Задание 8. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.




Морфологические нормы существительных, глаголов

Вопросы:

1. Род имён существительных:

– слова общего рода;

– род неизменяемых существительных;

– род аббревиатур.

2. Варианты падежных окончания имён существительных:

– Им.п. множественного числа;

– Р.п. множественного числа.

3. Трудные случаи склонения имен собственных

4. Образование видовой пары глаголов. Двувидовые глаголы

5. Образование и употребление личных форм глагола. Изобилующие и недостаточные глаголы

6. Образование форм причастий и деепричастий.

 

Справочная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001 (или др. издание).

2. Солганик Г. Я., Т. С. Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.

3. Голуб И.Б Стилистика русского языка. – Учеб. пособие для вузов. – М.: Айрис-пресс, 2002 (или др. издание).

 

Задание 1. Определите род приведённых ниже неизменяемых существительных. Составьте словосочетания с ними.

Жабо, цунами, бикини, кашне, алоэ, контральто, регби, эмбарго, ралли, бра, кольраби, салями, авеню, сирокко, сулугуни, пенальти, арго, эсперанто, бренди, виски, мокко; шимпанзе, кенгуру, пони, цеце, колибри, иваси, киви, боа; атташе, импресарио, конферансье, крупье, визави, протеже, инкогнито, хиппи.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Определите род данных названий.

1. Солнечн… Сочи. 2. Широк… Хуанхэ. 3. Полноводн… Эри. 4. Живописн… Корфу. 5. Древн… Токио. 6. Величественн… Эверест. 7. Популярн… Discovery. 8. Американск… «Нью Йорк таймс». 9. Русск… «Ньюсуик».

 

Задание 3. Определите род аббревиатур. Поставьте слова в скобках в правильную форму.

  1. После ремонта (открыть) свои двери (Ленинский) ЗАГС.
  2. МИД России (выступить) с нотой протеста по поводу высылки российских дипломатов.
  3. (Красноярский) ГЭС (выйти) на полную мощность.
  4. (Владивостокский) ТЮЗ (представить) новый спектакль.
  5. На обсуждение Думы вынесен обновлённый вариант реформы (российский) ЖКХ.
  6. МЧС (представить) правительству доклад о ситуации с лесными пожарами в стране.
  7. Вчера (Приморский краевой) УВД (награждать) отличившихся сотрудников.
  8. (Владивостокский) гороно (разослать) предписания заведующим детскими садами города.
  9. На прошедшем партийном съезде КПРФ (представить) свой партийный список на выборы в Госдуму.
  10. МТС (предоставить) своим абонентам возможность подключить новые услуги.
  11. В новом сезоне СТС (обновить) визуальное оформление: появился новый логотип, межпрограммные ролики и заставки.

 

Задание 4. Составьте небольшой рассказ, з аменив формы множественного числа на формы единственного числа.

Проржавевшие рельсы, сильные спазмы, черные ботфорты, белоснежные манжеты, рыжие бакенбарды, золотые эполеты, шелковые туфли, новые плацкарты, повреждённые банкноты, деревянные ставни, цветущие георгины, красные заусеницы, страшные щупальца.

 

Задание 5. С помощью какого окончания образуется форма множественного числа имён существительных: -ы(и) или –а(я)? Проверьте свой ответ по словарю.

Город, катер, госпиталь, паспорт, парус, купол, почерк, порт, фронт, сыр, торт, профессор, доктор, директор, учитель, мастер, повар, конструктор, инженер, инспектор, слесарь, лектор, ректор, редуктор, шофер, корректор, бухгалтер, инструктор.

 

Задание 6. Чем отличаются слова каждой пары: оттенком значения или стилистически?

  1. лагери – лагеря 7. образы – образа
  2. листы – листья 8. пропуски – пропуска
  3. договоры – договора 9. сыны – сыновья
  4. крендели – кренделя 10. инспекторы – инспектора
  5. ордены – ордена 11. тона – тоны
  6. камни – каменья 12. учители – учителя

 

Задание 7. Данные слова распределите на группы в зависимости от окончания в форме Р.п. мн.ч.1. –ов (-ев), 2. –ей, 3.нулевое. Укажите возможные варианты.

Каникулы, килограммы, обои, дела, солдаты, апельсины, армяне, кегли, узбеки, простыни, свечи, вишни, вафли, чулки, сапоги, грузины, помидоры, полотенца, гектары, рейтузы, ботинки, кочерги, свадьбы, свечи, мандарины, тети, няни, ясли, сумерки, таджики, буряты, амперы, якуты.

 

Задание 8. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.

1. Второе место жюри присудило учащемуся (Виктор Левчук). 2. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела (Ирина Петровна Савчук). 3. Ректором МГУ им. Г.И. Невельского избрали (Вячеслав Иванович Седых). 4. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе» образы (Сальвадор Альенде и Че Гевара). 5. На открытие выставки приехали Хиллари и Бил Клинтон… 6. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала (Джон Смит). 7. Открыта выставка графических работ (Хелена Поттер). 8. Вершиной мировой любовной лирики являются сонеты (Франческо Петрарка), посвященные его возлюбленной Лауре. 9. Дети с интересом читают сказки братьев Гримм…. 10. Новое произведение Анн.. и Серж… Голон разошлось большим тиражом. 11. Книги Томас… и Генрих… Манн… представлены в этой библиотеке. 13. Супруги Робинсон… часто отдыхали на Гавайях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: