ФИЗИЧЕСКЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ




Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрос­лого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специа­лизация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недо­статочно твердая костная система, поэтому возможность нару­шения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюда­ются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них не­достаточно развита координация. Процессы возбуждения преоб­ладают над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомле­ния. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гим­настика, в школе — гимнастика до занятий, уроки физкульту­ры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость перено­сятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопус­тимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замед­ления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыж­ками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усилен­ным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особен­но у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам вос­становления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается уси­ленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волей­бол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мус­кулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние ока­зывает двигательная активность, питание, а также закаливаю­щие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников сред­них школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблаго­получия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьни­ков 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической рабо­ты в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компен­сируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%.. Для нормального развития девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий физическими упраж­нениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, ут­ренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных заня­тий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоя­нием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тре­нером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Зада­чей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьни­ков, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследо­ваниями, оно значительно шире и включает в себя широкий ком­плекс мероприятий, а именно:

Ø контроль за состоянием здоровья и общим развитием зани­мающихся физической культурой и спортом;

Ø врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкульту­ры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

Ø диспансерное обследование занимающихся в школьных сек­циях;

Ø медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

Ø профилактика спортивного травматизма на уроках физкуль­туры и на соревнованиях;

Ø профилактика и текущий санитарный контроль мест и усло­вий проведения занятий и соревнований;

Ø врачебные консультации по вопросам физической культуры

Ø и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работни­ков является врачебно-педагогический контроль за занимающи­мися, который должен охватывать все формы физического вос­питания в школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на орга­низм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют ин­тенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, со­блюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состо­янии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических пра­вил в отношении условий и мест проведения занятий физкуль­турой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кри­вой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, пере­несших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой мо­жет быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в тече­ние 30с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки

занятиям физкуль­турой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры:

Ø ан­гина — 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

Ø бронхит — 7-21 день;

Ø отит — 14-28 дней;

Ø пневмония — 30-60 дней;

Ø плеврит — 30-60 дней;

Ø грипп — 14-28 дней;

Ø острый не­врит, пояснично-крестцовый радикулит — 60 и более дней;

Ø пе­реломы костей — 30-90 дней;

Ø сотрясение головного мозга — 60 и более дней;

Ø острые инфекционные заболевания — 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры — про­филактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Ос­новными причинами травматизма у школьников являются: пло­хая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест заня­тий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, ран­нее возобновление занятий школьником, перенесшим заболева­ние, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигатель­ной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие “двига­тельная активность” включает в себя сумму движений, выпол­няемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обу­чения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спон­танную физическую активность в свободное время. Все эти час­ти тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хро­нометраж (определение ее продолжительности и вида, одновре­менно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных при­боров — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, прой­денных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, ко­торые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании зем­ли в специальном устройстве возникают электрические сигна­лы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число ша­гов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена та­ким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю при­бавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточ­ной двигательной активности, следует шире использовать по­движные игры, плавание, корригирующие упражнения для нор­мализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, за­держке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыж­ках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на поло­вую функцию. У них, как правило, позднее начинается менстру­ация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

диспансерное обследование — 2—4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тести­рования физической работоспособности перед участием в сорев­нованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и до­полнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать фармакологические препараты, баню и другие силь­но действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объе­му, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам до­пуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перене­сенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физичес­кого совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация — это планомерная разносторон­няя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим трени­ровочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

акробатика — с 8—10 лет;

баскетбол, волейбол — 10—13;

бокс — 12-15;

борьба — 10-13;

водное поло — 10—13;

гребля академическая — 10—12;

легкая атлетика — 11-13;

лыжный спорт — 9—12;

плавание — 7-10;

тяжелая атлетика — 13—14;

фигурное катание — 7-9;

футбол, хоккей — 10-12;

гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (де­вочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей юных спортсменов нередко яв­ляется причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их перево­дят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на­блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития, и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен­ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве­дены в таблице 1.


 

2.1 Таблица 1

Название группы   Медицинская характери­стика группы   Допускаемая физическая нагрузка  
     
1. Основная   Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья при дос­таточном физическом раз­витии и физической подго­товленности   Занятия по учебной про­грамме физического воспи­тания в полном объёме, за­нятия в одной из спортив­ных секций, участие в со­ревнованиях  
2. Подготовитель­ная   Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья с недос­таточным физическим раз­витием и недостаточной физической подготовлен­ности   Занятия по учебным про­граммам физического вос­питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ­явлением организму по­вышенных требований. До­полнительные занятия для повышения уровня физиче­ской подготовленности и физического развития  
     
3. Специальная   Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по­стоянного или временного характера, требующих ог­раничения физических на­грузок, допущенных к вы­полнению учебной произ­водственной работы   Занятия по специальным учебным программам  

 

В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушени­ях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.


 

3. Краткая история развития ЛФК Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037), ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития. В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844—1908), придавали большое значение применению физических упражнений в практике лечения. Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857—1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека. Открытия великих физиологов — И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, — повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение. Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.). Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей. В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.). В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях. В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу. В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии — в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР — возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны. В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

 


ФИЗИЧЕСКЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

4.1. Чем полезны физические упражнения

Правильные занятия помогут вам больше, чем горсть таблеток. Людей безнадежных в той мере, в какой была Гортензия, не так уж много.

Если у вас диабет или имеются заболевания сердца или других органов, то, возможно, вы нуждаетесь в особом лечении. Но не полагайтесь всецело на медикаментозные средства. Окажите себе услугу — начните регулярно зани­маться физкультурой или спортом.

Занятия физкультурой:

— улучшают работу сердца, укрепляют сердечную мышцу, увеличивают объем выброса крови;

— нормализуют давление крови. Если у вас высокое давление, физические упражнения снизят его. Если давление низкое, то благодаря физическим занятиям оно поднимется до нормальной величины;

— повышают способность крови переносить кислород и по­зволяют большим объемам крови достигать всех частей организма;

— снижают частоту пульса. Это важно, поскольку сердцу не обязательно перегружаться. Если в спокойном состоя­нии у вас пульс 80, то это говорит о том, что ваше сердце перегружено. Упражнения снизят его до 60, уберегут ва­ше сердце от совершения лишних 28 тысяч ударов каждые 24 часа. И хотя нет статистическихвыкладок, показы­вающих, на какой срок физические упражнения удлиняют жизнь, но логически можно предположить, что удлиня­ют;

— обеспечивают хорошее кровообращение. Ваше кровообра­щение — это ваша жизнь. Кровь разносит кислород, эле­менты питания и другие необходимые вещества ко всем участкам вашего тела. Более того, кровь собирает про­дукты метаболизма и выносит их к почкам, легким и ко­же, где они выводятся из организма;

— повышая химическую активность, упражнения стимули­руют более глубокое дыхание. Легкие при этом расширя­ются и, поскольку их работа становится более эффек­тивной, из организма выводится больше углекислого газа;

— расслабляют мышцы, находящиеся в напряжении, и сни­жают всплески негативных эмоций. Вы чувствуете себя лучше, меньше гневаетесь и раздражаетесь;

— заряжают клетки мозга и нервов электрической энергией. Устанавливают и поддерживают баланс между сомати­ческой и вегетативной нервными системами;

— способствуют пищеварению и выделению, снижая количе­ство газов и частоту запоров;

—укрепляют мышцы, кости, сухожилия. Предотвращают вы­ведение минералов из костей, уберегают от остеопороза;

— балансируют работу эндокринной системы: более эффек­тивно начинают работать ее железы;

— способствуют развитию умственных способностей;

— улучшают вашу фигуру и комплекцию;

— помогают сбросить лишний вес не только путем сжигания калорий, но путем регуляции темпа метаболизма; так что вы будете терять вес даже во сне;

— дают больше энергии, чем ее используется при их (физиче­ских упражнений) выполнении;

— замедляют процесс старения: вы начинаете выглядеть моложе;

— повышают выносливость и отдаляют порог усталости, являются хорошим лекарством от эмоциональной уста­лости;

— стимулируют выработку эндорфинов в вашем мозгу. При­сутствие эндорфинов приносит ощущение легкости и от­даляет болевой порог.

Вам достаточно этого перечисления, чтобы начать двигаться? Многие согласились бы стать физически ак­тивнее, если бы тотчас смогли ощутить все преимущества занятий физкультурой. Но, увы, немало и людей, которые ограничиваются только объяснением причин, по которым ведут малоподвижный образ жизни.

Ваш ум, тело и дух — это триада, составляющая вашу личность. У вас нет в запасе другой физиологии. Вы не можете отделить себя от собственного тела и интеллекта. Человек — это не просто набор воздушных шариков с эти­кетками «тело», «ум», «дух». То, что влияет на одну часть вашего «я», влияет на вас в целом.

Представьте себе колесо. Оно состоит из обода, спиц и оси. Если убрать обод, исчезнет колесо как таковое. Если убрать спицы, вы получите два круглых предмета, но ни один из них уже не будет колесом. Уберите ось, и колесо также разрушится. Точно так же вы не можете отделить те­ло от ума. Пренебрегая состоянием тела, вы ощутите, что результаты этого пренебрежения скажутся на работе ин­теллекта. А свое тело вы не сможете содержать в форме, не занимаясь физкультурой регулярно, систематически, еже­дневно. Если вы этого не делаете, рано или поздно колесо вашей жизни разрушится.

Чтобы лучше понимать, каким образом физические упражнения укрепляет ваше здоровье, давайте посмот­рим, как они влияют на разные части человеческого орга­низма.

4.2. Мышцы

Мышцы ответственны за движения организма. К на­шим костям прикреплено более шести миллионов фибрилл (мышечных волокон). Все вместе они организуют разные движения. Это наша скелетно-мышечная систе­ма. Она насчитывает более 200 костей и около 600 раз­личных мышц. Каждая мышца состоит из фибрилл, ко­торые утолщаются, сокращая мышцу, или расслабляют­ся, удлиняя ее. Они настолько сильны, что каждая из них способна удерживать вес, в тысячу раз превышаю­щий ее собственный.

Не все фибриллы активизируются одновременно. Только третья часть из них работает в любой данный мо­мент, остальные в это время отдыхают. При обычных усло­виях ваши фибриллы работают по очереди. При стрессе — в работу включается большинство фибрилл. Это вызывает усталость, в конечном счете потерю функции и боль.

Здоровые мышцы находятся в состоянии тонической релаксации. Это значит, что они немножко напряжены да­же в состоянии покоя. Расслабленная здоровая мышца, наполненная кровью, глюкозой и кислородом, подобна заряженному пистолету — она всегда готова к действию при поступлении соответствующего сигнала (от головного или спинного мозга).

 

4.3. Мышцы и стресс

Под влиянием стресса мышцы напрягаются. Стресс бывает физическим или эмоциональным. Когда вы тре­буете от ваших мышц невозможного, например, поднятия тяжелого груза, наступает физический дистресс. Это мо­жет произойти тогда, когда вы без «подогрева» и разминки приступаете к большим физическим нагрузкам. Дистресс наступает и тогда, когда вы нагружаете усталые мышцы.

Эмоционально-мышечный дистресс наступает в том случае, когда вас переполняют чувства, с которыми вы не можете совладать, например, печаль, раздражения, невы­сказанные гнев, обида и вина. Все это приводит к напря­жению различных групп мышц.

Иногда напряжение вызывают сильные положитель­ные эмоции, и это часто также приводит к эмоциональной усталости. Известно, например, что эмоционально уто­мить может бурный всплеск радости.

Неважно, по каким причинам возникает стресс — по физическим или эмоциональным, хорошим или плохим. Но, возникнув, стресс мышц нередко порождает пробле­мы. Если его не снимать, могут наступить спазмы мышц. Острый мышечный спазм очень болезнен и на время мо­жет приостановить работу той или иной части организма.

Стресс мышц нередко приводит к головной боли, бо­лям в спине, шее, некоторым типам артрита и сотням дру­гих болезненных симптомов или даже комплексов сим­птомов. И когда эти проявления сочетаются одно с дру­гим, то они составляют более 50 процентов всех известных в мире заболеваний.

Сильное напряжение и стресс могут вытеснять кровь из мелких сосудов и капилляров, приводя к повышению давления. Слишком усердное поднятие тяжестей приво­дит к таким же явлениям. Любое чрезмерное усилие лиша­ет крови сосуды внутренней оболочки сердца (эндокарда), что может привести к «тихому» сердечному приступу.

Как же снизить стресс мышц? Этого можно достичь только путем регулярных физических занятий. Существу­ет психологическая аксиома, которая гласит: чтобы рас­слабить мышцу, нужно ее растянуть. Для людей, пережи­вающих страдания и боль, в данный момент сработает лю­бой способ лечения мышечного напряжения.Но самое лучшее лечение — это соответствующие физические уп­ражнения.

 

4.4. Сердце

Больше всех других мышц трудится сердце. Это самая силь­ная мышца, поскольку задача сердца — снабжать весь ор­ганизм кровью, несущей кислород и питательные вещест­ва для мозга, органов и мышц.

В нормальном состоянии ваше сердце делает 100 тысяч ударов в день, при этом перекачивая около 10 тонн крови. Если вы умеренно занимаетесь спортом, то организм по­требует в четыре раза больше крови. Если же вы занимае­тесь усиленно, то ее понадобится в 15—20 раз больше.

Каким же образом дополнительное количество пере­качиваемой крови способствует работе сердца? Каждое сокращение мышцы выбрасывает в вены огромное коли­чество крови, содержащейся в фибриллах. Возвратившись к сердцу, кровь перекачивается в легочные артерии, где получает порцию кислорода. Вместе с питательными ве­ществами, полученными из кишечника, она вновь перека­чивается в мышцы, таким образом поддерживая общее кровообращение.

Вот в чем суть: мышцы облегчают работу сердца. Они, ваши мышцы — это второе сердце; занимаясь физически и укрепляя свои мышцы, вы тем самым помогаете крови двигаться к сердцу. Хорошие мышцы способствуют хоро­шей циркуляции крови. Слабые или неразвитые мышцы хорошей циркуляции препятствуют, принуждая сердце работать больше, но принося при этом меньше пользы.

Продолжая регулярно заниматься физкультурой, вы укрепите сердце, и оно будет работать более эффективно. Артерии, снабжающие мышцу сердца кровью, увеличатся в диаметре, устранив тем самым риск сердечного приступа. Благодаря упражнениям возрастет и объем крови, выталкиваемой из сердца при одном сокращении. В спокойном ре­жиме частота биения сердца сократится. Сердце, которое билось 80 раз в минуту, теперь будет делать 60 ударов или того меньше. Как мы уже говорили, оно получит возмож­ность ежедневно делать на 28 тысяч ударов меньше!

Сердце среднего человека делает 80 миллионов ударов за жизнь. Можно утверждать, что тот, кто быстрее исполь­зует свой запас ударов, сокращает свой жизненный срок. Физические занятия помогут вам растянуть ресурсы ваше­го сердца на более долгий отрезок времени, то есть увели­чат продолжительность вашей жизни

 

4.5. Кровообращение

У вас замерзают ноги? Если да, то скорее всего ваша система кровообращения оставляет желать лучшего. Тем­пература любой части тела определяется количеством на­ходящейся в ней крови. Если у вас недостаточная цирку­ляция крови, то руки и ноги обычно остаются холодными.

Как физические занятия помогают в этом случае? Из сердца кровь попадает в широкую сеть сосудов, находя­щихся во всех частях тела. Кровеносные сосуды — арте­рии, капилляры и вены — содержат тонкий мышечный слой, регулирующий их диаметр. Регулярные физические упражнения расширяют эти сосуды (в особенности арте­рии и капилляры), и кровь быстрее достигает тех мест, ко­торые нуждаются в кислороде. В результате ваши руки и ноги получают больше крови и согреваются.

Доктор Кеннет Купер исследовал влияние физиче­ских упражнений на пилотов ВВС и обнаружил, что такое упражнение, как бег, приводит к образованию в мышцах новых сосудов. Таким образом, и увеличивается объем кро­ви, и улучшается ее циркуляция. Мышцы теперь готовы выдержать требуемые нагрузки.

4.6. Пищеварение

"Работа нашего желудочно-кишечного тракта — это ритмическая симфония движений. И хотя вы не можете управлять мышцами желудка, но влиять на них вы можете, нагрузив физически остальные мышцы вашего тела.

Одним из лучших способов лечения запоров является ходьба. Именно поэтому больные после операции должны как можно больше ходить — даже если это больно.

Определенная программа регулярных физических уп­ражнений полезна и для больных язвой желудка и двена­дцатиперстной кишки. Похоже, что физические упражне­ния снижают напряжение, вызываемое язвой. Физическая активность — это способ избавиться от гнева, расстройств и беспокойства конструктивным путем.

 

4.7. Нервы

Деятельность мышц очень тесно связана с деятельно­стью нервной системы. Факторы, влияющие на мышцы, влияют и на нервы. Работой мышц руководит центральная нервная система: в коре головного мозга имеется специ­альная зона, подающая команды. Хотите поднять руку — соответствующая клетка коры дает определенный сигнал, и рука приходит в движение. Хотите поднять ногу — пожа­луйста. Это ваш мозг заставил мышцы сделать нужные движения. Кажется, все просто. Но эта электрическая связь намного сложнее, чем в самой изощренной модели телефона. Представьте себе нервные волокна, соединяю­щие мозг со всеми частями тела. Каждое нервное оконча­ние заканчивается электрическим датчиком или концевой пластинкой, в свою очередь, каждая пластинка управляет своей группой фибрилл мышцы. Например, вы просто подумали: «Пошевелю-ка я большим пальцем руки». Сигнал бежит по нейронам со скоростью деполяризации электри­чества (несколько метров в секунду). Он заряжает пла­стинки, находящиеся в большом пальце. Фибриллы мыш­цы сокращаются. И палец шевелится по команде.

Каждый хороший пианист знает, насколько важно иг­рать гаммы и другие упражнения снова и снова, чтобы на­тренировать согласованность работы нервов и мышц. Так же и физические упражнения помогают наладить плавное и мягкое взаимодействие всех частей тела.

4.8. Готовность к бою или полету

В организме имеется еще одна нервная система, кото­рая управляет работой сердца, легких, желудка и кишеч­ника. Она регулирует также диаметр артерий и капилля­ров, а в некоторой степени еще и выработку гормонов. Она называется вегетативной нервной системой. Сознание, как правило, ее деятельность не регулирует, хотя в некото­рой степени путем тренировок и этого удается достичь.

Симпатическая нервная система стимулирует и гото­вит организм к действию в чрезвычайных условиях. Когда вы сталкиваетесь с опасностью, эта система повышает час­тоту сердцебиения, расширяет зрачки, чтобы в глаза попа­дало больше света, стимулирует мозг. Она расширяет бронхи, чтобы в запасе у легких было больше кислорода. Снижает поставку крови в желудок, замедляет работу ки­шечника, чтобы мышцы могли использовать больше энер­гии. Выбрасывает дополнительное количество адреналина в кровь, чтобы обеспечить организм дополнительной энергией. Теперь вы готовы к бою или полету!

Второе отделение вегетативной нервной системы (оно называется парасимпатетической нервной системой) ра­ботает в противоположном режиме. Когда опасность ми­новала, эта система приводит организм к прежнему, нормальному состоянию, успокаивая и нормализуя работу всех органов.

Правильные занятия физкультурой балансируют ра­боту всей нервной системы в целом, а от этого баланса во многом зависит состояние здоровья.

 

 

4.9. Что вы можете сделать?

1. Больше не оправдывайтесь никакими причинами. Окажи­те себе услугу — займитесь физкультурой. Для жизни фи­зические упражнения не менее важны, чем пища. Помните: вы теряете то, чем не пользуетесь.

2. Окажите услугу вашему сердцу, снизив частоту пульса до 60 ударов в минуту. Мышцы станут «вторым сердцем».

3. Ходите пешком не менее 3 км в день. Если выработаете в здании с лифтом, попробуйте отказаться от последнего и поднимайтесь по ступенькам собственными ногами.

4. Выполняйте упражнения, будьте подтянуты, ходите по свежему воздуху, дышите глубже. Этим вы успокоите нервы и улучшите процесс пищеварения.

Сколько же требуется работать, чтобы обрести и под­держивать хорошую физическую форму? Не меньше 20 минут четыре или пять раз в неделю, а для максимального эффекта — около 45 минут быстрой ходьбы или 30 минут бега трусцой. Для достижения макси­мальной трудоспособности ваша сердечнососудистая система нуждается в регулярной работе. Этого можно до­биться за четыре-восемь недель.

Занимаясь упражнениями один или два раза в неделю, вы можете повысить свою аэробную способность на во­семь процентов. Занятия три раза в неделю по 20 минут уд­воят эту способность. Работа на открытом воздухе четыре раза в неделю повысит аэробную способность на 25 про­центов. Оптимальную пользу приносят четыре или пять занятий в неделю.Не упражняйтесь четыре дня подряд с последующим трехдневным отдыхом. Лучше заниматься через



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: