Факторы и причины жестокого обращения с детьми.




Жизнь современного общества во всём мире отличается усилением политической, экономической, социальной напряжённости, дегуманизацией ценностных ориентиров и базовых отношений между людьми. Жёсткая реальность жизни подавляющего числа населения мирового сообщества спродуцировала и новые неприглядные факторы и условия роста, становления, формирования и развития современных детей. Значительное количество детей сегодня растёт в условиях неприемлемой для полноценного развития нравственно-психологической среды, одним из вопиющих признаков которой является жестокое обращение с детьми и факты преступных посягательств на их жизнь. Тяжёлые условия жизни способствуют общей невротизации детей, делают поведение многих агрессивным, порождают аналогичные насильственные действия по отношению к окружающим людям, сверстникам, животным.

Среди многочисленных факторов, обуславливающих распространение насилия в отношении детей (а затем и в их среде), можно выделить наиболее типичные [8].

Первый фактор – «природный», физиологический. Человек по сути своей склонен к жестокости, даже ребёнок. Распространённые рассказы о «чистоте» детей в действительности лишены рационального обоснования – среди детей, как и среди взрослых, попадаются индивидуумы более или менее склонные к насилию. Во многих ситуациях ребёнок действует инстинктивно, по-животному, представляя себя центром вселенной. При этом, если какие-то понятия о мире не задаются некоей культурной системой координат, если ребёнок не «наполняется» социальным содержимым, если этим не занимается окружение ребёнка, инстинктивное поведение проявляется всё чаще. Ответная жестокость со стороны взрослых только закрепляет этот тип поведения как доминирующий.

Крайне важно закрепить навыки социально приемлемого поведения в дошкольном возрасте. Жестокость дошкольников обычно имеет иные причины, нежели у детей старшего возраста. Во-первых, поведение наперекор установкам взрослых характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребёнок начинает осознавать своё «Я», и при помощи неприемлемого поведения пытается отмежеваться от остальных. Во-вторых, жестокость маленьких детей базируется на многих физиологических основаниях – например, дети со сниженным болевым порогом просто не понимают, как они могут причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют в аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом реагируют на плохую психологическую обстановку в семье - ссоры, скандалы, презрение к отдельным членам семьи. Важно, что до 6 лет подобное поведение поддаётся корректировке. Иногда достаточно лишь того, чтобы взрослые скорректировали своё поведение.

Фактор наличия агрессивной семейной среды.

Огромное количество детей становятся свидетелями и объектами семейного насилия, преступных посягательств и жестокого обращения. В свою очередь, можно выделить целый ряд причин, вызывающих формирование неудовлетворительной эмоциональной, нравственной атмосферы в семье.

Социально-экономические причины:

- низкий доход и постоянная нехватка денег (вызывают напряжённость, связанную с неудовлетворённостью основных потребностей членов семьи);

- безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов);

- многочисленная семья (требует больших эмоциональных и материальных затрат);

- молодая семья (рождение первого ребёнка, в сочетании с незрелостью личности родителей, низким уровнем образования и профессиональной подготовки ухудшает социально-экономические условия семьи);

- неполная семья (наличие только одного родителя-кормильца значительно ухудшает материальное положение);

- принадлежность к групповому меньшинству (принадлежность к религиозной секте, проживание в узком кругу людей – деревне, маленьком городке, в сочетании с безработицей и низким уровнем образования приводят к социальной изоляции и ограничивают возможности поддержки и социального контроля);

- плохие жилищные условия, перенаселённость жилой площади (приводит к дополнительной напряжённости, которая может спровоцировать насилие);

- отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций (оставление семьи наедине со своими проблемами, что вызывает у родителей состояние беспомощности и влияет на психологический климат семьи).

Причины, обусловленные структурой семьи и моделью общения:

- семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя, неравноценное внимание, уделяемое каждому ребёнку и т.д.). Осложняющей причиной является нестабильность семьи, когда мать часто меняет сожителей, что существенно затрудняет формирование семейной системы. Во-первых, отношения между детьми и сожителем складывается по-разному и часто неопределённы; во-вторых, они отличаются непостоянством, что во многом обусловлено статусом нового члена семьи – «калиф на час»;

- отчим в семье или приёмные родители. Чаще риск сексуального насилия над девочкой увеличивается в семьях с отчимом;

- конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. Исследованиями подтверждается, что родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляют его к своим детям. В семьях с неравномерным распределением власти между родителями – при доминирующей гиперпротекции – применение насилия над детьми наиболее вероятно. Также семьи с размытыми, неопределёнными семейными ролями и функциями, с двойственным типом воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребёнку. Семьи, в которых проявляют насилие к детям, отличают недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи, как следствие этого – несформированная и неэффективная психологическая поддержка, что соответствует низкому уровню семейной сплоченности;

- проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворённость, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.). Характер получаемой эмоциональной поддержки влияет на психологическое благополучие матери и в конечном итоге – на её отношения с детьми. Брошенная или неудовлетворённая отношениями с мужем женщина с высокой степенью вероятности не сможет проявить нежность и установить близость со своим ребёнком. Ревнивые отцы могут воспринимать ребёнка как соперника, вследствие чего они склонны эмоционально отвергать его и вступать в борьбу за любовь и привязанность матери, вместо того, чтобы поддерживать и помогать ребёнку;

- межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы освоили стиль агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности. Насилие для них – первичный и привычный способ разрешения социальных конфликтов. Родителей, страдавших в детстве от насилия, отличает низкая самооценка, социальная изолированность, переживание хронических повседневных стрессов, трудности при формировании близких отношений, особенно со своими детьми. Травматический опыт детства снижает их родительскую компетентность. Пережитая ими заброшенность, пренебрежение и отсутствие любви, иногда в сочетании с требованиями беспрекословного подчинения, сформировали недоверие к людям и собственному ребёнку в частности. Очень часто они повторяют ту же модель поведения: суровые требования и наказания;

- проблемы взаимоотношений родителя и ребёнка. Если между родителем и ребёнком не формируется привязанность, то растёт риск насилия. Кроме того, в старшем возрасте у ребёнка могут быть трудности в формировании самостоятельности и близких отношений, поскольку отсутствуют подходящие условия и образцы для приобретения основных навыков общения с людьми, усвоения действующих норм морали, развития умения решать проблемы, эмоциональные связи. На ребёнка в таких семьях реагируют скорее негативно, чем положительно, родители не заинтересованы в его всестороннем развитии, у них нет планов относительно его дальнейшего воспитания и обучения и т.д.;

- эмоциональная и физическая изоляция семьи. Изоляция проявляется в отсутствии социальных контактов, формальной и неформальной поддержки. Качество социальной поддержки для родителей является более важным, чем количество. Исследования специалистов показали, что у матерей, применяющих насилие, с большей долей вероятности нет никого, кому они могли бы довериться или к кому обратиться со своими проблемами. Очень часто они не имели хорошего контакта со своей матерью, что, в свою очередь, могло отразиться на формировании роли матери. У них не было возможности оставить ребёнка на чье-то попечение, чтобы освободить время для себя. Ситуацию усугубляло и то, что отцы не принимали участия в воспитании детей. Эти родители часто не знали о возможностях оказания социальной помощи и практически были бессильны и беспомощны в поисках поддержки.

Причины риска семейного насилия, обусловленные личностью родителя:

- риск насилия возрастает, если родители обладают такими психологическими особенностями, как: ригидность, доминирование, тревожность, раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребёнка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации;

- негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса;

- низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом механизмы психологической защиты – наличие проблемы отрицается, чтобы принимать помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т.д.;

- психическое здоровье родителя. Выраженные психопаталогические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей;

- алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др. проблемы;

- проблемы со здоровьем. К факторам, увеличивающим риск насилия, относится паталогически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину восприимчивой к стрессору;

- эмоциональная бедность или умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние особенно больного ребёнка, течение его болезни и последствия, поэтому может оставить ребёнка без необходимой помощи;

- неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всегда испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают способность справляться с возникающими трудностями в воспитании. У родителей, страдающих нервно-психическими расстройствами, чаще возникает тревога и недоверие к себе как личности и как родителю.

Молодые родители, еще являясь незрелыми, не могут взять на себя ответственность, не обладают необходимыми знаниями о развитии и воспитании ребёнка. У родителей, которые используют насилие, часто отсутствуют навыки, позволяющие им справиться с агрессивным поведением ребёнка. Они не в состоянии подавить возникающую собственную агрессию и гнев по отношению к ребёнку, как правило, не понимают его потребностей, не способны оценить его умения и способности, в результате чего предъявляют к нему требования, которые он не может выполнить. Боясь потерять контроль над ребёнком, молодые родители часто используют авторитарный метод воспитания, а наказание рассматривают как способ коррекции поведения ребёнка. Иногда это обусловлено незнанием других возможностей.

Есть категории родителей, которые убеждены, что ребёнок существует для удовлетворения их эмоциональных потребностей, что он должен быть послушным, чутким, ласковым, понятливым, не огорчать, любить и радовать их. Таким образом, ответственность за проблемы детства перекладывается на самого ребёнка, роль взрослого в них отрицается.

Личность ребёнка как причина насилия.

Ряд исследований выявил целый ряд свойств личности ребёнка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие.

Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:

- нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребёнка;

- недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

- дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

- дети с врожденными или приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

- с расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

- с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, в значительной степени внушаемый);

- с привычками, действующими на нервы родителя;

- низкими социальными навыками;

- с особенностями внешности, отличающейся от других или тяжело переживаемой родителями, с которыми они никак не могут примириться (например, «не того» пола);

- дети, чье вынашивание и рождение было тяжёлым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Фактор окружения ребёнка. Конечно, этот фактор начинает играть существенную роль в школе. С началом пубертатного периода для подростка решающее значение начинает приобретать общение со сверстниками, одноклассниками, иными друзьями. От того, каков микроклимат в такой малой группе, как ведёт себя лидер этой группы, будет зависеть и то, насколько склонен к насилию будет ребёнок. Это, говоря обиходным языком, фактор «плохой компании». Конечно, нужно, не переходя разумную границу, контролировать контакты подростка.

Фактор конкретной общественно-культурной ситуации. Это фактор, пожалуй, один из решающих на данный момент. Важнейшую роль в формировании жестокости играет общество, точнее, морально-нравственные установки, продуцируемые обществом. В нашем случае - фактически отсутствие этих установок. Все институты, хоть как-то регулирующие, пусть и при помощи страха, людскую (детскую в том числе) жестокость, ныне играют мало роли. Церковь утратила контроль над сознанием людей на массовом уровне. Институт школы как «учительства» практически прекратил своё существование. Учитель ныне - лишь транслятор информации, «воспитание» в его подлинном смысле в школе не осуществляется по разным причинам. Это большая ошибка общества и государства.

В современном языке закрепляется агрессия людей по отношению друг к другу (современные «нормы» во многом пришли из «тюремного» прошлого СССР). Если прислушаться к молодёжному сленгу, который ныне употребляют фактически уже люди среднего возраста, можно понять, что всё это – преобразованный и искажённый тюремный язык. Дети услышали его от своих родителей, те – от своих, часть из которых сами побывали в местах заключения. Отношения оскорбления, подавления и унижения закреплены в этом языке. Причём, если когда-то этот язык был уделом кучки маргиналов, социально неблагополучных элементов, то теперь на нём говорят ведущие ТВ и культурные, так сказать, деятели.

В общественной жизни, в школе, в быту – всюду закреплено ранжирование, расслоение людей; желание вскарабкаться повыше, пусть и идя по головам.

Установки нетерпимости по отношению к чему-то отклоняющемуся от среднестатистических параметров также способствуют жестокости у детей. Всё новое и необычное в повседневной жизни изгоняется из довольно косной среды нашего современного общества. Всё, что хоть как-то демонстрирует понятие любви, любви в наиболее общем смысле, вынесено за скобки массовой культуры, находится на периферии поля, которое формирует сознание ребёнка.

Фактор медиасреды. В данный момент он также играет важную роль. Общая фрагментированность жизни, внешней среды не позволяет ребёнку усваивать какие-то базовые, фундаментальные ценности в должном объёме. Современные дети значительную часть своего времени проводят в интернет-пространстве, за просмотром телевизионных программ, которые перегружены сценами насилия, жестокости, грубости в отношениях между людьми.

Конечно, было бы удобно переложить ответственность за происходящее с детьми на компьютерные игры, сидение в интернете, «культ насилия». Но это путь в никуда, слабоволие. Дети прошлых эпох наблюдали насилие в реальной жизни, но воспитание было более интенсивным, присутствовал некий баланс, вот и не вырастало такого количества озлобленных и агрессивных детей. Конечно, можно понять родителей, не у многих сейчас есть свободное время на ребёнка, работа отнимает много сил и времени, а различного рода виртуальные развлечения отлично организуют досуг ребёнка. Значительное количество современных детей растут, будучи предоставленными сами себе.

С таким индивидуально-субъективным «воспитательным» багажом дети приходят в школу. Здесь и предоставляется возможность реализовать «усвоенное» на деле. Тому есть несколько причин. Во-первых, класс – это мини-социум, крошечная модель современного российского общества в целом. И развивается он по таким же законам – кого-то унижают, кто-то выбивается в лидеры, каждый играет свою роль. Во-вторых, как уже отмечалось, - заброшенность понятия «воспитания» в реальной школьной практике. И третье - то, что не имеет оправданий, – это случаи, когда педагог остаётся безразличным к проявлениям насилия в школе, пускает всё на самотёк или вовсе скрывает такие факты. Это только провоцирует новые случаи жестокости, да и вообще является преступлением.

Всё то, что происходит в школе с точки зрения прививания детям каких-то социально значимых понятий, - повод для глобальных изменений в школьной системе. А состояние дел во многих сельских и провинциальных школах просто приводит в шоковое состояние.

Увеличение школьного насилия во многом обязано «демократизации» общественной жизни и соответственно - процесса образования. Это характерно не только для России. Во многих странах проблема детской жестокости стоит очень остро. Причины схожи. Во-первых, - это излишняя лояльность по отношению к ученикам, а иначе говоря, попустительство. В некоторых государствах, например, в Польше, Великобритании (после многочисленных случаев чрезвычайной жестокости школьников) уже начался процесс возвращения к более строгому типу школьного образования. Эксперимент с «доверием к человеку» фактически не оправдался. Во-вторых, - это возросшая за последние годы «агрессивность» информационной среды, в которой пребывает ребёнок с рождения.

Впрочем, перекладывание обязанностей по воспитанию с родителей на педагогов – тоже путь в тупик. Педагог не обладает таким авторитетом и такими правами по отношению к ребёнку, как родитель, по крайней мере, на данный момент. Да и в условиях не самой высокой заработной платы и общей бюрократизации процесса образования заниматься ему этим вовсе не хочется.

Бороться с проявлениями жестокости у детей очень сложно. В первую очередь из-за того, что отношения между детьми отражают общество в целом.

Известным способом борьбы с проявлениями детской жестокости является, например, увлечение ребёнка каким-либо видом спорта. Впрочем, это не решает всех проблем. В этом случае сублимируется моторная, физическая агрессия, психологические же проблемы лишь чуть ослабевают. К тому же, если ребёнок слаб характером и воспитывается в семье с авторитарным стилем воспитания, спорт вряд ли пойдет ему на пользу, только ещё больше убедит в собственной никчёмности, так как обычно инициатива отдать ребёнка в спортивную секцию исходит опять-таки от родителей.

Самым действенным методом искоренения проявлений жестокого обращения и преступных посягательств в среде воспитанников образовательных учреждений (и это применимо почти ко всем детским проблемам) – личный пример всех людей, окружающих ребёнка с рождения и на протяжении всего пути формирования его сознания, мировоззрения, принципов, идеалов, всей личности. Жестокость и насилие в отношении детей, среди детей – очень сложное, неприятное, трудно устраняемое явление. Но важно понимать, что его истоками является в значительной мере человеческое окружение, жизненная среда с устоявшимися стереотипами терпимости к чужому страданию, к безнаказанности зла, стремлением к лёгкой и быстрой наживе и т.п. Таким образом, получается, что жестокость и насилие, преступные посягательства на детскую жизнь, насилие в самой детско-юношеской среде – это закономерное (хотя, безусловно, дикое) следствие общей жизни современного социума.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: