Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком 3 глава




Эмоциональное развитие человека не что иное, как опыт переживаний различных эмоций и чувств. Что же заста­вит нас радоваться и грустить, негодовать и умиляться, как не прекрасная сказка со всеми ее перипетиями и все­гда счастливым концом или высокая поэзия Пастернака и Ахматовой, Пушкина и Гете? Где еще, как не при чтении, мы сможем познакомиться с высочайшими проявлениями жертвенности и героизма, мерзости, жадности и людской глу­пости. Книга учит нас состраданию и героиз­му, прививает любовь к Отчизне и «отечес­ким гробам».

Психическое здоровье обеспечит нам пра­вильный подбор литературных произведений,

их осмысление, анализ и обсуждение, как самостоятель­ное, так и совместное (с родителем, учителем, психологом) проживание прочитанного.

А физическое здоровье удастся сохранить, соблюдая ре­жим чтения и используя наши знания, почерпнутые из книг.

И хоть мое выступление было кратким, надеюсь, что оно дало представление о нашей позиции. Напомню, что мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать!

Благодарю за внимание!

Ведущий: Спасибо. Еще раз убеждаемся, что «Краткость — се­стра таланта».

Слово 2 спикеру команды Утверждения.

2 спикер команды Утверждения: Уважаемые дамы и господа! Позвольте мне, второму спикеру команды Утверждения, вступить в полемику по поводу выдвинутых командой Отрицания постулатов. Итак, команда Отрицания несом­ненно права в том, что для интеллектуального развития личности необходимо развитие второй сигнальной систе­мы — речи. И предлагает «инструментом» для этого выб­рать книгу.

Однако, развитие речи не всегда напрямую связано с чтением. Мы знаем множество игр, участие в которых всегда сопровождается речью. Это и проговарива-ние правил и условий игры, распределение ролей, обсуждение хода игры, выдвигание каких-либо ги­потез, совместное фантазирование и т. д.

Да и проживание игры всегда сопровождается речью. Речью, отражающей не только суть проис­ходящего действия, но и эмоциональные пережи­вания самого ребенка. А это, как вы понимаете, дает нам полное право утверждать, что игра и есть ис-

точник не только интеллектуального, но и эмоционально­го развития.

Дабы лишить вас сомнений на этот счет, рекомендуем изучить недавно вышедший в издательстве «Речь» сбор­ник программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Особое внимание уделите програм­ме «Волшебная страна внутри нас». Мы думаем, что после этого комментарии будут излишне.

Что же касается того, что чтение — это залог здоровья, то давайте обратимся к вашему опыту. Поднимите руки те, у кого нормальное зрение! Знаем, знаем, причин для снижения зрения предостаточно и без нагрузки на глаза при чтении и письме. Но чтение в полутьме, под одея­лом... Помните, как вы читали в детстве свои любимые книги или журналы? Чтение в общественном транспорте не способствует сохранности зрения.

А ваш позвоночник! Согласитесь, что и это довольно жал­кое зрелище! И что же этому виной? Наши позы, в которых мы пребываем довольно длительное время, почитывая лю­бимую литературу. О, это любимое кресло-качалка! Какое наслаждение, укутав ноги пледом и поджав их под себя, пребывать в грезах, навеянных Ричардом Бахом и Идри-сом Шахом! Ах, этот мякенький диван с дивной подушеч­кой, как он манит к себе! И вот, после трудов праведных, вы с романчиком в руках... то на спине, то на боку, то на животе, а то и, вообще, свернувшись ка­лачиком, уже и прикорнули, мирно посапы­вая. А ведь точно так же, гробя свое здоровье, читают и наши с вами дети! И развивается, раз­вивается гиподинамия, увеличивается вес — ведь при таком чтении и пожевать что-ни­будь не грех!

То ли дело игра! И воздух свежий, и движений предос­таточно, и сила, гибкость, выносливость — все двигатель­ные и волевые навыки совершенствуются. Да здравствует игра, говорим мы, ибо в ней залог нашего с вами здоро­вья! На сем свое выступление и заканчиваю. Так, будьте здоровы, дорогие коллеги! Ведущий: Благодарю 2 спикера команды Утверждения. Слово

3 спикеру команды Отрицания.

3 спикер команды Отрицания: Смею вам напомнить, что наша команда выдвигает постулат о том, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать.

И хочу рассказать я вам одну историю. Однажды ве­ликий император Индии Акбар провел черту и попросил своего мудреца Бирбала сократить ее, не урезая и не каса­ясь концов ее. Как вы думаете, что он сделал?

Друзья мои, если бы вы читали книги, вам бы не при­шлось сейчас гадать, изобретать, выдумывать, выставлять себя недостаточно начитанными людьми. А между тем, случай этот описан во многих книгах. Надо сказать, что Бирбал умел читать, поэтому знал, что делать. Бирбал па­раллельно провел более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Так вот мудрость заключа­ется в проведении более длинной линии. А где у нас са­мые длинные линии? Если сложить в одну линию все бук­вы из одной умной книги и все буквы из инструк­ции к игре, угадайте, какая линия будет длиннее?.. Ведущий: Спасибо! Слово 3 спикеру команды Ут­верждения.

3 спикер команды Утверждения: Дорогие друзья, прекрасную притчу услышали вы. Проанализиро­вали ее, пофилософствовали, уроков немало каждый для себя извлек, и, конечно же, установили связи с реальным опытом. Молодцы!

А я попрошу вас всех сыграть в одну игру. Игра эта проста и незатейлива, но что она даст нам, чему научит, о чем поведает, — об этом после. Уважаемый ведущий, мне понадобится несколько больше времени, чем отведенные регламентом 5 минут. Могу ли я воспользоваться време­нем, сэкономленным предыдущими спикерами моей ко­манды?

Ведущий: Можете. У вас 8 минут.

3 спикер команды Утверждения: Спасибо. Конечно, для груп­повой игры и ее анализа времени мало, но для примера — достаточно.

Я хочу вам предложить игру из цикла «Броуновское движение». Броуновское движение, как вы помните из курса физики, беспорядочное и хаотичное. Движущиеся частицы то сталкиваются друг с другом, то разлетаются в разные стороны. Вот так и мы с вами будем двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. Но встречаться мы будем тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача — за 4 минуты встретиться с наибольшим числом игроков. Через 4 ми­нуты я говорю «СТОП!»

(Третий спикер проводит игру с болельщи­ками своей команды.)

Дорогие друзья, к сожалению, время, отпу­щенное на игру, истекло!

Скажите мне, пожалуйста, понравилась ли вам игра? Какие чувства вы испытали? (ра­дость, удивление, изумление, некоторое вол­нение).

Чему научила вас игра?

(Реплики с мест: «Я научилась подавать первой руку, и это не страшно»; «Я узнал вкусы многих людей и с каждым из них нашел нечто общее»; «Мы двигались и веселились! И это здорово!»; «Я почувствовала тепло множества рук!»)

Спасибо! Итак, как я правильно вас поняла, благодаря этой игре вы многое узнали о себе и о других, сделали шаг навстречу «незнакомому» прежде человеку, протя­нули руку. Остановившись на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился вам в ходе игры. Получили за­ряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья. Так, для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь играть!

И этот вывод сделали мы с вами вместе! Благодарю всех! Спасибо! (Аплодисменты)

Ведущий: Закончена игра «ДЕБАТЫ». Откипели страсти. Как убедительны были спикеры обеих команд! Кому же от­дать свои голоса, чью же позицию нам разделить? Мои вопросы — зрителям, болельщикам.

(В первой игре зрителям-ребятам сложно сформули­ровать свои чувства, они потрясены увиденным: с одной стороны, взрослые предстали в необычной роли, с другой стороны, процесс захватывающий, с третьей, много новой информации, рассказанной отнюдь не назидательным то­ном. Поэтому ведущий обращается сначала к взрос­лым зрителям с тем, чтобы они дали ребятам не­кий «образец» высказывания обратной связи.)

— Что испытали вы, уважаемые зрители и бо­лельщики, наблюдая за ходом дебатов? Зритель 1: «Как ни спорили господа спикеры, но нам-то понятно, что и игра, и книга в жизни необ­ходимы! Все хорошо в совокупности. Как это здо­рово, — узнал в песочных играх нечто новое, важ-

ное, удивительное. Познакомился с новыми героями сво­их игр — звуками и буквами, а потом можно искать их в книгах, газетах, журналах. Как важно прочитать о вели­ких открытиях, а потом делать свои, не менее великие, в процессе веселых и увлекательных игр!»

Зритель 2: «Неподдельный интерес к тому, как спикеры аргу­ментировали и отстаивали то положение, которое доста­лось при жеребьевке. Я поняла, что можно оспаривать или доказывать истинность любого постулата, даже если сам оратор с ним не очень-то и согласен. При этом быть и искреннем и уверенным в своей правоте. Видимо, суще­ствует особое искусство подбирать и использовать различ­ные аргументы и факты и трактовать их под различными углами. Примером этому — представители «четвертой власти», различные комментаторы и... сегодняшние деба-теры. Ни в коем случае не хочу их обидеть, наоборот, спа­сибо им за это "открытие" для меня».

Зритель 3: «А я отметила особый такт, с которым велась дис­куссия. Мы привыкли спорить с личностью, а команды нам продемонстрировали уважение друг к другу и к по­зиции, кардинально противоположной собственной. Хотя это всего лишь игра, но как хотелось бы, чтобы этот опыт, который мы прожили здесь, мы перенесли и в жизнь».

Зритель 4: «Я получила истинное наслаждение от игры команд, каждый участник оказался очень убедитель­ным, эмоциональным, артистичным. И еще я отметила, что я «покупаюсь» не на логику, а на эмоциональность, образность и эксцентрич­ность. Не знаю, плохо ли это, хорошо ли?»

Ведущий: Спасибо зрителям. Предоставим слово нашим спикерам. Каковы ваши ощущения и чувства? Чему научила вас эта игра? Какой опыт приобрели?

1 спикер команды Утверждения: «Я так хотела быть убеди-

тельной и интересной для слушателей. Мне было важно посеять смятение в "стане" противников четкостью, ло­гичностью и уверенностью. Еще я чувствовала, что за моей спиной — команда, и я не могу, вернее, не должна ее под­вести. И опыт публичного выступления оказался для меня очень важным. Я довольна собой».

2 спикер команды Отрицания: «Я была вся сосредоточена на

речи 1 спикера команды Утверждения. Важно было не. пропустить ничего. Найти, быть может, слабые места и по ним «бить», но мне это не удалось. И я пошла другим путем. Просто записала каждый аргумент (в этом мне помогли мои 1 и 3 спикеры) и попыталась «развернуть» полемику, под тем углом, который выгоден был нашей команде. Мне кажется, что это у меня получилось. Честно говоря, впервые. Спасибо за это игре!»

1 спикер команды Отрицания: «Мне было легче, чем всем ос­тальным участникам игры. У меня в руках был "пакет доказательств", который мы готовили сообща. Моя зада­ча состояла в том, чтобы его донести до слушателей так, чтобы они мне поверили. Эта задача была облегчена тем, что я «сеяла семена в хорошо возделанную почву», подго­товленную моим 2 спикером. Я почувствовала себя чело­веком команды. Я нашла себе помощников. Спасибо им!» 2 спикер команды утверждения: «Мне было труд­но. Я была так восхищена работой команды отри­цания, что в какой-то момент меня охватила пани­ка: "Я так не смогу", я даже забыла записать основные положения, которые выдвигались. Спа­сибо моим спикерам, которые не растерялись и записали для меня необходимые материалы. А ког­да я начала говорить, самообладание вернулось ко мне, я вспомнила наставления тренера и команды,

и вроде бы все обошлось... Ребята, я не очень вас подвела?! А опыт, приобретенный в игре, таков: не паникуй, сохра­няй спокойствие. Спокойствие и внимание — путь к ус­пеху».

3 спикер команды Отрицания: «Команда мне поручила напи­сать или вспомнить сказку или притчу о важности чте­ния. Вместе мы сформулировали некие идеи, набросали тезисы. А дальше уже был экспромт, что всегда мне при­носит радость».

3 спикер команды Утверждения: «А я играла со всеми. Основ­ная трудность была в том, чтобы определиться в выборе игры. А то, что все захотят поиграть и поразмяться, со­мнений не было — устали ведь, засиделись. Игра, по-мое­му, удалась! Спасибо участникам игры за то, что начинаю приобретать опыт игрового тренера».

Итак, игра «Дебаты» может стать уроком и для взрослых, и для ребят. Взрослые увлекаются и забывают о том, что должны «соответствовать» имиджу строгих воспитателей. Именно это — естественность, спонтанность, творческий поиск взрослых — ак­тивизирует у ребят, смотрящих «во все глаза», энергию доверия и желания сотрудничества.

Играв «Дебаты» позволяет научиться «культуре дискуссии», «отточить» аргументы и форму изложения мыслей, научиться слушать другого и творчески мыслить.

После того, как взрослые, наставники сформиру­ют собственный опыт дебатирования, можно начи­нать тренировать воспитанников. Взрослый (педа­гог, воспитатель, психолог) будет учить ребят «до­бывать» информацию, используя всевозможный справочный и художественный материал. Важно обучить ребят и методу «мозгового штурма», тех­нике «открытых» вопросов, и приемам структури-

рования материала. Но главное, необходимо стимулировать и поощрять у ребят способности видеть в каждом явлении и пред­мете как позитивную, так и негативную сторону; анализиро­вать события с различных точек зрения; отстаивать свою вер­сию, опираясь на факты; использовать личный опыт (или опыт близких людей) для анализа ситуаций. В процессе игры посте­пенно будут формироваться навыки тактичного ведения диало­га, независимо от того, спор ли это «идеологических противни­ков» или беседа закадычных друзей.

В игре «Дебаты» есть существенный «подводный камень»: при определенном совершенстве техники можно доказать не­вероятное или опровергнуть очевидное. Важно познакомить ребят и с этим явлением, тем более, что довольно часто в жизни им приходилось и еще придется столкнуться с торжеством «вопиющей несправедливости». Очень важно знать, что всегда, при любых обстоятельствах мерилом может выступать только совесть человека, его ценностные ориентиры и приоритеты.

Темы дебатов могут быть различными: «Геракл — воин-раз­рушитель. Геракл — воин-спаситель»; «Просмотр молодежных сериалов — пустая трата времени. Просмотр молодежных се­риалов — способ познания себя и друзей»; «Математика — скуч­нейшая из наук. Математика — увлекательная наука»; «Мой гнев, мой враг. Мой гнев, мой друг» и другие.

2. Шесть шляп

Для того чтобы моделировать социальные ситу­ации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в

свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.

Идея игры, направленной на развитие критического мышле­ния и социального прогнозирования, заимствована у Эдварда де Боно, одного из известных исследователей механизмов творче­ства. Он разработал метод обучения эффективно мыслить и на­звал его «Шесть шляп мышления». Шесть шляп — это шесть различных способов мышления.

Белая шляпа — это сбор фактов и цифр, безоценочная инфор­мация, статистика.

Красная шляпа — это эмоциональное мышление.

Черная шляпа — критическое мышление.

Желтая — оптимистическое мышление.

Зеленая шляпа — это творческое, креативное мышление.

Синяя — продуктивное управление процессом мышления.

Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выхо­дить победителем из интеллектуальных и жизненных испыта­ний, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал «менять шляпы» и учиться думать различными способами. Следуя процедуре сказочной игротерапии, познакомимся с этим методом и ситуацией, где он эффективно «работает».

Притча о старом Шляпнике

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных бо­гатств был у него лишь цветной фетр. Но зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просвет­ленными и одухотворенными, решительными и твер­дыми духом, выходили из мастерской старого Шляп­ника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как бла­годарны были ему люди за чудесные шляпы, в кото­рых таился Великий секрет Великого Мастера.

Но шли годы, и настало то время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мас­терскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцвет­ных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», — решили сыновья Шляпника. «Значит, скоро дол­жен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные день­ги и сможем отправиться с ними по свету», — планировали они. Но, сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно де­лить отцовское наследство.

«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем "непростом" происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»

«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уме­стна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, пред­ставителен и изыскан одновременно».

«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил тре­тий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шля­пой, я смогу стать счастливым, кто знает?»

«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул чет­вертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду нео­тразим!»

«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее воз­можность полета. Тысячу раз я летал во сне над зе­леной прекрасной Землей, быть может, зеленая шля­па поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.

«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бес-

крайних морских и небесных просторов. Постичь их глуби­ну и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все заду­манное сил, решительности и времени?» — размышлял шес­той из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные сто­роны.

Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чиновни­ком. Он снискал уважение людей своей беспристрастнос­тью. Факты, цифры и хроника событий были для него важ­нее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсег­да. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.

Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал ви­деть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта его черта спасала от пора­жения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин чер­ной шляпы.

Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмо­ций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удо­вольствие и разочарование владели его душой. «Какой непо­средственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живу­щее мимолетностью чувств», — говорили о нем дру­гие. Как человек чувствующий, он страдал и радо­вался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять и тем более не мог ими управ­лять. Самое удивительное, что не только окружаю­щий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и

необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не на­ходили в этом человеке постоянства и преданности.

Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающе­му дню, открыто шел навстречу приключениям и открыти­ям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло поверг­нуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную раду­гу, а в обыденности — чудеса. «Мечтатель, романтик, "не от мира сего"», — говорили о нем одни. Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он, богач или бед­няк? — решать не нам».

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, пре­вращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, рома­ны, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах от­веты на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.

Владелец синей шляпы оказался вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориен­тируясь на одному ему понятные знаки и символы, не укло­няясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек — достиг того, чего хотел», — скажут одни. «А смо­жет ли он поделиться своими открытиями, находка­ми, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед? » — спро­сят другие. Но нет пока у меня ответа на этот воп­рос.

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпни­ка вновь встретились под крышей отцовской мас-

терской. Долгие зимние вечера проводили они за удивитель­ными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь на­чали они понимать, какое сказочное богатство оставил в на­следство им Великий Мастер. И захотелось каждому при­мерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные сто­роны и не бояться чувствовать, научиться творить и неот­ступно следовать намеченной цели.

Психолог и воспитатель может использовать эту притчу для анализа острой конфликтной ситуации. Последовательно при­меряя все шляпы, можно рассмотреть ситуацию с разных сто­рон. Взрослый просит подростка одеть Белую шляпу и изло­жить только факты, последовательность событий конфликтной ситуации. Причем, важно останавливать воспитанника, если он начнет давать оценку событиям и высказывать свои чувства. «Сейчас на тебе одета Белая шляпа, когда ты оденешь Красную, тогда можно будет говорить о чувствах!».

Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:

Когда воспитанник подтвердит, что с его слов пос­ледовательность событий записана верно, резуль­тат отражен правильно, можно «снимать» Белую шляпу и одевать Черную.

«Теперь на тебе Черная шляпа. Пожалуй­ста, расскажи, что самое плохое в этой ситуа­ции, самое неприятное для тебя. И попробуй посмотреть в будущее и сказать, какие самые

плохие последствия этой ситуации могут быть. Что са­мое страшное может произойти?» Примерно такие вопро­сы можно задавать воспитаннику, пока на нем надета Черная шляпа. Внимательно слушая ребенка, взрослый составляет список негативных последствий, после чего ре­зюмирует: «Итак, благодаря Черной шляпе мы узнали, что самое неприятное в этой ситуации — это... Кроме того, из-за того, что все это произошло, может теперь быть так-то... Это очень важно информация. Будем ее иметь в виду. Теперь можно снять Черную шляпу и одеть Красную».

«В Красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда все происходило?» Важно отметить, что немногие ребята сразу могут сформулировать свои чув­ства. Им необходима помощь взрослого. В этом случае нам поможет схема, составленная благодаря информации Белой шляпы. Положив схему последовательности собы­тий перед ребенком, взрослый расспрашивает о тех чув­ствах, которые были испытаны в микрособытиях, а затем в ситуации в целом. При этом, если воспитаннику не хва­тает словарного запаса для описания своих чувств, необ­ходимо ему помочь в формулировках, а также называть обсуждаемые чувства общепринятыми терминами. Напри­мер: «То, о чем ты рассказываешь, похоже на чувство интереса (или обиду, или страх, или стыд, или удоволь­ствие...). Обычно люди, когда чувствуют интерес, делают то-то и то-то, стремятся к тому-то». Таким образом, Красная шляпа позволит не только прого­ворить чувства, но и расширить понимание ребен­ком мира эмоций и чувств. Работа с Красной шля­пой завершается ответом на вопрос взрослого: «Когда все это закончилось, что ты испытал?»

Следующая шляпа — Желтая. «Ты рассказал о том, что произошло благодаря Белой шляпе. Ты

рассказал о самых неприятных вещах и последствиях с помощью Черной шляпы. Красная шляпа помогла пере­дать твои чувства. Но у любого события всегда есть поло­жительная сторона. Теперь на тебе Желтая шляпа, она поможет тебе посмотреть на эту ситуацию с положитель­ной стороны. Итак, а что хорошего в том, что произош­ло?» Когда ребенок находится в состоянии конфликта, надеть Желтую шляпу очень сложно. Но правила игры есть правила игры. Здесь задача взрослого найти положи­тельные стороны в создавшейся ситуации. Заканчивается работа с Желтой шляпой резюме взрослого: «Оказывает­ся, не бывает ситуаций только плохих или только хоро­ших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить о Желтой шляпе и быстро ее надеть. И тогда ты увидишь, что в любой ситуации есть что-то хорошее. Умение ви­деть это — очень важное качество. Это не значит, что мы одеваем так называемые «розовые очки». Мы одеваем Желтую шляпу и учим свой ум и душу видеть хоро­шее».

Теперь полезно надеть Зеленую шляпу творчества. В этом случае взрослый может предложить воспитаннику нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или не­большой стишок, словом, отразить ее в творческой дея­тельности. «Посмотри, стоило надеть Зеленую шляпу, как открылись творческие способности. Даже вне­шняя неприятность может раскрыть вдохно­вение. Главное, не терять чувство юмора и не забывать о Зеленой шляпе».

Последняя шляпа — Синяя. «Мы с тобой примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, и мое, и твое состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели и плохие, и хорошие моменты. Зна-

ешь ли ты, что такие ситуации, как наша, мудрые люди называют "жизненными уроками"? Да-да, каждая ситуа­ция нас чему-то учит. Теперь ты надеваешь Синюю шля­пу, и она поможет узнать, какой жизненный урок пре­поднесла тебе эта ситуация, и почему для твоей жизни будет важен этот опыт». Задача взрослого — отметить суть жизненного урока. Например, есть ситуации, которые учат терпению, состраданию, учат не отчаиваться, учат вовремя давать сдачи, учат дисциплине и ответственности. Опре­делив, в чем заключался жизненный урок, важно прого­ворить с воспитанником, в каких жизненных ситуациях ему понадобится этот опыт.

«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника. Согласись, это было непросто. Но теперь мы с тобой знаем, что любое событие жизни нужно рассматривать с разных сторон. И только тогда можно извлечь из него пользу, жизненный урок. Так умные люди познают жизнь. А те­перь скажи, пожалуйста, если бы мы не примеряли раз­ные шляпы, к чему бы мы сейчас пришли?..» Порядок «примерки» шляп может изменяться в зависимос­ти от ситуации. Ваша профессиональная интуиция поможет, если нужно, внести изменения в очередность надевания шляп. Безусловно, игра со шляпами подходит не только для конф­ликтных и других острых ситуаций. Она хороша для группо­вых дискуссий, в ситуациях, когда нужно рассмот­реть и найти общее в разных точках зрения. В раз­говоре о жизни на часах самовоспитания, на уроках общеобразовательного цикла можно разделиться на шесть подгрупп и распределить шляпы. После не­большого обсуждения докладчик «от каждой шля­пы» представляет точку зрения группы. Так форми­руется способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать раз- нообразные

ситуации и составлять прогноз их развития. А без этих качеств успешная социальная адаптация будет затруднена.

Попробуем «примерить» чудесные шляпы, рассматривая ка­кое-либо событие жизни. Вот как это происходило с Алексеем 11 лет.

«Больше всего меня расстраивают ссоры с друзьями. Часто я не могу понять, почему это происходит, мне быва­ет очень грустно и больно, я не знаю, как и с кем поде­литься своими переживаниями».

Как это знакомо и нам, взрослым! И мы часто оказываемся в тупике своих мыслей, эмоций, переживаний, прогнозов дальней­шего развития ситуации, опрометчивых слов и действий. Быть может, шляпы Старого Мастера помогут нам и Алексею разоб­раться в себе и понять, какой Великий урок преподносит нам жизнь, проводя через ссору с друзьями? Наденем Белую шляпу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: