Дополнительная информация. В.И. Сафонов «Новая формула»




В.И. Сафонов «Новая формула»

Василий Ильич Сафонов (1852 — 1918) — русский дирижёр, пианист, педагог, общественный деятель. Один из наиболее заметных и авторитетных представителей музыкальной культуры России в конце XIX и начале XX веков.

Упражнения В.И. Сафонова «Новая формула» представляют собой комплекс упражнений повышающих мастерство исполнителя. Овладение этими упражнениями увеличивает технический и исполнительский потенциал.

«Новая формула» представляет по существу формулы, выработанные долголетним педагогическим опытом. Цель их – пробудить в учителе и ученике стремление к нескончаемому разнообразию в технических упражнениях, в зависимости от изобретательной возможности каждого. Эти упражнения неоценимы для овладения ровного туше и красивого тона. Малейшая небрежность в этом отношении становится заметною разборчивому слуху.

Сборник состоит из 3-х глав.

Первый раздел посвящен независимости пальцев. Независимость пальцев – это способность сочетания любого пальца правой руки с любым пальцем левой, и наоборот. Установившееся представление о соотношении пальцев обеих рук между собою лучше всего наблюдается в упражнениях для пяти пальцев. Предложенная формула применяется сначала с выдержкою всех пяти пальцев каждой руки. В дальнейшем процессе работы, в упражнении можно постепенно ускорять темп, когда пальцы станут независимыми, без выдержанных нот. Задача состоит в том, чтобы «раскрепостив» пальцы, приучить их к уверенному и чистому удару. Нужно контролировать гибкость, независимость каждого пальца, в особенности активность большого пальца, а также стабильную свободу предплечья и кисти. Левая рука не должна пассивно сопровождать правую. Наоборот, должно быть ощущение, что она является ведущей. Такие упражнения можно условно назвать «Упражнения без подкладывания первого пальца»

Второй раздел называется ровность удара. В нем представлены у пражнения на выдержанные большие терции. Каждую терцию надо брать углубленным туше, без толчков рукою, не воспроизводя звука. Кисть должна быть всё время гибка, без малейшей жесткости.

Растяжение на выдержанных аккордах.Упражняться очень медленно и осторожно, чтобы не повредить связок чрезмерным растяжением. Эти упражнения придают учащимся гибкость, эластичность, пианистическую оснащенность во взятии аккордов при растяжении.

Растяжение на аккордах в движении.Играть после того, как усвоены упражнения в двойных терциях, показаны ниже, legatissimo, с выдерживанием среднего голоса. В дальнейшем процессе работы эти аккорды следует играть также staccato кистью, без выдерживания средних нот. Главное условие в игре этих упражнений – строгое соблюдение прямой линии в движении большого пальца обеих рук по черным клавишам, для чего этот палец должен становиться как можно ближе к концу этих клавиш, избегая захождения внутрь клавиатуры.

Остальные упражнения этого отдела основаны на больших терциях, движущихся хроматически по всей клавиатуре или по некоторой её части, таким образом, что эти движущиеся терции образуют собою непрерывное последование увеличенных трезвучий. Так как все интервалы этого аккорда равны, то упражнения звучат очень мягко и не утомляют уха подсознательным вычислением различных расстояний между звуками.

Важно соблюдать совершенную ровность удара в терциях обеих рук. Все интервалы увеличенного трезвучия должны иметь совершенно однородное качество звука.

Третий раздел называется беглость. Игра гамм необходима для приобретения беглости. Механическая игра гамм, помимо своего утомительного однообразия, мало полезна, ибо внимание играющего гаммы таким способом скоро притупляется. Никакое упражнение, каким бы сухим оно ни казалось, не должно быть играно мертвым, безжизненным тоном. Живость звука – главное условие плодотворного упражнения. Задача этих формул постараться уменьшить насколько возможно монотонность обычного способа игры. Это достигается введением живого и интересного ритмического элемента. При таком условии даже многократные повторения гаммы держат внимание играющего настороже, а разнообразные акценты, появляющиеся на различных местах катящегося звукового потока, выравнивают гамму незаметно для самого играющего.

Цель этого труда – побудить ученика к дальнейшему развитию данных ему указаний, в соответствии с его личной изобретательностью. Поэтому ознакомимся лишь с немногими образцами ритмических мотивов в исполнении гамм. Разнообразие таких мотивов не имеет пределов.

Каждая гамма имеет моменты медленного и моменты скорого движения. Из них первые требуют более глубокого туше и такого же звука, между тем как последние исполняют быстро, эластически скользя по всей серии быстрых нот. Но даже и в этом движении концы пальцев должны всегда нести на себе вес руки, и даже в величайшем pianissimo никогда не скользить по клавишам поверхностно. Ухо играющего должно контролировать качество производимого звука.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: