Кафедра истории искусств и гуманитарных дисциплин




УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ФГБОУ ВО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА»

Кафедра истории искусств и гуманитарных дисциплин

 

Характеристика объединения «Мир искусства»: история создания и основные периоды выставочной деятельности.

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История отечественного искусства и культуры»

 

Выполнил(а): студентка 4 курса специальности «Живопись»

Булыгина С.И

Проверил(а): преподаватель

А.Д. Жданова.

Пермь, 2021

Объединение «Мир искусства» представляло собой не случайное, а исторически обусловленное явление в отечественном искусстве.

Россия в конце 19 нуждалась в перевороте изобразительного искусства. Осуществление этой задачи выпало на долю группы художников, которые впоследствии образовали общество мирискустников.

Группа, в которой зародилось это сильное и влиятельное культурно-эстетическое течение, возникла в Петербурге в самом начале 1890 годов. Её ядром стал кружок студенческой молодежи, объединившейся со скромной целью самообразования. Он состоял из учащихся петербургской частной гимназии К. Мая. Молодежь пошла за Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), сыном известного петербургского архитектора Н. Л. Бенуа. Также главную роль в кружке играли К. А. Сомов, ученик Академии художеств, будущий график и живописец; Д. В. Философов, ставший позднее литератором и публицистом; В. Ф. Нувель, начинающий музыкальный критик. 1890 году в этот кружек вошел С. П. Дягилев, будущий вдохновитель и руководитель практической деятельности “ Мира искусства”. (Приложение 1)

Какие тенденции можно отметить в зародившемся кружке «общество самообразования». Это, во-первых, «западничество» большинства его участников, стремление приобщиться к мировому художественному процессу. Во-вторых стремление к синтетическому охвату явлений искусства и культуры в целом. В третьих участники кружка любили обращаться к прошлому. «Почти все лекции, прочитанные в «обществе самообразования», были посвящены прошедшим эпохам».

Члены кружка были крепко спаяны дружескими отношениями и привязанностями. В те же годы важен был именно процесс “собирания творческих сил" для рывка к новому. Этапным событием на этом пути явилось издание первого номера журнала “Мир искусства”. Журнал вышел в свет в начале 1898 года. Он выходил в течение 6 лет до 1904 года под редакцией Дягилева и при ближайшем участии всей петербургской группы. С 1901 года к ней примкнул И. Э. Грабарь, ставший вскоре одним из самых активных и влиятельных критиков. (Приложение 2)

В литературном отделе, где работали крупные писатели и поэты – З. Гиппиус, Д. Мережковский, Л. Шестов, Н. Минский, В. Розанов, публиковались исследования, посвященные духовным вождям русской интеллигенции рубежа веков – Толстому, Достоевскому, Вагнеру и Ницше. Надо сказать, что достаточно большое влияние оказывал на С. П. Дягилева его правая рука Д.В. Философов.

Отдел художественной промышленности и художественной хроники занимался русским и западным прикладными искусствами. Особое значение придавалось вопросам самостоятельной художественной промышленности, причём обращалось внимание на великие образцы старинного прикладного искусства (начиная с вышивок и заканчивая предметами домашнего обихода, домашней утвари). Художественная хроника давала возможность русским читателям следить за малейшими подробностями художественной жизни в России и на Западе. «Мир искусства ставил перед собой художественно-воспитательные цели и стремился к тому, чтобы давать русскому обществу художественное образование. Например информацию о художнике Левицком, которому Дягилев посвятил свою единственную книгу, о скульпторе князе Трубецком и о церквях и часовнях 17 века, и об античных скульптурах и о многом другом.

В начале 1990-х годов начинает «выкристаллизовываться» наиболее активная группа, для которых искусство становится делом всей жизни. Бенуа, Нувель, Дягилев и Бакст оставались на протяжении всей эволюции «Мира искусства». Прослушав университетские курсы многие начинают путешествовать за границу, большинство и раньше ездили, знакомясь с искусством Западной Европы.

Руководители журнала во главе с Дягилевым ежегодно устраивали художественные выставки под тем же названием – “ Мир искусства “. К участию в них был привлечен обширный круг передовых художников Петербурга: К. А. Сомов, Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих, В. А. Серов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и др.

В 1897 году, Дягилев явился инициатором проведения выставки английских и немецких акварелистов. «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить её, и главное её поднести Западу, возвеличить её на Западе, а если ещё рано, так пусть процветают крыловские Лебедь, Щука и Рак».

В январе 1898 года в Петербурге открылась вторая дягилевская «Выставка русских и финляндских художников». В ней участвовали: Серов, Пурвит, Коровин, А. Васнецов, Левитан, знаменитая тройка: Бенуа, Бакст и Сомов. Выставка прошла блестяще, но потребовала от её устроителя громадной энергии, хлопот, разъездов, переговоров, улаживания недоразумений и прочее. Выставка была большим событием в русской художественной жизни и многое собой предопределила. Она объединила новых молодых русских художников, обнаружила их силу и значительность как большого художественного явления, убедила меценатов -княгиню М. К.Тенишиву и Савву Мамонтова - в серьёзных организаторских способностях молодого Дягилева и даже в том, что он может вести большой художественный журнал.

Третья выставка собрала под своё крыло только русских художников, таких, как Серов, Левитан, Нестеров, А. Васнецов, К. Коровин, Бенуа, Якунчикова, Врубель, Головин, Малютин, Сомов, Лансере, Бакст и другие, а также художников 18 и начало 19 века (Левицкого, Боровиковского, Брюллова, Кипренского и других). (Приложение 3)

Четвёртая выставка открылась5 января 1901 года в Академии художеств, несмотря на антагонизм между академическими течениями и новыми художественными тенденциями.

Выставка 1902 года была устроена совместно с московским товариществом «36 художников», в дальнейшем из участников которой возник «Союз художников». В 1903 году прошла большая выставка московских и петербуржских художников, где и произошёл тот самый раскол. Через 2 года перестал существовать и журнал «Мир искусства».

Хотелось бы отметить историко-художественную выставку русских поэтов с 1705 по 1905 год. Задача выставки была собрать русские портреты, находящиеся во дворцах, частных коллекциях и главным образом у многочисленных собственников, как в столицах, так и в провинциальных городах и усадьбах. Рассказать всё о русской культуре и искусстве за последние 200 лет. Генеральным эмиссаром выставки был назначен Дягилев, но фактически он был единоличным устроителем и распорядителем.

Историко-художественная выставка открылась в Таврическом дворце в разгар первой русской революции в 1905 году. Огромное количество простых людей смогли посетить эту выставку получая таким образом культурное и эстетическое воспитание. Выставка была обширна и богата - в ней было свыше 6000 портретов. Игорь Грабарь так пишет: «Заслуги Дягилева в области истории русского искусства поистине огромны. Созданная им портретная выставка была событием всемирно- исторического значения, ибо выявила множество художников и скульпторов, дотоле неизвестных, притом столько же русских, сколько и западноевропейских, среди которых был не один десяток мастеров первоклассного значения. С дягилевской выставки начинается новая эра изучения русского и европейского искусства 18века и первой половины 19 века. Впервые, на огромном материале собранного со всех уголков России удалось установить новые факты, новые истоки, новые взаимоотношения и взаимовлияния в истории искусства.

Вместе с мирискусниками на их выставках стали появляться произведения художников новейших течений. В феврале–марте 1906, ещё до официального создания общества «Мир искусства» в 1910, Дягилев устроил выставку под таким же названием. В ней приняли участие М.Ф.Ларионов, братья В.Д. и Н.Д.Милиоти, Н.Н.Сапунов, А.Г.Явленский.

В начале 1910-х «Мир искусства» демонстрирует определённую открытость к новому искусству. Так, после успеха «Бубнового валета» в 1910 некоторые его представители оказались экспонентами выставок «Мира искусства» (П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Моргунов, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк, братья Бурлюки). В 1910–1911 участниками выставок «Мира искусства» были Н.С.Гончарова, Ларионов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Г.Б.Якулов.

В московской выставке «Мира искусства» (ноябрь–декабрь 1912) участвовали только Гончарова, Ларионов и Якулов (они же выставлялись и на петербургской выставке в январе–феврале 1913). Бубновалетцы Машков и Лентулов отказались от участия по решению общего собрания «Бубнового валета». Московская экспозиция «Мира искусства» (декабрь 1913 – январь 1914) собрала большее количество левых художников: к Гончаровой, Ларионову и Якулову добавились Н.И.Альтман и А.В.Шевченко. В.Е.Татлин без согласования с устроителями выставил «Живописный рельеф».

Летом 1921 бубновалетцы вновь объединились под знамёнами «Мира искусства» – выставка общества была открыта до ноября и собрала художников самых разных направлений. Помимо традиционного бубновалетского ядра экспонировались инхуковцы А.А.Веснин, А.Д.Древин и Н.А.Удальцова, а также В.В.Кандинский и Шевченко.

Следующая московская выставка (январь 1922) свидетельствовала о кризисном состоянии «Мира искусства». Фальк сообщал тому же адресату: «От выставки у меня осталось тоскливое ощущение. Мне кажется, что в искусстве необходим пафос, а этого нет. Все <...> мы какие-то кисло-сладкие, не жаркие и не холодные. Революция на нас весьма тяжело отозвалась, очень придавила к земле и сделала будничными».

 

Всё то, что создавалось и рождалось во время творческого объединения «Мир искусства», вошло в золотой фонд русского искусства и, несомненно является живым художественным наследием для современных русских художников, балетмейстеров, композиторов, сценографов, декораторов, оформителей и продюсеров.

Благодаря участникам сообщества «Мир искусства» произошли реформы как в балете и опере, так и среди художников произошли мировоззренческие перемены, повлиявшие на дальнейшее развитие искусства как в России, так и во всём остальном мире. Мирискусники» повысили художественный вкус русской публики, приобщили её к подлинной культуре.


 

Приложения

Приложение 1

Участники объединения «Мир искусства»

 

Приложение 2

Журнал «Мир искусства»

Приложение 3

Третья выставка картин журнала «Мир искусства» в Академии художеств, 1901 год.


Список литературы

1. Бенуа, А., Мои воспоминания: в 2 кн. - М.: Захаров, кн. 1, 2003

2. Великие художники. Бенуа. - М.: Директ - Медиа, 2010

3. Добужинский, М.В., Воспоминания. - М.: Наука, 1987

4. Лапшина, Н., Мир искусства. - М.: Искусство,1977

5. Лифарь, С., Дягилев и с Дягилевым. - М.: Вагриус, 2005

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: