Различия инновационного и стабильного процессов
Любой производственный процесс по своему содержанию может быть стабильным (рутинным) или инновационным.
Сущность инновационного процесса познается в его сравнении со стабильным производственным процессом.
Стабильный (рутинный) процесс характеризуются: стабильностью во времени, удовлетворением сложившихся общественных потребностей преимущественно выбором оптимального варианта, непрерывностью самого процесса, относительно низким риском.
Инновационный процесс характеризуется: стремлением удовлетворить новые общественные потребности; неопределенностью путей достижения цели; высоким риском, дискретностью процесса и пр.
Следует иметь в виду, что инновационный процесс производства новой продукции и новых технологий со временем, по мере стабилизации производства, постепенно трансформируется в рутинный (стабильный) процесс.
Стадии инновационного процесса
Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.
Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.
Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.
В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде:
1) исследования;
2) разработки;
|
3) производство;
4) маркетинг;
5) продажи.
Более подробно схема структуризации представляется в следующем виде:
1) фундаментальные исследования;
2) прикладные исследования;
3) разработки;
4) изучение рынка;
5) конструирование;
6) рыночное планирование;
7) опытное производство;
8) рыночные испытания;
9) коммерческое производство;
10) сбыт новой продукции.
Структуризация инновационного процесса по стадиям в виде более удобном для практической работы выглядит следующим образом:
1) маркетинговые исследования потребностей рынка;
2) инициация инновации: генерация идей и их фильтрация;
3) техническая и экономическая экспертиза проекта;
4) научно-исследовательские работы по тематике изделия;
5) опытно-конструкторская работа;
6) маркетинг инновации (пробный маркетинг);
7) подготовка производства изделия на заводе-изготовителе серийной продукции;
8) выпуск (производство) инновации;
9) реализация инновации;
10) продвижение инновации;
11) оценка экономической эффективности инновации;
12) диффузия (распространение) инновации.
1) Маркетинговые исследования потребностей рынка. С целью поиска идей для будущей инновации заключается договор на проведение исследований или исследования рынка проводятся самостоятельно.
2) Инициация инновации. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
3) Техническая и экономическая экспертиза проекта. Комплектуются экспертные группы оценки проектов. Проводится экспертиза проектов, делается выбор проекта-победителя.
|
4) Научно-исследовательские работы по тематике изделия. Утверждается техническое задание на НИР. Проведение НИР. Утверждается акт об окончании НИР.
5) Опытно-конструкторская работа. Утверждается техническое задания на ОКР. Проведение ОКР. Результатом работ является наличие комплекта конструкторской документации, откорректированной по результатам испытаний опытного образца.
6) Маркетинг инновации. После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.
7) Подготовка производства изделия на заводе-изготовителе серийной продукции. Проводятся работы по подготовке производства, закупается и устанавливается оборудование, осуществляется модернизация и настройка существующего, налаживание техпроцесса и т.д.
8) Выпуск (производство) инновации – материализация идеи, т.е. превращение идеи в товар (имущество, новый продукт, имущественное право, документ по операции и т.д.).
9) Реализация инновации. Затем производится продажа продукта или операции на рынке или же реализация операции внутри предприятия. Проводятся мероприятия по стимулированию продаж.
10) Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли, индивидуальные консультации и др.).
|
11) Оценка экономической эффективности инновации. Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
12) Диффузия (распространение) инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.
Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс.
38. Классификация инноваций по степени радикальности.
Экономической наукой наработан значительный вклад в сфере типологизации инноваций, представленный в работах ученых. На основании изучения разных точек зрения по этому вопросу, можно сформировать обобщенное на данное время описание классификационных признаков инноваций. Наибольший интерес представляет анализ следующих трех критериев: — степень радикальности нововведений; — уровень новизны инновации; — предмет и область применения. По степени радикальности, инновации делятся на базисные (или радикальные), улучшающие (модифицирующие) и псевдоинновации. Эта классификация была предложена еще в середине 1970-х годов немецким ученым Г. Меншем, который занимался исследованием циклического развития экономики на основе технического прогресса. Поэтому базисные (или радикальные) инновации определяются им как нововведения, основанные на научных открытиях и значительных изобретениях, которые лежат в основе новых поколений техники. Взаимоувязанные группы базисных инноваций являются основой для формирования нового технологического уклада и определяют его структуру, однако одновременно они могут иметь место и в других сферах общественного строя — экономической, политической, социокультурной и тому подобное. Улучшающие инновации направлены на развитие и модификацию базисных инноваций. В наше время отмеченная группа инноваций получила еще название инкрементальных (от англ. increment — наращение), этот термин отображает постепенный процесс изменения качественных характеристик объекта, который происходит под их влиянием.
39. Государственное регулирование инновационной деятельности.
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры. Государственное регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов.
Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности:
1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере.
2. Выделение из государственного бюджета средств на финансирование инновационной деятельности.
3. Инвентаризация, стоимостная оценка, учет и введение в хозяйственный оборот прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета РФ, а также из средств государственных внебюджетных фондов.
4. Осуществление амортизационной и налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности.
5. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности: 1) государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; 2) содействие развитию инновационной инфраструктуры; 3) кадровая поддержка инновационной деятельности; 4) содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; 5) моральное стимулирование инновационной деятельности; 6) информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.); 7) содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; 8) защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций: 1) развитие рыночных отношений; 2) проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций; 3) создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами; 4) обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере; 5) расширение спроса на инновации; 6) предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации; 7) содействие модернизации техники; 8) развитие лизинга наукоемкой продукции; 8) активизация предпринимательства; 9) пресечение недобросовестной конкуренции; 10) поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке; 11) развитие экспортного потенциала страны; 12) развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере; 13) внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: 1) проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности; 2) направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; 3) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; 4) создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере; 5) предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности; 6) снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: 1) установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; 2) гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности; 3) нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
40. Методы управления рисками в инновационной деятельности.
Избежать полностью риска в инновационном предпринимательстве невозможно, поскольку инновации и риск – две взаимосвязанные категории. Инновационная деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какие нововведения будут иметь успех на рынке, а какие – не будут пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям следует тщательно анализировать инновационные проекты, чтобы избежать ошибок и тем самым уменьшить риск на как можно более ранних этапах реализации проектов. Основными методами управления инновационными рисками являются: метод распределения рисков; метод диверсификации; передача (трансферт) риска; метод лимитирования; метод хеджирования; метод резервирования. Метод распределения рисков заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск участнику, который лучше всех может его контролировать. Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказов в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев. Поэтому распределение риска между участниками инновационной деятельности повышает надежность достижения результатов. Метод диверсификации обеспечивает снижение инновационных рисков за счет распределения исследований и капиталовложений по разнонаправленным инновационным проектам, непосредственно не связанным друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешным и приносить прибыль. Доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля будет меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него. Диверсификация будет малоэффективной, если между финансовыми активами имеется большая корреляция. Возможные варианты диверсификации инвестиционного портфеля предполагают: сочетание финансовых активов, движущихся параллельно с рыночными индексами, и иных финансовых активов, имеющих противоположную тенденцию; присутствие иностранных ценных бумаг, так как экономики разных государств не всегда развиваются синхронно. Передача (трансферт) риска – метод снижения риска путем заключения соответствующих контрактов. Этот метод используется в тех случаях, когда величина возможного риска неприемлема для инновационного предприятия. Передача риска инновационной деятельности, как правило, осуществляется путем заключения следующих видов контрактов: строительные; лизинговые; хранение и транспортировка грузов; продажа, обслуживание, снабжение; факторинг – покупка банком-посредником у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Банк в течение 2–3 дней оплачивает 70–80% требований в виде аванса, оставшуюся часть за вычетом своих комиссионных – по моменту поступления средств от покупателей. Метод лимитирования, предполагающий ограничение предельных сумм расходов, продажи, кредита, применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд хозяйственным субъектам, а предприятиями – при продаже товаров в кредит и определении сумм вложений капиталов в различные проекты. Метод хеджирования – эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов фьючерсов и опционов (обязателен для продавца и не обязателен для покупателя). Метод резервирования обеспечивает надежность функционирования системы за счет формирования резерва, из которого возмещается ущерб из-за одного из элементов системы. Величина резерва должна быть равной или превышающей величину возможных потерь, однако затраты на содержание резервов не должны превышать издержки, связанные с восстановлением отказа системы. Наряду с перечисленными методами управления рисками для уменьшения негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности используется прямое воздействие на управляемые факторы риска, а именно: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности; подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности; создание инновационного настроя менеджеров на всех уровнях управления, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив; защита коммерческой тайны. В конкретной ситуации выбор метода управления рисками зависит от многих факторов, и в первую очередь от вида инновационной деятельности, опыта и квалификации менеджера, возможностей инновационного предприятия. Для достижения более эффективных результатов, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления инновационного проекта.
41. Движущие силы инновационной деятельности.
Основным движущие силы инновационных процессов это: такие фундаментальные характеристики человеческой натуры, как
Любопытство («А что будет, если я сделаю это?») и лень («Как бы найти более простой способ сделать это?»),
Конкуренция. Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение конкурентных преимуществ:
1. стратегического характера: создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов; рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей; обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.
2. увеличение рентабельности предприятия вследствие временной моно-полизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; повышения качества и конкурентоспособности изде-лий; увеличения доли продукта на рынке.
3. снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака, реструктуризации деятельности;
4. специальные выгоды и льготы: информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; льготное налогообложение; льготное кредитование.
Их целями могут быть продукция, рынки (выход на новые рынки), качество, эффективность.
Государство. Правительственная политика, законодательство могут активизировать инновационные процессы, стимулировать организации к ИД, путем введения новых стандартов (промышленные выбросы, средства безопасности), стимулирует необходимость поиска более эффективных инновационных технологий, альтернативных ресурсов или вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, технологий,.
Инновационная деятельность может сдерживаться такими экономическими факторами как отсутствие спроса, высокие цены, законодательные факторы (невозможность защиты инновации, налоговая политика и тд.), специфичные для предприятий (отсутствие квалифицированного персонала.)
42. Конкурентные стратегии в инновационном менеджменте.
43. Методы, используемые в инновационном менеджменте.
Выделяют различные методы инновационного менеджмента. Согласно одной из классификаций, в инновационном менеджменте применяются методы принуждения, побуждения, убеждения, сетевые методы, методы анализа и методы прогнозирования.
Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на следующие системы: законодательных актов страны и региона; нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации; планов, программ, проектов, заданий; оперативного руководства (власти).
Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития системы. Эти методы основаны на оптимизации управленческого решения и мотивации персонала на его реализацию.
К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления. Возможны следующие направления такого стимулирования: максимальное удовлетворение физиологических потребностей работников, обеспечение их комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей.
Методы убеждения основаны на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей. Их структура и объем определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями конкретной личности.
Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу более трудной: легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать. Для того чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать его психологические установки.
К конкретным способам изучения и применения результатов для управления социально-психологическими процессами относятся:
• мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения;
• моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения;
• психотехнологии реализации рекомендаций проведенного моделирования;
• моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.
Сетевое тонирование и управление - графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем. Основным элементом при этом методе является сетевой график, представляющий собой графическую модель всего комплекса работ, нацеленных на выполнение единого задания, в которой отражены логическая взаимосвязь, последовательность работ и связи между ними.
Методы анализа охватывают несколько принципов анализа:
1) единство анализа и синтеза, предполагающее разделение анализируемых сложных явлений, предметов на составные части с целью глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом по взаимосвязи и взаимозависимости;
2) выделение ведущего звена (ранжирование факторов), включающее постановку целей и установление способов их достижения;
3) обеспечение сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
4) оперативность и своевременность;
5) количественная определенность.
К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метол, метод цепных подстановок, метод элиминирования, графический метод, факторный анализ и др.
Прогнозирование - это специфический вид человеческой деятельности, некий процесс, в котором применяются конкретные инструменты. В прогнозном процессе предметом деятельности выступает информация. После ее переработки, систематизации, упорядочения появляется возможность форматировать суждения о том, как изменится прогнозируемый объект.
Под методами прогнозирования подразумевают совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта. От типа объекта зависит тип применяемого метода
Всю совокупность методов прогнозирования, используемых в инновационном менеджменте, можно разделить на три группы:
1) фактографические (формализованные), базирующиеся на первичной информации об объекте (прогнозная экстраполяция, прогнозирование на основе регрессионных моделей, прогнозирование сезонных колебаний, прогнозирование на основе индикаторов и индексов, по аналогии, с применением сетевых моделей, прогнозный граф и др.);
2) экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые, в свою очередь, предварительно обобщают фактографическую или иную информацию (индивидуальные интервью, метод комиссий, метод «мозговой атаки», метод Дельфи и др.);
3) комбинированные на основе смешанных информационных массивов.
44. Отличительные черты управления инновационной организацией.