Роль причин и условий в возникновении заболевания





Занятие № 1

ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

(преподаватель – к.м.н., Абазова З.Х.)

Патологическая физиология – наука о жизнедеятельности больного организма. Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма.

 

Задачи патологической физиологии:

¨ изучение общей нозологии (общего учения о болезни),

¨ изучение вопросов этиологии (причин и условий возникновения болезней),

¨ изучение вопросов патогенеза (механизмов развития болезней),

¨ изучение реактивности и резистентности больного организма,

¨ разработка и обоснование методов профилактики и лечения болезней.

 

Объектомисследования патофизиологии является больной организм

Предметомизучения служит:

- выяснение общих и частных (конкретных) механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

- изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний;

- выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления.

Связь патофизиологии с другими науками

 

Невозможно исследовать и понимать законы и механизмы развития патологии без знания нормы – патологическая физиология опирается на знания общебиологических предметов (особенно нормальную физиологию и биохимию). С другой стороны невозможно диагностировать и лечить отдельные заболевания без понимания общих законов развития медицины.

Таким образом, патофизиология относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология является базой для клинических предметов, ее обоснованно называют теоретической основой современной клинической медицины.

Разделы патофизиологии:

å â æ

Общая патофизиология: - общая нозология, Частная патофизиология (п/ф): - п/ф кровообращения Типовые патологические процессы:
- общая этиология, - п/ф дыхания, - воспаление,
- общий патогенез, - п/ф пищеварения, - лихорадка,
- учение о наследственности, конституции и реактивности. - п/ф эндокринной системы, - п/ф нервной системы, - гипоксия, - отек,
  - п/ф почек и т.д. - аллергия и др.

Методы изучения патофизиологии

Патофизиология является главной экспериментальной дисциплиной в медицине, а ее основным методом служит патофизиологический эксперимент или моделирование.

 

Патофизиология использует четыре основных группы методов:

1. Эксперимент на живых объектах, осуществляющийся на различных видах животных, на отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных структурах.

Формы осуществления эксперимента:

- метод выключения (например, при удалении поджелудочной железы развивается сахарный диабет);

- метод включения (например, при введении тиреоидных гормонов - тиреотоксикоз);

- метод раздражения (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);

- метод изолированных или «переживающих» органов (изолированное сердце, печень, легкие и т.д.);

- метод парабиоза – соединение и совместное функционирование двух животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;

- метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов.

- метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д.

 

2. Клиническая патофизиология (лабораторно-инструментальные исследования непосредственно на больных людях).

 

Метод физического и математического моделирования.

Теоретическая разработка.

Общая нозология

 

Нозология – это учение о болезни. Общая нозология – это часть патологии, рассматривающая следующие вопросы:

- сущность болезни на разных этапах развития медицины;

- номенклатуру и классификацию болезней;

- формы возникновения, развития и течения болезней.

 

Прежде, чем дать определение понятия «болезнь», следует определить, что такое «норма», «здоровье», «предболезнь».

 

Норма – среднестатистическая величина какого-либо признака, свойственная большинству особей данного вида, пола, возраста.

 

Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

 

Предболезнь – это состояние организма на грани здоровья и болезни, которое может перейти в выраженную форму какой-либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

 

Болезнь– это качественно новый жизненный процесс, возникающий под влиянием действующих на организм вредоносных факторов и выражающийся в комплексе структурно-функциональных и метаболических изменений, снижении приспособительных (адаптационных) возможностей организма и ограничений работоспособности и социально-полезной деятельности.

Болезнь отличается от патологической реакции, патологического процесса и патологического состояния.

 

Патологическая реакция

неадекватный или биологический нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей (например, аллергические реакции; неадекватные психо-эмоциональные и поведенческие реакции).

 

Типовой патологический процесс

закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора. Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными этиологическими факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя при этом свои существенные отличительные черты. Примеры типовых патологических процессов: лихорадка, аллергия, отек, воспаление, нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции и др.

 

Патологическое состояние

это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма; нарушения, мало меняющиеся во времени.

 

       
   

Патологические состояния могут быть

генетически детерминированы:следствием раннее перенесенного заболевания

- дефект верхней губы и твердого неба, или патологического процесса:

- полидактилия. - последствия травм – рубцы, утрата конечности;

- последствия рахита – деформация скелета;

- последствия туберкулеза позвоночника – горб;

- культя после ампутации конечностей;

- атрофия альвеолярных отростков челюсти

в связи с удалением или выпадением зубов.

Классификация заболеваний:

1) По этиологии:

- наследственные,

- инфекционные,

- травмы,

- лучевая болезнь и др.

2) По патогенезу:

- болезни обмена веществ,

- воспалительные,

- опухоли,

- аллергические болезни

- шок и др.

 

3) По органному принципу:

- сердечно-сосудистые,

- бронхо-легочные,

- мочевыделительные,

- гепатобилиарные и др.

 

4) По возрастному принципу:

- болезни новорожденных (микропедиатрия),

- детские болезни (педиатрия),

- болезни старческого возраста (гериатрия).

 

5) Формы возникновения заболеваний:

å æ

острое (внезапное)постепенное (хроническое)

без скрытого периода с инкубационным характерно для болезней обмена

периодом (ионизирующая радиация, веществ (подагра), эндокринных

инфекции, химические факторы). заболеваний (сахарный диабет).

6) По продолжительности течения:

- острейшие (до 4 дней),

- острые (около 5 - 14 дней),

- подострые (15 - 40 дней),

- хронические (длящиеся месяцы и годы),

 

7) Формы течения заболеваний:

- ациклическое или прямолинейное, характеризующиеся интенсивным нарастанием сдвигов,.

- циклическое, протекающее в несколько стадий (например, лучевая болезнь, инфекционные заболевания);

 

- типическое,

- атипическое (стертая форма, абортивная, молниеносная).

 

Стадии (периоды) развития болезней:

I. Начало болезни:

1) Латентный период (скрытый период). В случае инфекционных заболеваний этот период называется инкубационным, при онкологических заболеваниях – предболезнью («предраком»).

2) Продромальный период (период предвестников). Для этого периода характерно наличие неспецифических симптомов болезни.

 

II. Стадия разгара болезни (собственно болезни).

Характеризуется наиболее выраженными (специфическими) общими и местными проявлениями, характерными для каждого конкретного заболевания.

 

III. Исход болезни:

- выздоровление (полное, неполное),

- переход в хроническую форму (чередование ремиссий и обострений),

- смерть (мозговая, соматическая).

Общая этиология

 

Этиология – это учение о причинах и условиях возникновения болезней.

 

Причина или этиологический фактор

это такой предмет или явление которые, непосредственно воздействуя на организм, вызывают при определенных условиях то или иное следствие, т.е. болезнь и сообщают ей специфические черты.

 

 

Классификация этиологических факторов:

I. По происхождению:

å æ

Внешние или экзогенные: Внутренние или эндогенные:

1) механические (удар, сдавление, растяжение, падение и др.); 1) наследственные;

2) физические (действия звука и шума, изменения 2) конституциональные.

барометрического давления, влияние температуры,

электрического тока, ионизирующей радиации, факторов

космического полета);

3) химические (яды, кислоты, щелочи, соли тяжелых

металлов, гормоны, лекарственные препараты алкоголь,

недостаток витаминов, микроэлементов);

4) биологические (вирусы, бактерии, гельминты,

биологические препараты);

5) психогенные факторы – точкой приложения

этих факторов является кора головного мозга.

Вследствие неправильного поведения медицинских

работников развиваются ятрогенные заболевания.

 

Условие – это такие факторы, которые, воздействуя на организм, сами по себе вызвать заболевание не могут, но они влияют на возникновение, развитие и течение заболевания. Например, микобактерии туберкулеза вызывают заболевание не у всех людей, а лишь при наличии неблагоприятных условий.

Классификация условий:

 

I. По происхождению:

å æ

внешние: внутренние:

- бытовые, - наследственная предрасположенность,

- социальные, - ранний детский возраст,

- природные. - старческий возраст,

- патологическая конституция.

II. По влиянию на организм:

å æ

благоприятные: неблагоприятные:

- хорошее питание, - утомление,

- здоровый образ жизни, - недостаточное питание,

- закаливание и др. - плохие жилищные условия,

- психо-эмоциональное напряжение и др.

 

Роль причин и условий в возникновении заболевания

 

Роль причинного фактора:

- необходим,

- незаменим,

- действует непосредственно на организм,

- обусловливает основные специфические черты заболевания.

Роль условий:

- необходимы, однако, ни одно из условий не является абсолютно необходимым;

- условия широко взаимозаменяемы;

- действуют на организм непосредственно или опосредованно;

- внутренние условия могут влиять на специфические проявления болезни (например, в зависимости от внутренних условий стрептококки в одних случаях вызывают фурункул, в других - сепсис, в третьих - ревматизм). Внешние условия действуют в рамках только данного заболевания, отягощая заболевание или ослабляя.

 

Общий патогенез

Патогенез – это учение о механизмах развития, течения и исхода болезней, патологических процессов и патологических состояний.

 

К патогенезу относится то, что происходит после взаимодействия этиологического фактора и организма. Судьба этиологического фактора после возникновения болезни различна. В однихслучаях этиологический фактор, вызвавший повреждение исчезает, а болезнь развивается вследствие запущенных им причинно-следственных связей – структурных и функциональных нарушений, иногда взаимно – усиливающих друг друга (например, наследственные ферментопатии, опухоли, психические болезни). В других случаях важная роль этиологического фактора сохраняется на протяжении всей болезни (например, инфекционные болезни).

Пусковым механизмом (начальным звеном) любого патологического процесса, заболевания является повреждение –следствие взаимодействия причинного (этиологического) фактора и организма. Возникшее повреждение является причиной для следующего повреждения – следствия, которое в свою очередь становится причиной следующего и т.д., т.е. возникает цепь причинно-следственных отношений.

Пример – развитие воспаления при действии химического фактора. Взаимодействие кислоты (причинного фактора) с организмом – кожными покровами приводит к повреждению кожи (следствию). à Повреждение приводит к высвобождению медиаторов, à медиаторы действуют на сосуды и вызывают сосудистую реакцию, нарушение микроциркуляции, à что в свою очередь приводит к развитию гипоксии ткани и т.д.

Если в каком либо звене причинно-следственной цепи возникающее повреждение становится причиной изменений, стоящих в начале цепи, то цепь замыкается и образуется порочный круг (положительные обратные связи).

 

 
 

Пример:

 

 

Повреждения могут быть

å æ

ПервичнымиВторичными

(обусловлены непосредственным действием (являются следствием влияния первичных

патогенного фактора на организм – это повреждений на ткани и органы,

повреждения на молекулярном уровне). сопровождаются выделением БАВ,

протеолизом, ацидозом, гипоксией,

нарушением микроциркуляции,

микротромбозом и т.д.).

 

Уровни повреждения:

- молекулярный,

- клеточный,

- тканевый,

- органный,

- организменный.

 

Таким образом, каждый патологический процесс, заболевание рассматривается как длинная цепь причинно-следственных отношений, которая распространяется по типу цепной реакции. В этой сложной цепи выделяют основное (ведущее, главное) звено – такое явление, которое определяет развитие процесса с характерными для него специфическими особенностями. При устранении основного звена патогенеза наступает выздоровление. Например, в основе артериальной гиперемии лежит расширение артериол (главное звено), что обусловливает ускорение кровотока, покраснение, повышение температуры гиперемированного участка, увеличение его в объеме, повышение обмена веществ.

 

К вопросам патогенеза относятся вопросы взаимоотношения категорий структуры (формы) и функции, местного и общего, неспецифических и специфических механизмов.

 

Механизмы выздоровления (саногенеза):

 

1. Срочные (неустойчивые, «аварийные») защитно-компенсаторные реакции (например, выделение глюкокортикоидов и катехоламинов при стрессе, защитные рефлексы (рвота, кашель)). Возникает в первые секунды или минуты после воздействия.

2. Относительно устойчивые защитно-компенсаторные механизмы, действующие в течение всего периода заболевания (увеличение резервных клеток – лейкоцитоз, эритроцитоз, включение резервных возможностей или запасных сил поврежденных и здоровых органов; включение регуляторных систем – например, устанавливается пониженная теплопродукция при повышении температуры окружающей среды; процесс нейтрализации ядов; реакции со стороны системы активной соединительной ткани).

3. Продолжительно устойчивые защитно-компенсаторные реакции (компенсаторная гипертрофия, репаративная регенерация, иммунитет, изменение пластических свойств ЦНС, охранительное и торможение, выработка условных рефлексов и усиление безусловных рефлексов). Эти механизмы сохраняются многие месяцы и годы после перенесенной болезни.

Классификация механизмов саногенеза:

å æ

Первичные Вторичные

(физиологические) (патофизиологические)

существуют в здоровом организме и лишь при воздействии на организм чрезвычайного раздражителя начинают играть роль саногенетических. Возникают в организме в процессе развития патологии, т.е. формируются на основе возникших в организме «поломов».

â â â â â â





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.041 с.