Социально-педагогические технологии реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения.




Социально-педагогическая реабилитация – это система воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество, направленная на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, на получение необходимого образования [12].

В реальной практике современных школ многочисленные со­циально-педагогические задачи, которые должна решать социальная служба, объединяющая профессиональных специалистов раз­ного профиля, как правило, возложены на одного работника — социального педагога, который организует, направляет, координирует деятельность по оказанию помощи детям, подвергшимся насилию и преступным посягательствам. Поэтому, реабилитация этих детей в образовательных учреждениях координируется социальным педагогом при участии администрации, педагогического коллектива, психолога, медицинского работника.

Существенные изменения в деятельность школы вносит и не­обходимость охраны и защиты прав несовершеннолетних, которые теперь закреплены законодательно. Школа должна не только от­вечать за соблюдение прав ребёнка в своих стенах, но и представ­лять его интересы при необходимости вмешательства в условия и обстоятельства его воспитания. Функции такого представитель­ства требуют юридической грамотности и навыков общения с правоохранительными органами и другими институтами государ­ства. Естественно, что первым кандидатом на роль ходатая по де­лам несовершеннолетних от имени школы является социальный педагог, которому администрация делегирует соответствующие полномочия [19].

Согласно закону, ребёнок имеет право на жизнь и воспитание в семье, однако он не должен быть заложником любых её обстоя­тельств. Школа, как правило, лучше других видит отрицательные последствия дурного обращения с ребёнком дома, поэтому имен­но от неё ждут своевременных сигналов о необходимости вмеша­тельства в семейные отношения. И хотя известно, что дети привя­заны даже к плохим родителям, в то же время опыт убеждает, что не следует постоянно откладывать передачу ребёнка в приёмную, опекунскую или попечительскую семью, дожидаясь, пока разру­шения личности несовершеннолетнего сделают этот шаг абсолютно необходимым. Ведь есть много вариантов совместить приёмную семью с родной, не травмируя психику ребёнка. Вмешательство в семейные отношения может быть не обязательно грубым, особен­но если оно своевременно и инициировано образовательным учреждением, а не поли­цией.

Право на «достойное» или «надлежащее» воспитание, свобод­ное от «небрежного обращения», «пренебрежения», «отсутствия заботы», «жесткого, бесчеловечного или унижающего обращения» гарантируется каждому ребёнку международными правовы­ми актами и отечественным законодательством. Причём, согласно Закону Российской Федерации «О системе профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), орга­ны и учреждения образования входят в указанную систему как одни из гарантов этого права. Совершенно ясно, что в конкрет­ном образовательном учреждении выполнение соответствующих обязанностей возлагается на социального педагога. Именно он организовывает взаимодействие с другими субъектами системы: органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав, учреждениями социаль­ной защиты населения и др. [19].

С целью выявления случаев жестокости в отношении детей и принятия адекватных мер педагоги и сотрудники образовательных учреждений:

- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) по прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр;

- при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребёнком, получении информации о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трёх часов с момента выявления) направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания ребёнка, в отдел внутренних дел района по месту нахождения образовательного учреждения;

- при выявлении несовершеннолетних, длительное время (не более 10 дней) не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях, принимают меры к выяснению причин, проводят обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи, составляют акт обследования, по результатам которого ставят обучающегося на внутришкольный учёт;

- в течение 3-х дней с момента постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учёт направляют информацию об этом в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по фактическому месту жительства несовершеннолетнего по установленной форме;

- формируют социальный паспорт учреждения, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего(-ней) по установленной форме.

Среди мер борьбы с насилием и жестокостью в отношении детей в образовательных учреждениях существует постановка ребёнка или семьи на внутришкольный учёт. В образовательных учреждениях существует соответствующее положение о порядке применения этой меры.

Положение разрабатывается в соответствии с Конституцией РФ, Законом 24,06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, областным и муниципальным законодательством, Уставом образовательного учреждения[16].

Внутришкольный учёт – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: предупреждение безнадзорности, правонарушений, жестокости и других негативных проявлений в среде обучающихся; выявление и устранение причин и условий, способствующих их проявлению; социально-педагогическую реабилитацию и ресоциализацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении или подвергающихся жестокому обращению и преступным посягательствам.

В случаях, когда насилие очевидно (ситуация выходит за пределы семьи, ребёнок с травмами попадает в лечебное учреждение, ситуация насилия в школе имела место при свидетелях, насильственные действия фиксировались видеосъёмкой и выложены в интернете), ребёнку должна быть оказана немедленная кризисная помощь. За такой помощью обращаются как сами дети и подростки, так и их друзья, родители, родственники и другие взрослые, принимающие участие в воспитании ребёнка. Информация о службах, призванных оказать помощь в подобных ситуациях с указанием адресов и телефонов, размещена, как правило, на школьных стендах или имеется у социального педагога. Обращение может быть личным и косвенным (письменно, по телефону, с использованием электронных средств и т.д.). С таким обращением гражданин обращается в полицию, в ПДНиЗП, КДНиЗП, на телефон доверия в Министерство образования любого уровня, в прокуратуру, лечебные учреждения, центры помощи семье и детям, кризисные центры и т.д.

Социально-педагогическая реабилитация связана не только с преодолением семейных репрессий, школьных нажимов, случаев насилия в среде сверстников, социальной дискриминацией несовершеннолетних, но и с изменением представлений ребёнка о самом себе - его Я-концепции. Она осуществляется на личностном уровне с учётом индивидуально-психологических свойств ребёнка. Важнейшими задачами данной реабилитации являются:

1) изменение условий среды, в которой у ребёнка появились нежелательные формы поведения или реагирования;

2) «расшатывание равновесия» с неблагоприятной для него средой;

3) подбор индивидуально приемлемой среды воспитания и адаптация её применительно к природе ребёнка;

4) создание «поля возможностей» личности, индивидуального и социального пространства, помогающего развить скрытые возможности ребёнка;

5) восстановление общности интересов и потребностей ребёнка с первичным коллективом, семьёй и средой неформального общения, преодоление и компенсация культурных ограничений в поведении ребёнка;

6) создание с учётом возрастной специфики и индивидуальных отличий ребёнка таких условий, которые бы обеспечивали наилучшие формы прохождения жизни индивида, сочетались с его природой активности и др.

Социально-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам, предполагает ряд мероприятий, направленных на дополнительные занятия с ребёнком по программе общеобразовательной школы и дополнительного образования.

С целью преодоления противоречия между необходимостью внешнего вторжения в сложную жизненную ситуацию и готовностью самого индивида разрешить проблему, петербургские учёные под руководством Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой разработали и апробировали особую модель взаимодействия в процессе социальной реабилитации - это модель педагогического сопровождения. Своеобразие этой модели состоит в том, что работа ведётся над созданием положительного эмоционального состояния ребёнка, когда он пытается разрешить собственную проблему. Специалисты и сам ребёнок, его семья сосредоточивают внимание не на сложной жизненной ситуации, не на утраченных социальных связях и даже не на поведении или качествах личности, а на переживаниях ребёнка, его ощущениях, его эмоционально-волевой сфере.

Направленность реабилитационной работы на удержание собственных переживаний и чувств ребёнка в позитивном поле является важнейшим условием успеха в последующем взаимодействии специалистов с таким ребёнком. При этом могут использоваться самые разные методы взаимодействия: от хорошо известных и проверенных (вовлечение в творческие виды деятельности в учреждениях дополнительного образования, предоставление возможности санаторного оздоровления, использование института наставничества и др.) до методов, соответствующих современным реалиям и возможностям (предоставление возможности дистанционного обучения, домашнего обучения, обучение по индивидуальному плану и др.).

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам, также может проводиться в специализированных учебно-образовательных учреждениях. В данных учреждениях необходимо учитывать психологические, личностные и психофизические возможности, с которыми поступает воспитанник.

Работа в специализированных школах имеет своё специфическое реабилитационное содержание и включает следующие условия реабилитационного процесса:

- начальный (1-3 недели) этап - это период пребывания воспитанника в школе рассматривается как первый этап социальной адаптации не к условиям режима, проживания, обучения, а как этап формирования первичных, вероятно, сначала интуитивных представлений о новой альтернативе жизни и новом альтернативном пути;

- второй важный этап - этап реальной жизни в школе. В этот период кроме обязательного обучающего воспитательного и профессионально ориентированного процесса должны в полную силу работать психологические коррекционные и психотерапевтические реабилитационные программы. Они должны помочь воспитаннику «привести в порядок свой дом», то есть в первую очередь способствовать личностному росту, развитию его «Я» в процессе переживания осмысленного нового, позитивного, эмоционально насыщенного жизненного опыта в новой школьной среде;

- третий этап реабилитационной работы - помощь в период выпуска и после возвращения выпускника в реальные условия прежней семейной, школьной, трудовой жизни, мир его прежнего общения.

На первом этапе содержание социально-педагогической реабилитации заключается в организации досуговой деятельности учеников, организации их знакомства и сплочения в пределах специализированных школ. На последнем этапе социально-педагогическая реабилитация осуществляется вне учреждения и направлена на организацию социально-психологической, правовой поддержки воспитанника при его выпуске из школы; создание спортивно-оздоровительных, трудовых лагерей с открытым содержанием воспитанников, клубов по интересам в качестве социально-психологической поддержки воспитанников и т.д.

К типу специализированных учреждений для детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам, можно отнести «Мобильную школу».

«Мобильная школа» строится как совокупность отдельных учебных площадок, на базе различных организаций социальной защиты. Педагогическая система каждой учебной площадки определяется контингентом учащихся и включает все ступени обучения или только некоторые из них.

Ведущая идея школы - приоритетность интересов и потребностей ребёнка перед потребностью семьи, общества, религии и других общественных институтов.

Основной задачей «Мобильной школы» является создание условий для решения индивидуально значимых проблем детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам, различного возраста, которые не могут быть решены как самостоятельно, так и с помощью семьи, и оказание им реальной помощи.

«Мобильная школа» выполняет функции восстановительного обучения, готовит учащихся к продолжению образования в других учебных заведениях, возвращению их в социум, а также сотрудничает с другими учебными заведениями, обеспечивая начальное общее и основное общее образование в соответствии с государственным стандартом.

Так же социально-педагогическая реабилитация ребёнка может проводиться в условиях детского оздоровительного лагеря, но такой лагерь ближе к реабилитационным центрам, чем к любым другим детским учреждениям. Он может рассматриваться как средство реабилитации, как особое пространство, где реабилитацию можно проводить параллельно с выполнением других педагогических задач.

Успешность реабилитационной работы зависит от такого специфического феномена временного коллектива, как новизна впечатлений и деятельности. В данный коллектив могут входить такие специалисты, как социальные педагоги, социальные работники, психологи и т.д.

Социально-педагогическая реабилитация детей рассматриваемой категории предваряется, опирается и проводится параллельно с использованием целого комплекса методов психологической, психотерапевтической, социально-правовой, медицинской реабилитации. Справедливость этого положения определяется самой сутью социально-педагогической реабилитации, которая связана с индивидуально-личностными особенностями детей данной категории, предполагает изменения в области убеждений, принципов, взглядов на мир и отношения к окружающим, предполагает формирование адекватной самооценки и положительного образа «Я». Таким образом, социально-педагогическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, с одной стороны – самостоятельный процесс со специфическими целями и методами осуществления, с другой – вбирающий и завершающий весь комплекс медицинских, правовых, социально-психологических реабилитационных мер процесс.

Серьёзной проблемой современной школы является школьное насилие – это вид насилия, при котором по отношению к ученикам происходит применение силы со стороны учителей или других учеников. Кроме того, хоть и крайне редко, но бывает применение силы учеников по отношению к учителю. Школьное насилие, как и насилие в других сферах межличностных отношений, подразделяется на физическое и психологическое.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику или учителю, в результате которого возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избие­ние, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Психологическое насилие можно определить как действие, совершен­ное в отношении ученика или учителя, которое направлено на ухудшение эмоционального самочувствия и благополучия жертвы. К основным видам психологического насилия в школе можно отнести насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других, отторжение, изоляция, отказ от общения (с ребёнком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за од­ной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу и в совокупности могут быть квалифицированы как издевательства. Издевательства могут продолжаться долгое время, вызывая у жертвы дли­тельные травмирующие переживания.

В последнее время общественность обеспокоена учащением случаев насилия в подростковой среде. Избиения и издевательства сверстников подростки часто фиксируют на видео и даже выкладывают в социальные сети. Подобные случаи становятся предметом разбирательства не только в ОВД, но и в прессе, на телевидении. Очевиден тот факт, что подростки считают, будто подобные действия не повлекут за собой каких-либо юридических последствий. В своих объяснениях они говорят о том, что жертва сама виновата, о том, что это произошло как-то само собой, от скуки, под действием алкоголя и т.д. Бороться с подобными явлениями сложно и опыт мирового сообщества показывает, что ужесточение наказаний по отношению к детям-насильникам не даёт положительного результата. Скорее всего, имеет место обратный результат, особенно если ребёнок будет осуждён и попадёт в специализированное учреждение закрытого типа. В подобных учреждениях существует своя специфическая система ценностей, иерархия, образ жизни, которые и усваивает попавший туда вновь ребёнок. В таком учреждении нет положительных образцов поведения и поэтому социализация осуждённого не может протекать полноценно.

Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе админи­стративных рычагов - через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях - через руководство системой образования; в криминальных ситуациях - через правоохранительные органы. Попытка при­дать дополнительный импульс в использовании авторитета классного руково­дителя сегодня предпринята властными органами путём введения доплаты за классное руководство. Однако такое действие очевидно не способно повысить качество работы педагога.

Вместе с тем, в последнее время в различных регионах создаются альтернативные таким чисто административным меха­низмы: это и деятельность школьных психологов, и школьные службы добро­вольных помощников милиции, и введение поста школьного уполномоченного по правам ребёнка или по правам участников образовательного процесса (так называемого, школьного омбудсмена), и создание разнообразных школьных служб (психологических, примирения и пр.) [22].

Представляется необходимым разделение перечисленных институтов на персональные и групповые.

Персональные институты. К ним относят школьного психолога и школьного уполномоченного по правам ребёнка (или по правам участников образователь­ного процесса). Общими можно назвать основные временные рамки направленности усилий и того и другого. Это, прежде всего, усилия, ориентиро­ванные как на решение актуальных проблем, так и содействие формированию у школьника способности к самоконтролю, самоанализу и саморазвитию - в перспективе.

Функции школьного психолога очевидны, однако, следует отметить, что в ситуации, когда количество детей в школе составляет несколько сот человек, высокого качества работы школьному психологу добиться трудно.

Школьный уполномоченный по правам ребёнка (или по правам участников образовательного процесса, а это, очевидно, более широкая роль) нацелен на деятельность не в психологической сфере, а в области прав. Его работа, хотя и содержит некоторые похожие элементы (например, наблюдение, мониторинг ситуации в школе или разбор случаев, касающихся чьих-то индивидуальных проблем), однако главное направление его деятельности - защита, охрана и пропаганда ценности прав ребёнка и иных участников образовательного про­цесса. Конечно, первичными являются в данном процессе права детей, по­скольку само образовательное пространство организуется собственно для них, они являются его целевой группой. Кроме того, из всех участников процесса ре­бёнок является наименее защищённым субъектом.

Из сказанного выше следует, что два названных «персональных» институ­та - школьный психолог и школьный омбудсмен - не являются фигурами аль­тернативными, но способны лишь дополнять друг друга, действовать в связке и партнёрстве. Только в таком случае можно рассчитывать на успех их совместной деятельности в одном учреждении.

И здесь, используя принцип дополнения, мы можем ставить задачи по рас­ширению субъектного состава активных участников работы в области права и психологии образовательных процессов. Не стоит пугаться данных терминов: речь не о том, чтобы кардинально видоизменить правовое и психологическое содержание образовательно-воспитательного пространства в учебном учреж­дении.

Групповые институты. Школьные службы добровольных помощников милиции. В принципе, деятельность такого рода служб может представлять интерес, прежде всего, с точки зрения охраны правопорядка в ОУ. Задача поддержания требуемой дисциплины для беспрепятственного осуществления образователь­ного процесса для руководства школы является значимой. Интерес к данной де­ятельности проявляют и правоохранительные органы, поскольку такая работа способна снижать их нагрузку. Вместе с тем, крайне нежела­тельна излишняя милитаризация сознания, характерная для военизированных объединений и коллективов. Поэтому данное направление желательно и воз­можно развивать через деятельность таких общественных образований в раз­решении возникающих в образовательном учреждении конфликтов, как, например, школьные психо­логические службы и школьные службы примирения.

Школьные психологические службы.

Данная служба, действующая, как правило, на основе работы школьного психолога, может развиваться и становиться более заметным ресурсом, если удаётся привлечь к этой работе в качестве добровольных помощников стар­шеклассников. Сделать это проще, если школа имеет соответствующий специ­ализированный профиль (гуманитарная специализация образовательного учреждения либо наличие в нём гуманитарных классов).

При этом существенное развитие могут получить не только психопрофилак­тическая, диагностическая, коррекционная и консультативная составляющие деятельности данной службы. Её развитие может сделать значимым и образовательно-просветительский компонент [21].

Школьные службы примирения.

Поскольку внутренних конфликтов в школе много, возможно возникновение (создание) соответствующих служб, на­правленных на содействие примирению конфликтующих сторон. Профильной деятельностью таких служб в значительной мере являются конфликты между учениками. В этих случаях школьные службы примирения (ШСП) могут справ­ляться силами самих учеников. Следует заметить, что полномочия представи­телей такого рода службы должны быть утверждены на уровне администрации школы отдельным положением или её уставом [21], [22], [23].

Значение участия школьников в деятельности подобных служб сложно пере­оценить. Во-первых, - это собственно результаты разрешения конфликтов - восстановление миропоряд­ка, существовавшего до конфликтного события. Во-вторых, - такая работа по­могает и самим ребятам более конструктивно смотреть на жизнь и облегчать собственный поиск выходов в той или иной жизненной ситуации. Дети через коммуникационные процедуры имеют возможность более детально разби­раться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и моти­вы, которые стали основанием побудительным импульсом для того или иного поступка. В-третьих, - это возможность приобретения опыта публичного обмена мнениями и впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискус­сии и выработки других, существенных в современной жизни навыков. Наличие такого опыта, как представляется, можно назвать одновременно и важнейшим уроком публичной демократии. Положительное влияние оказывает и проясне­ние ситуации, в которую попали конфликтующие стороны, без чего их дальней­шее примирение бывает серьёзно осложнено. Кроме того, само присутствие подобных институтов, осуществляющих непрерывную, общественно значимую деятельность в образовательном учреждении, способно становиться фактором оздоровления обстановки в школе и в обществе в целом. Наконец, приобретение опыта содействия при­мирению может стать и первым шагом для формирования собственного пред­ставления о своём профессиональном будущем [21].

Вовсе не редки ситуации, когда возникают и так называемые вертикальные конфликты - между учениками и учителями. Ребёнок здесь, как правило, оказывается в более уязвимом поло­жении, И родители в подобных ситуациях далеко не всегда могут ему помочь. В этом случае, конечно, посредником в разрешении конфликта должны стано­виться взрослые, специалисты (школьный психолог или заведующий по вос­питательной работе). Впрочем, такой ход событий совершенно не исключает возможности проведения последующего анализа состоявшегося действия, ко­торый проводится указанным специалистом - для его помощников - прежде всего, с методической целью. В случае привлечения ШСП подобные конфликты могут рассматриваться как взрослыми кураторы названных служб, так и служба­ми в смешанном составе: взрослый и школьник. Такой состав позволяет сделать работу службы не только более авторитетной, но и заслуживающей доверие школьников, поскольку предусматривает наличие «детского представителя» при помощи в разрешении конфликта.

Школьные институты в области прав и самоуправления.

Данное направление является пока слабо раз­витым в сфере российского образования, но крайне необходимым. Наиболее разработанной и апробированной, гуманисти­чески ориентированной социальной технологией является технология обще­ственно активных школ, предполагающая включение детей в вопросы внутренней жизни школы, в процессы управле­ния ОУ и в активную деятельность во внешнем, ближайшем социуме. Эта технология позволяет к моменту окончания школы приобрести ценнейший для дальнейшей жизни опыт по позитивному разрешению конфликтов, по началам управления орга­низационными структурами и социальными процессами внутри коллектива, в области креативной социальной деятельности [21].

Восстановительный подход в образовательных учреждениях.

Во многих школах приняты такие правила и способы реагирования учителей на конфликты, что они не помогают освоению навыков цивилизованного обще­ния, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения ав­торитета, так необходимых подросткам для будущей жизни. Способы разрешения конфликтов, которые практикуются учителями, чаще всего, сводятся к административным мерам, манипуляции и клеймению, что, в определённой мере затрудняет освоение и школьниками цивилизованных под­ходов и методов урегулирования конфликтных ситуаций. Педагоги чаще всего используют морализаторство, клеймение, формальное разрешение конфликта и угрозу наказанием. Формальное разрешение кон­фликтов («оба виноваты - и поэтому нужно мириться») практикуются в млад­шем школьном возрасте и действительно иногда срабатывают.

Но с возрастом ситуации детей становятся всё более разнообразными, воз­растает количество случаев, не поддающихся стандартным формам реагиро­вания. И в этот период дети чаще всего не получают поддержки в том, чтобы найти цивилизованный выход из создавшейся ситуации.

С 1997 года в России и странах постсоветского пространства активно распространяются идеи и технологии восстановительного правосудия. Концепция восстановительного правосудия (и шире - восстанови­тельного подхода) разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и совокупность способов, процедур и приёмов работы, ис­пользуемых в ситуации преступления и/или конфликта, в том числе связанными с насильственными действиями. В России данный подход активно поддерживается и внедряется в практику образовательных учреждений Н.Л.Ханашвили, Р.Р.Максудовым, А.Ю.Коноваловым, Л.М.Карназовой и др. [21], [22], [23].

Восстановительное правосудие (в школах это называется программами при­мирения) помогает людям вернуть миропорядок и возместить ущерб, причи­нённый конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разре­шении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности; примирение конфликтующих сто­рон, исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этих процессах ближайшего социального окружения.

Ядром примирительных программ (медиации, кругов, семейных конферен­ций) являются встречи конфликтующих сторон или жертвы и правонарушителя, в ходе которых обсуждаются важные для общества и для людей способы циви­лизованного выхода из конфликта или криминальной ситуации. В ходе встреч с помощью подготовленных ведущих (медиаторов) изменяются отношения меж­ду людьми: от отношений взаимного отчуждения, а, порой - ненависти, злобы и агрессии стороны шаг за шагом приходят к пониманию друг друга. Результа­том такого взаимопонимания может быть принятие и реализация обязательств по заглаживанию вреда и осуществление по отношению друг к другу восстановительных действий: извинение, заглаживание вреда, понимание, прощение, принятие, то есть такие простые действия, на основе которых держится и не распадается общество [21].

Важнейшей ценностью и це­лью восстановительной медиации является работа по налаживанию взаимопо­нимания и «очеловечиванию» взаимоотношений. Конфликт или криминальная ситуация приводит часто к тому, что люди начинают видеть друг в друге исклю­чительно негативные стороны, возрастает чувство недоверия и страха, ненави­сти или злобы. Человек, заражаясь этими чувствами, порой не в состоянии вос­принимать адекватно ни свои действия, ни действия других. Восстановительная медиация, за счёт восстановления способности понимания ситуации, проблем, намерений, целей, норм и установок, позволяет не только снять негативные представления у сторон относительно друг друга, но и способствует восстанов­лению доверия между людьми - ключевого элемента социального капитала.

Восстановительные действия и совместная выработка решения.

Ведущий таких встреч (медиатор) помогает людям выразить полноту их ситу­ации и донести её друг до друга таким способом, чтобы участники, узнав путём, подчас, многоступенчатого и многостадийного общения, сущностно важные де­тали и подробности ситуации другого, которые были до этого скрыты от них, нашли в себе силы для обсуждения совместного решения данной проблемы. Образно говоря, медиатор строит лестницу, шагая по которой, люди узнают всё больше и больше друг о друге, и это знание помогает им справиться с ситуаци­ей. Каждая «ступенька» этой лестницы помогает сделать шаг в сторону строительства здоровых отношений друг с другом. Важнейшими сту­пеньками этой лестницы являются:

- понимание своих чувств, состояний и оснований действия;

- понимание чувств, состояний и оснований действия другого человека (других людей);

- осознание совокупности обстоятельств и последствий ситуации для себя и других людей;

- восстановительные действия, позволяющие изменить отношение друг к другу;

- ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализация.

В различных регионах России (Москве, Пермском крае, Тюмени, Волгоградской области, Краснояр­ске, Казани, Дзержинске, Новосибирске, Петрозаводске, Самарской об­ласти, Чебоксарах, Липецке, Кирове, Якутске, Ростовской области, Ставропо­ле, Архангельске, Череповце, Махачкале, Барнауле, Архангельске) произошло оформление групп общественности, а также представителей муниципальных учреждений социальной сферы и сферы образования. Данные группы реализу­ют восстановительную практику по уголовным делам и конфликтам с участием несовершеннолетних во взаимодействии с судами, Комиссиями по делам несо­вершеннолетних и защите их прав и в образовательных учреждениях [21].

С 2001 года восстановительный подход реализуется в образовательных уч­реждениях в форме школьных служб примирения. Школьные службы примирения могут стать каналом трансляции цивилизо­ванных норм взаимоотношений между детьми через самих детей; и при этом часть детей (медиаторы) становится проводниками таких норм, используя их в ходе разрешения конфликтных ситуаций.

Таким образом, можно в первом приближении задать общественно значи­мую функцию школьной службы примирения. Школьная служба примирения через организацию примирительных встреч создает оппозицию таким вариан­там разрешения конфликтов, как силовые способы, наказание и клеймение.

Какие же качества личности формируются с помощью школьной службы при­мирения, которые в настоящее время востребованы обществом и находятся в дефиците? Сегодня востребованы такие качества людей, которые позволяли бы строить и сохранять конструктивные взаимоотношения в постоянно меня­ющихся условиях. Это становится возможным при наличии способности к по­ниманию и навыкам осуществления действия посредством коммуникации. Авторитарные установки (в форме установления права сильного, наказания и клеймения) избавляют детей от самоорганизации и делают ненужным разви­тие нравственных качеств личности. В школьных службах примирения сами ученики, прошедшие специальную подготовку, являются ведущими (медиато­рами). Служба примирения функционирует под наблюдением взрослых. Обыч­но в роли кураторов выступают заместитель директора по воспитательной ра­боте, социальные педагоги или школьные психологи. В современных условиях России возможно возложение функции куратора на школьного уполномочен­ного по правам ребёнка или по правам участников образовательного процесса (школьного омбудсмёна). Такое сочетание, несомненно, будет способствовать большей устойчивости службы, поскольку:

- выстраивает практическое и, в то же время, социализирующее партнёрство между взрослыми и детьми, входящими в службу;

- создаёт сочетание постоянно действующего сотрудника и сменяющихся детских групп, оканчивающих школу и выходящих во взрослый мир с жизненно и социально важными практическими знаниями и навыками;

- способствует формированию иной школьной среды, не столь остро кон­фликтной и более благоприятной для обучения и школьного воспитания.

На наш взгляд, школам важно иметь такую программу как альтернативу су­ществующим, прежде всего, силовым способам реагирования на конфликт. Практика показывает, что это могут быть не только известные взрослым кон­фликты, но и скрытые (не выносимые на взрослый уровень) конфликты внутри детских сообществ, а также конфликты детей и учителей. Программы прими­рения можно использовать как элемент управления конфликтами также и для работы по изменению ситуации с подростковыми группировками.

В дисциплинарной культуревзаимоотношений в школе акцент делается на сохранении порядка, и привычная реакция на конфликт или противоправное поведение (и взрослого и ребёнка) заключается в следующем:

Событие -> расследование -> оценка (кто прав и кто не прав) -> классифи­кация (отнесение к зн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: