Расскажем вам о некоторых архитектурных терминах. Эта тема бесконечно обширная.
Итак, начнем, пожалуй, с одного из самых часто используемых экскурсоводами терминов — архитектурного ордера. Если говорить простым языком, то ордер представляет собой определенный порядок расположения и оформления горизонтальных и вертикальных элементов: стереобата, колонны, антаблемента. Стереобат — это несущий цоколь со ступенями, на котором установлена колонна. Антаблементом же именуется верхняя часть ордера. Для простоты понимания я отметил части ордера на фото знаменитого Исаакиевского собора.
Антаблемент, колонна, стереобат
Система архитектурного ордера сложилась в Древней Греции к VII—VI веку до нашей эры. Сегодня я расскажу о трех классических ордерах — дорическом, ионическом и коринфском. Все они получили свое название от греческих областей или племен. Самый простой способ отличить один классический ордер от другого — посмотреть на верхнюю завершающую часть колонны, называемую капителью (лат. «головка»).
Капитель. Главное здание военно-автомобильной школы
Капители. Здание Российской национальной библиотеки
Колонны Исаакиевского собора относятся к коринфскому ордеру, давайте с него и начнем. Отличительная особенность этой системы — пышная капитель, декорированная листьями.
Коринфский ордер. Колоннада Казанского собора
Коринфский ордер. Колоннада Исаакиевского собора
Характерная черта ионического архитектурного ордера — капитель с двумя волютами — деталями в форме завитков, чем-то напоминающая женскую прическу.
Колонны ионического ордера. Дом Кукановой
Здание Академии наук
|
Дорический ордер выделяется среди остальных своей сдержанностью и строгостью. Его колонны, сужающиеся к верху, не имеют опорной части, так называемой базы. Капители ордера лишены каких-то декоративных элементов.
Дорический ордер. Здание Горного института
Колонны не имеют базы
Прогуливаясь по городу, вы можете заметить еще одно различие между колоннами — поверхность некоторых из них совершенно гладкая, другие же прорезаны небольшими желобками. Такие выемки именуются каннелюрами, сама же колонна в этом случае будет каннелированной.
В центре кадра — две каннелированные колонны. Мариинский дворец
О производных ордерах (тосканском, композитном и римском дорическом) я расскажу в следующий раз. Здесь же упомяну еще два термина, которые можно часто услышать из уст петербургских экскурсоводов. Если вы видите вертикальный выступ на стене, состоящий из тех же частей, что и колонна (база, ствол, капитель) — это пилястра. Благодаря простоте оформления фасада пилястрами мы часто можем встретить их на фасадах обычных жилых домов Северной столицы.
Пилястры между окон. Торговый дом «Пассаж»
Пилястры. Меншиковский дворец
Еще одна деталь, которую мы можем увидеть в наружном оформлении зданий, — лопатка (лизена). Это такой же выступ на стене, как и пилястра, только без капители и базы.
Лопатки на фасаде. Офицерский корпус. 20-я линия Васильевского острова, 1
Дальше посмотрим, что же представляют собой два производных ордера — тосканский и композитный.
Тосканский архитектурный ордер можно считать разновидностью дорического ордера. Так же как и собрат, он обладает компактной, без излишеств капителью, колонны тосканского ордера не имеют каннелюр. Еще одним его отличием является гладкий, без триглифов фриз. Простыми словами, колонны в тосканском ордере не имеют выемок, а балка над колонной лишена небольших прямоугольных плит с желобками.
|
Тосканский архитектурный ордер. Большой Гостиный двор
Еще один производный вид ордера — композитный. Так же как и в коринфском ордере, вы увидите листья на капители колонны, только верхний их ряд заменен на волюты — закругленные детали, напоминающие женскую прическу.
Композитный ордер. Улица Пестеля, 2
Композитный ордер. Дом М. А. Соловейчика
Переходим к декоративным архитектурным элементам. Наверняка, прогуливаясь по Петербургу, вы часто обращали внимание на то, что нижняя часть фасадов многих зданий в центре города стилизована под крупную каменную кладку. Сама такая рельефная облицовка здания каменными блоками, как и декоративная отделка, лишь напоминающая камень, именуется рустом (рустовкой, рустикой). Кстати рустованными могут быть и лопатки, о которых мы с вами говорили в прошлый раз.
Руст. 7-я линия Васильевского острова, 2/11
Руст. Конногвардейский бульвар, 19
Деталь, которую можно увидеть практически на каждом фасаде в центре нашего города, — сандрик. Это небольшой карниз, расположенный над окном или дверным проемом. Ценители петербургской архитектуры наверняка знают, что у нас в Северной столице можно увидеть самые разнообразные примеры сандриков, от простых до торжественно нарядных.
|
Сандрики. Английская набережная, 34
Сандрики. Миллионная улица, 17
Не так часто, как сандрик, на фасадах петербургских зданий вы встретите десюдепорт — декоративную живописную или скульптурную вставку над дверным проемом. Кстати, с французского dessus de porte так и переводится — «над дверью».
Десюдепорт. Конногвардейский бульвар, 17. Доходный дом Утина
Десюдепорт. Невский проспект, 2
Еще один декоративный элемент, который можно увидеть на фасаде или в интерьере, — маскарон. Это рельеф, изображающий человеческое лицо, звериную морду или какое-либо мифическое существо. Чаще маскароны располагаются над оконными проемами на фасаде, но их можно встретить и во внутренней отделке помещений. К примеру, в особняке Шредера на Петроградской набережной существует целый Маскаронный зал.
Маскарон. Здание Синода
Маскарон. Здание Адмиралтейства
От окон, дверей и стен переходим к оформлению потолков и сводов. Нередко из уст петербургских экскурсоводов можно услышать выражение «кессонированный потолок». Слово «кессон» означает квадратную или многоугольную углубленную декоративную панель. Кессонные потолки и своды встречаются в оформлении многих петербургских зданий — в Исаакиевском соборе, Академии художеств, особняке Румянцева, или, например, в павловском «Храме дружбы».
Кессоны. Арка Главного штаба
Кессоны. Исаакиевский собор
Последний архитектурный термин, о котором я хотел бы рассказать сегодня, — это меандр, геометрический орнамент в виде ломаной под прямым углом линии. Если присмотреться, этот узор напоминает волну, что неудивительно, ведь Меандр — это греческое название реки Большой Мендерес. Пожалуй, самый знаменитый пример использования такого рисунка в Петербурге — решетка Летнего сада. Встретить этот орнамент можно, пожалуй, в самом популярном туристическом месте города — на Дворцовой площади. Им оформлен фасад здания Главного штаба.
Меандр. Летний сад
Меандр. Главный штаб
Надеемся, сегодня кто-то познакомился с новыми для себя архитектурными терминами, а кто-то просто освежил их в памяти.