. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие “двигательная активность” включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой.
Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных приборов — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).
У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.
Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.
Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.
Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.
Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:
диспансерное обследование — 2—4 раза в год;
дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;
врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;
санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;
контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);
строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.
Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.
Спортивная специализация — это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.
Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.
Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:
акробатика — с 8—10 лет;
баскетбол, волейбол — 10—13;
бокс — 12-15;
борьба — 10-13;
водное поло — 10—13;
гребля академическая — 10—12;
легкая атлетика — 11-13;
лыжный спорт — 9—12;
плавание — 7-10;
тяжелая атлетика — 13—14;
фигурное катание — 7-9;
футбол, хоккей — 10-12;
гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).
Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.
К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.
На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических наблюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития, и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студенты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приведены в таблице 1.
2.1 Таблица 1
Название группы | Медицинская характеристика группы | Допускаемая физическая нагрузка |
1. Основная | Лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии и физической подготовленности | Занятия по учебной программе физического воспитания в полном объёме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях |
2. Подготовительная | Лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленности | Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъявлением организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности и физического развития |
3. Специальная | Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, постоянного или временного характера, требующих ограничения физических нагрузок, допущенных к выполнению учебной производственной работы | Занятия по специальным учебным программам |
В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.
| ![]() |
ФИЗИЧЕСКЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ
4.1. Чем полезны физические упражнения
Правильные занятия помогут вам больше, чем горсть таблеток. Людей безнадежных в той мере, в какой была Гортензия, не так уж много.
Если у вас диабет или имеются заболевания сердца или других органов, то, возможно, вы нуждаетесь в особом лечении. Но не полагайтесь всецело на медикаментозные средства. Окажите себе услугу — начните регулярно заниматься физкультурой или спортом.
Занятия физкультурой:
— улучшают работу сердца, укрепляют сердечную мышцу, увеличивают объем выброса крови;
— нормализуют давление крови. Если у вас высокое давление, физические упражнения снизят его. Если давление низкое, то благодаря физическим занятиям оно поднимется до нормальной величины;
— повышают способность крови переносить кислород и позволяют большим объемам крови достигать всех частей организма;
— снижают частоту пульса. Это важно, поскольку сердцу не обязательно перегружаться. Если в спокойном состоянии у вас пульс 80, то это говорит о том, что ваше сердце перегружено. Упражнения снизят его до 60, уберегут ваше сердце от совершения лишних 28 тысяч ударов каждые 24 часа. И хотя нет статистическихвыкладок, показывающих, на какой срок физические упражнения удлиняют жизнь, но логически можно предположить, что удлиняют;
— обеспечивают хорошее кровообращение. Ваше кровообращение — это ваша жизнь. Кровь разносит кислород, элементы питания и другие необходимые вещества ко всем участкам вашего тела. Более того, кровь собирает продукты метаболизма и выносит их к почкам, легким и коже, где они выводятся из организма;
— повышая химическую активность, упражнения стимулируют более глубокое дыхание. Легкие при этом расширяются и, поскольку их работа становится более эффективной, из организма выводится больше углекислого газа;
— расслабляют мышцы, находящиеся в напряжении, и снижают всплески негативных эмоций. Вы чувствуете себя лучше, меньше гневаетесь и раздражаетесь;
— заряжают клетки мозга и нервов электрической энергией. Устанавливают и поддерживают баланс между соматической и вегетативной нервными системами;
— способствуют пищеварению и выделению, снижая количество газов и частоту запоров;
—укрепляют мышцы, кости, сухожилия. Предотвращают выведение минералов из костей, уберегают от остеопороза;
— балансируют работу эндокринной системы: более эффективно начинают работать ее железы;
— способствуют развитию умственных способностей;
— улучшают вашу фигуру и комплекцию;
— помогают сбросить лишний вес не только путем сжигания калорий, но путем регуляции темпа метаболизма; так что вы будете терять вес даже во сне;
— дают больше энергии, чем ее используется при их (физических упражнений) выполнении;
— замедляют процесс старения: вы начинаете выглядеть моложе;
— повышают выносливость и отдаляют порог усталости, являются хорошим лекарством от эмоциональной усталости;
— стимулируют выработку эндорфинов в вашем мозгу. Присутствие эндорфинов приносит ощущение легкости и отдаляет болевой порог.
Вам достаточно этого перечисления, чтобы начать двигаться? Многие согласились бы стать физически активнее, если бы тотчас смогли ощутить все преимущества занятий физкультурой. Но, увы, немало и людей, которые ограничиваются только объяснением причин, по которым ведут малоподвижный образ жизни.
Ваш ум, тело и дух — это триада, составляющая вашу личность. У вас нет в запасе другой физиологии. Вы не можете отделить себя от собственного тела и интеллекта. Человек — это не просто набор воздушных шариков с этикетками «тело», «ум», «дух». То, что влияет на одну часть вашего «я», влияет на вас в целом.
Представьте себе колесо. Оно состоит из обода, спиц и оси. Если убрать обод, исчезнет колесо как таковое. Если убрать спицы, вы получите два круглых предмета, но ни один из них уже не будет колесом. Уберите ось, и колесо также разрушится. Точно так же вы не можете отделить тело от ума. Пренебрегая состоянием тела, вы ощутите, что результаты этого пренебрежения скажутся на работе интеллекта. А свое тело вы не сможете содержать в форме, не занимаясь физкультурой регулярно, систематически, ежедневно. Если вы этого не делаете, рано или поздно колесо вашей жизни разрушится.
Чтобы лучше понимать, каким образом физические упражнения укрепляет ваше здоровье, давайте посмотрим, как они влияют на разные части человеческого организма.
4.2. Мышцы
Мышцы ответственны за движения организма. К нашим костям прикреплено более шести миллионов фибрилл (мышечных волокон). Все вместе они организуют разные движения. Это наша скелетно-мышечная система. Она насчитывает более 200 костей и около 600 различных мышц. Каждая мышца состоит из фибрилл, которые утолщаются, сокращая мышцу, или расслабляются, удлиняя ее. Они настолько сильны, что каждая из них способна удерживать вес, в тысячу раз превышающий ее собственный.
Не все фибриллы активизируются одновременно. Только третья часть из них работает в любой данный момент, остальные в это время отдыхают. При обычных условиях ваши фибриллы работают по очереди. При стрессе — в работу включается большинство фибрилл. Это вызывает усталость, в конечном счете потерю функции и боль.
Здоровые мышцы находятся в состоянии тонической релаксации. Это значит, что они немножко напряжены даже в состоянии покоя. Расслабленная здоровая мышца, наполненная кровью, глюкозой и кислородом, подобна заряженному пистолету — она всегда готова к действию при поступлении соответствующего сигнала (от головного или спинного мозга).
4.3. Мышцы и стресс
Под влиянием стресса мышцы напрягаются. Стресс бывает физическим или эмоциональным. Когда вы требуете от ваших мышц невозможного, например, поднятия тяжелого груза, наступает физический дистресс. Это может произойти тогда, когда вы без «подогрева» и разминки приступаете к большим физическим нагрузкам. Дистресс наступает и тогда, когда вы нагружаете усталые мышцы.
Эмоционально-мышечный дистресс наступает в том случае, когда вас переполняют чувства, с которыми вы не можете совладать, например, печаль, раздражения, невысказанные гнев, обида и вина. Все это приводит к напряжению различных групп мышц.
Иногда напряжение вызывают сильные положительные эмоции, и это часто также приводит к эмоциональной усталости. Известно, например, что эмоционально утомить может бурный всплеск радости.
Неважно, по каким причинам возникает стресс — по физическим или эмоциональным, хорошим или плохим. Но, возникнув, стресс мышц нередко порождает проблемы. Если его не снимать, могут наступить спазмы мышц. Острый мышечный спазм очень болезнен и на время может приостановить работу той или иной части организма.
Стресс мышц нередко приводит к головной боли, болям в спине, шее, некоторым типам артрита и сотням других болезненных симптомов или даже комплексов симптомов. И когда эти проявления сочетаются одно с другим, то они составляют более 50 процентов всех известных в мире заболеваний.
Сильное напряжение и стресс могут вытеснять кровь из мелких сосудов и капилляров, приводя к повышению давления. Слишком усердное поднятие тяжестей приводит к таким же явлениям. Любое чрезмерное усилие лишает крови сосуды внутренней оболочки сердца (эндокарда), что может привести к «тихому» сердечному приступу.
Как же снизить стресс мышц? Этого можно достичь только путем регулярных физических занятий. Существует психологическая аксиома, которая гласит: чтобы расслабить мышцу, нужно ее растянуть. Для людей, переживающих страдания и боль, в данный момент сработает любой способ лечения мышечного напряжения.Но самое лучшее лечение — это соответствующие физические упражнения.
4.4. Сердце
Больше всех других мышц трудится сердце. Это самая сильная мышца, поскольку задача сердца — снабжать весь организм кровью, несущей кислород и питательные вещества для мозга, органов и мышц.
В нормальном состоянии ваше сердце делает 100 тысяч ударов в день, при этом перекачивая около 10 тонн крови. Если вы умеренно занимаетесь спортом, то организм потребует в четыре раза больше крови. Если же вы занимаетесь усиленно, то ее понадобится в 15—20 раз больше.
Каким же образом дополнительное количество перекачиваемой крови способствует работе сердца? Каждое сокращение мышцы выбрасывает в вены огромное количество крови, содержащейся в фибриллах. Возвратившись к сердцу, кровь перекачивается в легочные артерии, где получает порцию кислорода. Вместе с питательными веществами, полученными из кишечника, она вновь перекачивается в мышцы, таким образом поддерживая общее кровообращение.
Вот в чем суть: мышцы облегчают работу сердца. Они, ваши мышцы — это второе сердце; занимаясь физически и укрепляя свои мышцы, вы тем самым помогаете крови двигаться к сердцу. Хорошие мышцы способствуют хорошей циркуляции крови. Слабые или неразвитые мышцы хорошей циркуляции препятствуют, принуждая сердце работать больше, но принося при этом меньше пользы.
Продолжая регулярно заниматься физкультурой, вы укрепите сердце, и оно будет работать более эффективно. Артерии, снабжающие мышцу сердца кровью, увеличатся в диаметре, устранив тем самым риск сердечного приступа. Благодаря упражнениям возрастет и объем крови, выталкиваемой из сердца при одном сокращении. В спокойном режиме частота биения сердца сократится. Сердце, которое билось 80 раз в минуту, теперь будет делать 60 ударов или того меньше. Как мы уже говорили, оно получит возможность ежедневно делать на 28 тысяч ударов меньше!
Сердце среднего человека делает 80 миллионов ударов за жизнь. Можно утверждать, что тот, кто быстрее использует свой запас ударов, сокращает свой жизненный срок. Физические занятия помогут вам растянуть ресурсы вашего сердца на более долгий отрезок времени, то есть увеличат продолжительность вашей жизни
4.5. Кровообращение
У вас замерзают ноги? Если да, то скорее всего ваша система кровообращения оставляет желать лучшего. Температура любой части тела определяется количеством находящейся в ней крови. Если у вас недостаточная циркуляция крови, то руки и ноги обычно остаются холодными.
Как физические занятия помогают в этом случае? Из сердца кровь попадает в широкую сеть сосудов, находящихся во всех частях тела. Кровеносные сосуды — артерии, капилляры и вены — содержат тонкий мышечный слой, регулирующий их диаметр. Регулярные физические упражнения расширяют эти сосуды (в особенности артерии и капилляры), и кровь быстрее достигает тех мест, которые нуждаются в кислороде. В результате ваши руки и ноги получают больше крови и согреваются.
Доктор Кеннет Купер исследовал влияние физических упражнений на пилотов ВВС и обнаружил, что такое упражнение, как бег, приводит к образованию в мышцах новых сосудов. Таким образом, и увеличивается объем крови, и улучшается ее циркуляция. Мышцы теперь готовы выдержать требуемые нагрузки.
4.6. Пищеварение
"Работа нашего желудочно-кишечного тракта — это ритмическая симфония движений. И хотя вы не можете управлять мышцами желудка, но влиять на них вы можете, нагрузив физически остальные мышцы вашего тела.
Одним из лучших способов лечения запоров является ходьба. Именно поэтому больные после операции должны как можно больше ходить — даже если это больно.
Определенная программа регулярных физических упражнений полезна и для больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки. Похоже, что физические упражнения снижают напряжение, вызываемое язвой. Физическая активность — это способ избавиться от гнева, расстройств и беспокойства конструктивным путем.
4.7. Нервы
Деятельность мышц очень тесно связана с деятельностью нервной системы. Факторы, влияющие на мышцы, влияют и на нервы. Работой мышц руководит центральная нервная система: в коре головного мозга имеется специальная зона, подающая команды. Хотите поднять руку — соответствующая клетка коры дает определенный сигнал, и рука приходит в движение. Хотите поднять ногу — пожалуйста. Это ваш мозг заставил мышцы сделать нужные движения. Кажется, все просто. Но эта электрическая связь намного сложнее, чем в самой изощренной модели телефона. Представьте себе нервные волокна, соединяющие мозг со всеми частями тела. Каждое нервное окончание заканчивается электрическим датчиком или концевой пластинкой, в свою очередь, каждая пластинка управляет своей группой фибрилл мышцы. Например, вы просто подумали: «Пошевелю-ка я большим пальцем руки». Сигнал бежит по нейронам со скоростью деполяризации электричества (несколько метров в секунду). Он заряжает пластинки, находящиеся в большом пальце. Фибриллы мышцы сокращаются. И палец шевелится по команде.
Каждый хороший пианист знает, насколько важно играть гаммы и другие упражнения снова и снова, чтобы натренировать согласованность работы нервов и мышц. Так же и физические упражнения помогают наладить плавное и мягкое взаимодействие всех частей тела.
4.8. Готовность к бою или полету
В организме имеется еще одна нервная система, которая управляет работой сердца, легких, желудка и кишечника. Она регулирует также диаметр артерий и капилляров, а в некоторой степени еще и выработку гормонов. Она называется вегетативной нервной системой. Сознание, как правило, ее деятельность не регулирует, хотя в некоторой степени путем тренировок и этого удается достичь.
Симпатическая нервная система стимулирует и готовит организм к действию в чрезвычайных условиях. Когда вы сталкиваетесь с опасностью, эта система повышает частоту сердцебиения, расширяет зрачки, чтобы в глаза попадало больше света, стимулирует мозг. Она расширяет бронхи, чтобы в запасе у легких было больше кислорода. Снижает поставку крови в желудок, замедляет работу кишечника, чтобы мышцы могли использовать больше энергии. Выбрасывает дополнительное количество адреналина в кровь, чтобы обеспечить организм дополнительной энергией. Теперь вы готовы к бою или полету!
Второе отделение вегетативной нервной системы (оно называется парасимпатетической нервной системой) работает в противоположном режиме. Когда опасность миновала, эта система приводит организм к прежнему, нормальному состоянию, успокаивая и нормализуя работу всех органов.
Правильные занятия физкультурой балансируют работу всей нервной системы в целом, а от этого баланса во многом зависит состояние здоровья.
4.9. Что вы можете сделать?
1. Больше не оправдывайтесь никакими причинами. Окажите себе услугу — займитесь физкультурой. Для жизни физические упражнения не менее важны, чем пища. Помните: вы теряете то, чем не пользуетесь.
2. Окажите услугу вашему сердцу, снизив частоту пульса до 60 ударов в минуту. Мышцы станут «вторым сердцем».
3. Ходите пешком не менее 3 км в день. Если выработаете в здании с лифтом, попробуйте отказаться от последнего и поднимайтесь по ступенькам собственными ногами.
4. Выполняйте упражнения, будьте подтянуты, ходите по свежему воздуху, дышите глубже. Этим вы успокоите нервы и улучшите процесс пищеварения.
Сколько же требуется работать, чтобы обрести и поддерживать хорошую физическую форму? Не меньше 20 минут четыре или пять раз в неделю, а для максимального эффекта — около 45 минут быстрой ходьбы или 30 минут бега трусцой. Для достижения максимальной трудоспособности ваша сердечнососудистая система нуждается в регулярной работе. Этого можно добиться за четыре-восемь недель.
Занимаясь упражнениями один или два раза в неделю, вы можете повысить свою аэробную способность на восемь процентов. Занятия три раза в неделю по 20 минут удвоят эту способность. Работа на открытом воздухе четыре раза в неделю повысит аэробную способность на 25 процентов. Оптимальную пользу приносят четыре или пять занятий в неделю.Не упражняйтесь четыре дня подряд с последующим трехдневным отдыхом. Лучше заниматься через