3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
- Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. Microsoft PowerPoint:
- CD – авторская разработка презентаций по темам курса.
- Активные методы обучения. Используются в качестве методических приемов:
· активизация внимания студентов к содержанию предыдущего семинара, что обеспечивает текущий контроль знаний студентов,
· использование элементов беседы и дискуссии в ходе освоения нового материала с попыткой вызывать у студентов самостоятельное формирование отдельных суждений и выводов по курсу,
составление заданий для самостоятельной подготовки студентов и контроль за их работой
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
Работа с документами: Всеобщая декларация прав человека, Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Всеобщая Декларация о культурном разнообразии, Декларация тысячелетия ООН. Декларация ООН о праве наций на самоопределение. Конвенция ООН о предотвращении геноцида 1948 г. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Устав ООН. (1945 год). Декларация принципов международного культурного сотрудничества. (1966 год).Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. (1966 год). Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. (1981 год). Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. (1992 год). Декларация принципов терпимости. (1995 год). Декларация о культуре мира и программа действий в области культуры мира. (1999 год). Декларация Тысячелетия (2000 г.) Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии. (2001 год). Йоханнесбургская Декларация по устойчивому развитию. От наших истоков к будущему. (2002 год). Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия. (2003 год).Окинавская хартия глобального информационного общества.Руководящие принципы Контактной группы по урегулированию статуса Косово. Материалы шестого Совещания высокого уровня с участием ООН и региональных и других межправительственных организаций 25-26 июля 2005 года в Нью-Йорке. Материалы Основной Сессии Экономического и Социального Совета ООН 2005 года.Материалы 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
|
Доклады на темы: Этнические и конфессиональные конфликты в различных регионах мира (один регион – один доклад);
Проблемы гуманитарной интервенции
Нации и национализм в современном мире
Мультикультурализм
Цивилизационные теории в XX веке.
Международно-правовое обеспечение миротворческих операций
Превентивная дипломатия
3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания
Форма текущего контроля – чтение и реферирование студентами научной литературы по курсу, интерпретация документальных источников, анализ баз данных, подготовка докладов и презентаций по предложенным темам.
Форма промежуточного контроля – оценка участия студентов в дискуссиях, работы в исследовательских группах и в разборе конкретных ситуаций, при подготовке к которой студентам следует повторить материал лекций, изучить соответствующие разделы рекомендованных лектором учебников и учебных пособий, ознакомиться с источниками, научными статьями и монографиями, указанными в программе.
|
Форма итогового контроля – экзамен (проходит в письменной форме).
Требования к зачету вытекают из его основных целей и задач:
- должен показать определенный уровень знаний по изученному материалу, владеть основными понятиями и категориями курса,
- иметь представление о важнейших источниках изучаемого вопроса, обладать знаниями современного фактического материала,
- иметь представление о важнейших дискуссионных вопросах в рамках рассматриваемых проблем,
Количество вопросов в билете – два, в том числе первый вопрос носит теоретический характер, второй – на знание текста документов. Если один из ответов на вопросы билета оценивается как «неудовлетворительно», то за весь экзамен выставляется оценка «неудовлетворительно», вне зависимости от того, насколько полно раскрыт второй вопрос билета. Время на подготовку к экзамену устанавливается в соответствии с общими требованиями, принятыми в СПбГУ.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Гуманитарная составляющая развития системы международных отношений и формирования современного мирового порядка. (Мне кажется, что ответ на вопрос о формировании современного мирового порядка будет очень общим, тяжело дать конкретный ответ)
2. Миссии ООН на Ближнем Востоке. Гуманитарная составляющая деятельности миссий.
3. Империи и национальные государства (перечислить?), поиск национальной идентичности.
|
4. Комиссия ООН для Индии и Пакистана, ее мандат. Проблема Пенджаба и Тибета. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
5. Этнические конфликты, их специфика в ряду социальных конфликтов. Классификация этнических конфликтов. Гуманитарные проблемы этнических конфликтов.
6. Две парадигмы образования наций, их достоинства и недостатки.
7. Международные конфликты и их конфессиональная составляющая.
8. Позитивные и негативные функции конфликта.
9. Миссия ООН в Грузии. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
10. Концепция образования наций Эрнеста Геллнера.
- Руководящие принципы Контактной группы по урегулированию конфликта в Косово.
12. Происхождение и социальная основа национализма.
- Декларация Тысячелетия ООН (2000 год), гуманитарные аспекты.
- Состояние межэтнических и межконфессиональных отношений на постсоветском пространстве. (на примере конкретных или перечислять все и в общем?)
- Гуманитарные аспекты проблемы «непризнанных государств».
- Социальный конфликт, его сущность и стадии.
- Йоханнесбургская Декларация по устойчивому развитию. «От наших истоков к будущему», (2002 год). Гуманитарная составляющая Декларации.
- Мировые религии и их роль в становлении современной цивилизации. (я бы побоялась закопаться в данном вопросе. Можно ли перечислить религии и более детально пояснить на примере 1,2 религий?)
19. Миссия ООН в Бурунди. Понятие геноцида. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
20. Понятие «превентивной дипломатии» и ее роль в разрешении конфликта.
21. Миссии ООН по миростроительству, их цели и гуманитарные аспекты.
22. Бедствия, вызванные опасными природными явлениями, как социальный феномен. Гуманитарные аспекты последствий бедствий.
23. Миссия ООН в Судане, ее мандат. Проблема Дарфура. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
24. Цивилизационная теория С. Хантингтона.
- Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
- Операции ООН по поддержанию мира, история и современность. Гуманитарная составляющая операций ООН.
- Новый статус Каталонии и баскский сепаратизм: два пути решения гуманитарных проблем.
- Причины неэффективности мер по оказанию гуманитарной помощи со стороны структур ООН.
- Миссия ООН в Либерии, ее мандат. Гуманитарная составляющая деятельности
30. Цивилизационная теория А. Тойнби. Общая характеристика.
31. Миссия ООН в Кот д′Ивуаре, ее мандат. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
32. Цивилизационная теория О. Шпенглера. Общая характеристика.
- Миссия ООН в Демократической Республике Конго, ее мандат. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
- Миссии ООН, их классификация.
- Французская модель интеграции иммигрантов: история и современность. Гуманитарные аспекты модели.
- Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 год).
37. Миссия ООН в Гаити, ее мандат. Гуманитарная составляющая деятельности миссии.
38. Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год).
39. Окинавская Хартия глобального информационного общества.
3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)
Ведомости оценки учета работы студентов в ходе семинаров, перечень примерных вопросов на экзамене, распространяемый среди студентов.
3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Анкеты, утвержденные соответствующим Постановлением Ученого совета факультета международных отношений.
Кадровое обеспечение
3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий
Преподаватели, допущенные к преподаванию данной дисциплины, должны обладать ученой степенью кандидата или доктора наук.
3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Требуется работа представителя учебно-вспомогательного персонала в течение одного часа для обеспечения анонимной оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса. Также требует работа представителя учебно-вспомогательного персонала в течение пяти минут в начале и в конце каждой лекции и каждого семинара для установки и снятия аудиторного оборудования в случае, если аудитория не оборудована стационарным оборудованием