Налоговые преступления и ответственность за их совершение




Министерство сельского хозяйства РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

 

Контрольная работа

 

По Налоговому праву

 

Вариант 6

 

Выполнила:

Студент 4 курса

Жикина Любовь Борисовна

ШИФР: УЮ – 08946

 

Новосибирск, 2009

Содержание

 

 

1. Налоговые преступления и ответственность за их совершение.............3

2. Налог на прибыль организаций……………………………………..…..16

 

Задача..................................................................................................................24

Список нормативно-правовых актов и литературы........…...........................25

 

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

 

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ внесены существенные изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации[1]. Не стали исключением и "налоговые" статьи Уголовного кодекса, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.

Известные составы налоговых преступлений - ст.198 и 199 Уголовного кодекса РФ - законодатель изложил в новой редакции. Для сравнения в табличной форме приведем прежние (утратившие силу) и новые (действующие) редакции указанных статей.

 

1. Статья 198 УК РФ

 

┌──────────┬───────────────────────────────┬────────────────────────────┐

│ │ Прежняя редакция │ Новая редакция │

├──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│Название │Уклонение физического лица от│Уклонение от уплаты налогов│

│ │уплаты налога или страхового│и (или) сборов с физического│

│ │взноса в государственные вне-│лица │

│ │бюджетные фонды │ │

├──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│Диспозиция│1. Уклонение физического лица│1. Уклонение от уплаты на-│

│ │от уплаты налога путем не-│логов и (или) сборов с│

│ │представления декларации о до-│физического лица путем не-│

│ │ходах в случаях, когда подача│представления налоговой дек-│

│ │декларации является обязатель-│ларации или иных докумен-│

│ │ной, либо путем включения в│тов, представление которых в│

│ │декларацию заведомо искаженных│соответствии с законода-│

│ │данных о доходах или расходах,│тельством Российской Федера-│

│ │либо иным способом, а равно от│ции о налогах и сборах явля-│

│ │уплаты страхового взноса в го-│ется обязательным, либо пу-│

│ │сударственные внебюджетные фон-│тем включения в налоговую│

│ │ды, совершенное в крупном раз-│декларацию или такие доку-│

│ │мере, - │менты заведомо ложных све-│

│ │ │дений, совершенное в крупном│

│ │ │размере, - │

├──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│Санкция │наказывается штрафом в размере│наказывается штрафом в│

│ │от двухсот до семисот мини- │размере от ста до трехсот│

│ │мальных размеров оплаты труда│тысяч рублей или в размере│

│ │или в размере заработной платы│заработной платы или иного│

│ │или иного дохода осужденного│дохода осужденного за период│

│ │за период от пяти до семи ме-│от одного года до двух лет,│

│ │сяцев, либо арестом на срок от│либо арестом на срок от│

│ │четырех до шести месяцев, либо│четырех до шести месяцев,│

│ │лишением свободы на срок до│либо лишением свободы на│

│ │двух лет │срок до одного года │

├──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│Квалифици-│2. То же деяние, совершенное в│2. То же деяние, совершенное│

│рующие │особо крупном размере или ли-│в особо крупном размере, - │

│признаки │цом, ранее судимым за совер-│ │

│ │шение преступлений, предусмот-│ │

│ │ренных настоящей статьей, а│ │

│ │также статьями 194 и 199 нас-│ │

│ │тоящего Кодекса, - │ │

├──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│Санкция за│наказывается штрафом в размере│наказывается штрафом в│

│наличие │от пятисот до одной тысячи│размере от двухсот тысяч до│

│квал. │минимальных размеров оплаты│пятисот тысяч рублей или в│

│приз. │ труда или в размере заработной│размере заработной платы или│

│ │платы или иного дохода│иного дохода осужденного за│

│ │осужденного за период от семи│период от восемнадцати│

│ │месяцев до одного года либо│месяцев до трех лет либо│

│ │лишением свободы на срок до│лишением свободы на срок до│

│ │пяти лет │трех лет │

├──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│Примечание│Уклонение физического лица от│Крупным размером в настоящей│

│(крупный и│уплаты налога или страхового│статье признается сумма│

│особо │взноса в государственные вне-│налогов и (или) сборов,│

│крупный │бюджетные фонды признается со-│составляющая за период в│

│размер) │вершенным в крупном размере,│пределах трех финансовых лет│

│ │если сумма неуплаченного налога│подряд более ста тысяч│

│ │и (или) страхового взноса в│рублей, при условии, что│

│ │государственные внебюджетные│доля неуплаченных налогов и│

│ │фонды превышает двести мини- │(или) сборов превышает 10│

│ │мальных размеров оплаты труда,│процентов подлежащих уплате│

│ │а в особо крупном размере -│сумм налогов и (или) сборов,│

│ │пятьсот минимальных размеров │либо превышающая триста ты-│

│ │оплаты труда │сяч рублей, а особо крупным│

│ │ │размером - сумма, составляю-│

│ │ │щая за период в пределах│

│ │ │трех финансовых лет подряд│

│ │ │более пятисот тысяч рублей,│

│ │ │при условии, что доля│

│ │ │неуплаченных налогов и (или)│

│ │ │сборов превышает 20 процен-│

│ │ │тов подлежащих уплате сумм│

│ │ │налогов и (или) сборов, либо│

│ │ │превышающая один миллион│

│ │ │пятьсот тысяч рублей │

├──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│Примечание│Лицо, впервые совершившее│ (отсутствует) │

│("деятель-│преступление, предусмотренное│ │

│ное рас-│настоящей статьей, (а также│ │

│каяние") │статьями 194 или 199 настоящего│ │

│ │Кодекса), освобождается от│ │

│ │уголовной ответственности, если│ │

│ │оно способствовало раскрытию│ │

│ │преступления и полностью воз-│ │

│ │местило причиненный ущерб │ │

└──────────┴───────────────────────────────┴────────────────────────────┘

 

Первое, и главное, отличие новой редакции от прежней редакции ст.198 УК РФ - это, как видно из названия и диспозиции нормы, расширение предмета посягательства. Теперь в предмет посягательства включены не только налог на доходы и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, но и другие виды налогов и сборов.

Другое существенное новшество заключается во введении дополнительного субъекта налогового преступления. Если раньше таким субъектом являлось только физическое лицо - налогоплательщик (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства)[2], то теперь к субъектам преступления по данной статье отнесены помимо налогоплательщика и его законные представители.

Возможность участия налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ), установлена в ст.26-29 НК РФ.

Согласно п.2 ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством России. К таковым относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, представляющие в силу закона (без доверенности) интересы несовершеннолетних, а также лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, и лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст.26, 28, 29, 32, 33 Гражданского кодекса РФ, ст.64, 145 Семейного кодекса РФ). В налоговых правоотношениях на законных представителей налогоплательщика возложены обязанности налогоплательщика (ст.23 НК РФ), в том числе по уплате налогов (что является исключением из общего правила п.1 ст.45 НК РФ о самостоятельности исполнения налогоплательщиком своих обязанностей).

В отличие от законного, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое лицо (или юридическое лицо), уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

По смыслу абз.2 п.3 ст.29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Хотя Налоговый кодекс РФ не раскрывает обязанности уполномоченного представителя налогоплательщика, из толкования налоговых норм можно сделать вывод, что осуществление тех действий, которые налогоплательщик - физическое лицо обязан совершить лично, в том числе уплата налога, не может быть передано по доверенности уполномоченному представителю[3].

Различия в правовом статусе и полномочиях законного и уполномоченного налогового представителей влияет на деликтоспособность налогоплательщика - физического лица, т.е. его способность нести помимо гражданской публичноправовую ответственность.

Как следует из п.2 ст.107 НК РФ, физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста; к уголовной - согласно ч.1 ст.20 УК РФ - если оно достигло к моменту совершения налогового преступления 16-летнего возраста. Соответственно, если налогоплательщику к моменту совершения уголовного преступления, подпадающего под действие ст.198 УК РФ, не исполнилось 16 лет, он не является субъектом данного преступления[4].

Таким образом, в случае, если налогоплательщик - физическое лицо в силу своего возраста или по иным вышеуказанным обстоятельствам имеет законного представителя, оно не подлежит уголовной ответственности, поскольку именно на последнего распространяется обязанность подавать налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, а также гарантировать правильность сведений (точнее - отсутствие заведомо ложных сведений), содержащихся в налоговой декларации или иных документах. В этой ситуации субъектом уголовной ответственности по ст.198 УК РФ будет законный представитель. В свою очередь, уполномоченный представитель налогоплательщика не является субъектом уголовной ответственности по ст.198 УК РФ.

Помимо включения дополнительного субъекта уголовной ответственности по ст.198 УК РФ, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ сузил количество способов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов: если прежняя редакция ч.1 подразумевала уклонение и "иным способом", не лишенное возможности его расширительного толкования правоприменителем, то новая редакция комментируемой статьи содержит исчерпывающий (закрытый) перечень способов совершения налогового преступления.

Кроме того, законодатель применительно к способу совершения рассматриваемого преступления заменил понятие "искаженных данных о доходах и расходах" на "ложные сведения", являющееся, несомненно, общим по отношению к первоначальному варианту. Это нововведение позволяет правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности по комментируемой статье за включение в обязательные документы любых заведомо ложных сведений, а не только касающихся доходов и расходов.

В дополнение ко всему в новой редакции ст.198 УК РФ изменен подход к пониманию последствия совершенного преступления - неуплате налога в крупном размере. Если раньше крупным размером по данному деянию признавалась сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, превышающая 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), то теперь крупным размером в данной статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300000 руб. Таким образом, для определения того, уклонился ли налогоплательщик - физическое лицо от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере, необходимо:

1) определить сумму налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд;

2) установить, составляет ли эта сумма более 100000 руб.;

3) определить долю неуплаченных налогов и (или) сборов;

4) установить, превышает ли эта доля 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Крупным размером считается и такая неуплаченная общая сумма налогов и (или) сборов, которая превышает 300 тыс. рублей.

Как видно, разъяснение в примечании к ст.198 УК РФ понятия крупного размера по своему пониманию неоднозначно.

Первый вопрос возникает по поводу определения суммы налогов и (или) сборов в пределах трех финансовых лет подряд: идет ли речь в данном случае об уже уплаченной общей сумме налогов и (или) сборов, либо общей сумме подлежащих уплате (но не уплаченных) налогов и (или) сборов, либо разнице между подлежащей уплате и фактически уплаченной суммах налогов и (или) сборов? Другой вопрос: за какой период в пределах трех финансовых лет необходимо определить размер уплаченной или подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора?

По моему мнению, необходимо исходить из того, что первое условие определения крупного размера касается общей суммы подлежащих уплате налогов и (или) сборов; в этом случае периодом в пределах трех финансовых лет подряд является налоговый период - календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (п.1 ст.55 НК РФ). Поэтому уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц, ответственность за которое наступает по ст.198 УК РФ, признается совершенным, если налогоплательщик - физическое лицо не заплатил полную сумму налогов и (или) сборов за соответствующий налоговый период в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах[5]. При этом уплата только части подлежащей уплате суммы налогов и (или) сборов, по смыслу комментируемой статьи, не должна приниматься во внимание при определении крупного размера.

Что касается "привязки" определения крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов к периоду в пределах трех финансовых лет подряд, то этот срок обусловлен, по-видимому, ст.87 НК РФ, устанавливающей, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, если в ходе налоговой проверки налоговые органы установят, что налогоплательщик уклонился от уплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налоговый период, в пределах трех календарных (финансовых) лет подряд, предшествовавших году проведения проверки, этот налоговый период и будет положен в основу установления того, было совершено уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере или нет. Нетрудно заметить, что приведенный пример является очень простым. На практике же возможны ситуации, когда налогоплательщик уклоняется от уплаты нескольких налогов и (или) сборов (для которых установлены различные налоговые периоды, зачастую календарно не совпадающие друг с другом) или одного налога или сбора (один налоговый период), но неоднократно. В этом случае в основу определения крупного размера будет положен не налоговый период (налоговые периоды), а календарный период (промежуток времени), ограниченный началом одного налогового периода и окончанием другого налогового периода.

Второй этап определения уклонения от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере - это установление того, составляет ли подлежащая уплате (но не уплаченная в целом) сумма налогов более 100000 руб.

Сопутствующим условием наличия уклонения от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере является то обстоятельство, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Получается, что если действия налогоплательщика подпадают под два первых условия определения крупного размера уклонения, но не соответствуют последнему условию, такой налогоплательщик - физическое лицо не подлежит уголовной ответственности, если, конечно, общая сумма налогов и (или) сборов не превышает 300000 руб. Последнее условие наличия крупного размера позволяет "компенсировать" законодателю математические расчеты нарушителя, направленные на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. При этом следует иметь в виду, что независимо от того, заплатил ли налогоплательщик хотя бы часть налогов и (или) сборов, в основу исчисления размера уклонения от уплаты обязательных платежей будет положена общая сумма подлежащих уплате налогов и (или) сборов.

Существенные изменения претерпели и санкции за налоговое преступление по ч.1 ст.198 УК РФ. Если раньше уклонение от уплаты обязательных платежей каралось штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет, то теперь преступнику грозит штраф в размере от 100000 до 300000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (курсивом выделены нововведения). Как видно, законодатель отказался от установления размера штрафа на основании минимального размера оплаты труда, изменил размер штрафа, связав его размер с доходом осужденного за больший, нежели было, период (с 5-7 месяцев до 1-2 лет). С другой стороны, понижен максимальный срок отбывания наказания в виде лишения свободы - с двух лет до одного года. Срок ареста не изменился - от четырех до шести месяцев.

Нововведения коснулись и квалифицирующих признаков (ч.2 ст.198 УК РФ). Уголовный кодекс отказался от наличия судимости по данной статье, а также по ст.194 и 199 УК РФ (как было в прежней редакции). Единственным квалифицирующим признаком по ст.198 УК РФ является совершение рассматриваемого преступления в особо крупном размере. Если раньше особо крупным размером признавалась сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, превышающая 500 МРОТ, то сегодня особо крупный размер - это сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 руб.

В новой редакции ч.2 ст.198 УК РФ установлены иные, чем прежде, более либеральные, санкции: штраф в размере от 200000 до 500000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Последнее изменение - это отказ от так называемого "деятельного раскаяния". В пункте 2 примечания к прежней редакции ст.198 УК РФ допускалось освобождение лица от уголовной ответственности по данной статье, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное данной статьей, способствовало его раскрытию и полностью возместило причиненный ущерб. Новая редакция ст.198 УК РФ не допускает освобождения от уголовной ответственности за налоговое преступление по таким обстоятельствам.

 

2. Статья 199 УК РФ

 

┌────────┬───────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│ │ Прежняя редакция │ Новая редакция │

├────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Название│Уклонение от уплаты налогов или│Уклонение от уплаты налогов и│

│ │страховых взносов в государст-│(или) сборов с организации │

│ │венные внебюджетные фонды с│ │

│ │организации │ │

├────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Диспози-│1. Уклонение от уплаты налогов│1. Уклонение от уплаты налогов│

│ция │с организации путем включения в│и (или) сборов с организации│

│ │бухгалтерские документы заведо-│путем непредставления налого-│

│ │мо искаженных данных о дохо-│вой декларации или иных доку-│

│ │дах или расходах либо иным спо-│ментов, представление которых│

│ │собом, а равно от уплаты стра-│в соответствии с законода-│

│ │ховых взносов в государствен-│тельством Российской Федера-│

│ │ные внебюджетные фонды с ор-│ции о налогах и сборах явля-│

│ │ганизации, совершенное в круп-│ется обязательным, либо путем│

│ │ном размере, - │включения в налоговую дек-│

│ │ │ларацию или такие документы│

│ │ │заведомо ложных сведений,│

│ │ │совершенное в крупном размере,│

│ │ │- │

├────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Санкция │наказывается лишением права│наказывается штрафом в размере│

│ │занимать определенные должности│от ста тысяч до трехсот тысяч│

│ │или заниматься определенной│рублей или в размере зара-│

│ │деятельностью на срок до пяти│ботной платы или иного до-│

│ │лет, либо арестом на срок от│хода осужденного за период от│

│ │четырех до шести месяцев, либо│одного года до двух лет, ли-│

│ │лишением свободы на срок до│бо арестом на срок от четы-│

│ │четырех лет │рех до шести месяцев, либо ли-│

│ │ │шением свободы на срок до│

│ │ │двух лет с лишением права│

│ │ │занимать определенные долж-│

│ │ │ности или заниматься опреде-│

│ │ │ленной деятельностью на срок│

│ │ │до трех лет или без тако-│

│ │ │вого │

├────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Квалифи-│2. То же деяние, совершенное:│2. То же деяние, совершенное:│

│цирующие│а) группой лиц по предвари-│а) группой лиц по предвари-│

│признаки│тельному сговору; │тельному сговору; │

│ │б) лицом, ранее судимым за│б) в особо крупном размере, -│

│ │совершение преступлений, пре-│ │

│ │дусмотренных настоящей статьей,│ │

│ │а также статьями 194 или 198│ │

│ │настоящего Кодекса; │ │

│ │в) неоднократно; │ │

│ │г) в особо крупном размере, -│ │

├────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Санкция │наказывается лишением свободы│наказывается штрафом в размере│

│за нали-│на срок от двух до семи лет с│от 200000 до 500000 руб. или в│

│чие ква-│лишением права занимать оп-│размере заработной платы или│

│лифика- │ределенные должности или за-│иного дохода осужденного за│

│ционных │ниматься определенной деятель-│период от одного года до трех│

│призна- │ностью на срок до трех лет│лет либо лишением свободы на│

│ков │ │срок до шести лет с лишением│

│ │ │права занимать определенные│

│ │ │должности или заниматься оп-│

│ │ │ределенной деятельностью на│

│ │ │срок до трех лет или без│

│ │ │такового │

├────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Примеча-│Уклонение от уплаты налогов или│Крупным размером в настоящей│

│ние │страховых взносов в государст-│статье (а также в статье 199│

│(крупный│венные внебюджетные фонды с│настоящего Кодекса) признается│

│и особо │организации признается совер-│сумма налогов и (или) сборов,│

│крупный │шенным в крупном размере, если│составляющая за период в│

│размер) │сумма неуплаченных налогов и│пределах трех финансовых лет│

│ │(или) страховых взносов в го-│подряд более 500000 руб., при│

│ │сударственные внебюджетные фон-│условии, что доля неуплаченных│

│ │ды превышает одну тысячу мини- │налогов и (или) сборов превы-│

│ │мальных размеров оплаты труда,│шает 10% подлежащих уплате│

│ │а в особо крупном размере│налогов и (или) сборов, либо│

│ │- пять тысяч минимальных раз- │превышает 1500000 руб., а осо-│

│ │ меров оплаты труда │бо крупным размером - сумма,│

│ │ │составляющая за период в пре-│

│ │ │делах трех финансовых лет под-│

│ │ │ряд более 2500000 руб., при│

│ │ │условии, что доля неуплаченных│

│ │ │налогов и (или) сборов превы-│

│ │ │шает 20% подлежащих уплате│

│ │ │сумм налогов и (или) сборов,│

│ │ │либо превышает 7500000 руб. │

├────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│примеча-│Лицо, впервые совершившее прес-│ │

│ние │тупление, предусмотренное нас-│ │

│("дея- │тоящей статьей, а также ст.194│ │

│тельное │или 199 настоящего Кодекса,│ │

│раская- │освобождается от уголовной от-│ │

│ние") к │ветственности, если оно спо-│ │

│ст.198 │собствовало раскрытию преступ-│ │

│УК │ления и полностью возместило│ │

│ │причиненный ущерб │ │

└────────┴───────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

 

Как и в предыдущем составе налогового преступления, законодатель расширил предмет посягательства и, соответственно, - сферу применения ст.199 УК РФ. Теперь предметом посягательства по комментируемой статье являются не только налоги или страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с организации, но и другие сборы.

Применительно к способам совершения рассматриваемого деяния новая редакция ст.199 УК РФ основывается на исчерпывающем (закрытом) перечне таких способов, отказавшись от "иных способов" уклонения от уплаты налогов и (или) сборов. Это нововведение продиктовано постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации") в связи с жалобами ряда граждан", в котором Конституционный Суд РФ подчеркнул, что способ уклонения от уплаты налогов ("иной способ") на квалификацию деяния не влияет. Таким образом, Суд защитил конституционные права налогоплательщиков-организаций, использующих законные схемы оптимизации (минимизации) налогов и сборов[6].

Законодательное отражение вышеуказанного судебного решения имеет важнейшее значение для правоприменения, поскольку оно позволяет устранить пренебрежение правоохранительными органами правовыми позициями Конституционного Суда РФ, направленными на защиту конституционных прав и свобод налогоплательщика.

В новой редакции ст.199 УК РФ расширен перечень документов, посредством которых может быть совершено налоговое преступление. Если раньше уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации осуществлялось посредством использования бухгалтерских документов, то теперь такое уклонение возможно с использованием "налоговой декларации и иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным".

Способ совершения налогового преступления применительно к ст.199 УК РФ уточнен и тем, что уклонение от уплаты налогов может быть совершено не только путем включения в представляемые в налоговый орган обязательные документы заведомо искаженных данных (в действующей редакции - "заведомо ложных сведений"), но и путем непредставления указанных документов (прежняя редакция ст.199 УК РФ относила этот способ уклонения к "иным способам"). Это новшество также заимствовано из судебной практики - постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 (в данном судебном решении отмечается, что уклонение от уплаты налогов применительно к ст.199 УК РФ может выражаться не только в действиях, но и в бездействии).

Дополнительный признак рассматриваемого налогового преступления - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации в крупном размере. При этом крупным размером в примечании к настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 руб[7].

Существенным преобразованиям подверглась и санкция ч.1 ст.199 УК РФ. Появился новый вид уголовного наказания за рассматриваемое деяние - штраф в размере от 100000 до 300000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. В качестве альтернативных наказаний УК РФ "предлагает" арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Прежняя редакция санкции ч.1 ст.199 УК РФ предусматривала лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет.

По части 2 ст.199 деяние квалифицируется только в двух случаях: когда оно совершено группой лиц по предварительному сговору и когда оно совершено в особо крупном размере. Таким образом, УК РФ отказался от таких квалифицирующих признаков, как: совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст.194, 198 или 199 УК РФ; совершение рассматриваемого деяния неоднократно.

Особо крупным размером в комментируемой статье признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500000 руб. В прежней редакции ст.199 УК РФ особо крупным размером признавалась такая сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которая превышает 5000 МРОТ.

Санкцией за наличие квалифицирующих признаков нал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: