Эмоциональное развитие человека не что иное, как опыт переживаний различных эмоций и чувств. Что же заставит нас радоваться и грустить, негодовать и умиляться, как не прекрасная сказка со всеми ее перипетиями и всегда счастливым концом или высокая поэзия Пастернака и Ахматовой, Пушкина и Гете? Где еще, как не при чтении, мы сможем познакомиться с высочайшими проявлениями жертвенности и героизма, мерзости, жадности и людской глупости. Книга учит нас состраданию и героизму, прививает любовь к Отчизне и «отеческим гробам».
Психическое здоровье обеспечит нам правильный подбор литературных произведений,
их осмысление, анализ и обсуждение, как самостоятельное, так и совместное (с родителем, учителем, психологом) проживание прочитанного.
А физическое здоровье удастся сохранить, соблюдая режим чтения и используя наши знания, почерпнутые из книг.
И хоть мое выступление было кратким, надеюсь, что оно дало представление о нашей позиции. Напомню, что мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать!
Благодарю за внимание!
Ведущий: Спасибо. Еще раз убеждаемся, что «Краткость — сестра таланта».
Слово 2 спикеру команды Утверждения.
2 спикер команды Утверждения: Уважаемые дамы и господа! Позвольте мне, второму спикеру команды Утверждения, вступить в полемику по поводу выдвинутых командой Отрицания постулатов. Итак, команда Отрицания несомненно права в том, что для интеллектуального развития личности необходимо развитие второй сигнальной системы — речи. И предлагает «инструментом» для этого выбрать книгу.
Однако, развитие речи не всегда напрямую связано с чтением. Мы знаем множество игр, участие в которых всегда сопровождается речью. Это и проговарива-ние правил и условий игры, распределение ролей, обсуждение хода игры, выдвигание каких-либо гипотез, совместное фантазирование и т. д.
Да и проживание игры всегда сопровождается речью. Речью, отражающей не только суть происходящего действия, но и эмоциональные переживания самого ребенка. А это, как вы понимаете, дает нам полное право утверждать, что игра и есть ис-
точник не только интеллектуального, но и эмоционального развития.
Дабы лишить вас сомнений на этот счет, рекомендуем изучить недавно вышедший в издательстве «Речь» сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Особое внимание уделите программе «Волшебная страна внутри нас». Мы думаем, что после этого комментарии будут излишне.
Что же касается того, что чтение — это залог здоровья, то давайте обратимся к вашему опыту. Поднимите руки те, у кого нормальное зрение! Знаем, знаем, причин для снижения зрения предостаточно и без нагрузки на глаза при чтении и письме. Но чтение в полутьме, под одеялом... Помните, как вы читали в детстве свои любимые книги или журналы? Чтение в общественном транспорте не способствует сохранности зрения.
А ваш позвоночник! Согласитесь, что и это довольно жалкое зрелище! И что же этому виной? Наши позы, в которых мы пребываем довольно длительное время, почитывая любимую литературу. О, это любимое кресло-качалка! Какое наслаждение, укутав ноги пледом и поджав их под себя, пребывать в грезах, навеянных Ричардом Бахом и Идри-сом Шахом! Ах, этот мякенький диван с дивной подушечкой, как он манит к себе! И вот, после трудов праведных, вы с романчиком в руках... то на спине, то на боку, то на животе, а то и, вообще, свернувшись калачиком, уже и прикорнули, мирно посапывая. А ведь точно так же, гробя свое здоровье, читают и наши с вами дети! И развивается, развивается гиподинамия, увеличивается вес — ведь при таком чтении и пожевать что-нибудь не грех!
То ли дело игра! И воздух свежий, и движений предостаточно, и сила, гибкость, выносливость — все двигательные и волевые навыки совершенствуются. Да здравствует игра, говорим мы, ибо в ней залог нашего с вами здоровья! На сем свое выступление и заканчиваю. Так, будьте здоровы, дорогие коллеги! Ведущий: Благодарю 2 спикера команды Утверждения. Слово
3 спикеру команды Отрицания.
3 спикер команды Отрицания: Смею вам напомнить, что наша команда выдвигает постулат о том, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать.
И хочу рассказать я вам одну историю. Однажды великий император Индии Акбар провел черту и попросил своего мудреца Бирбала сократить ее, не урезая и не касаясь концов ее. Как вы думаете, что он сделал?
Друзья мои, если бы вы читали книги, вам бы не пришлось сейчас гадать, изобретать, выдумывать, выставлять себя недостаточно начитанными людьми. А между тем, случай этот описан во многих книгах. Надо сказать, что Бирбал умел читать, поэтому знал, что делать. Бирбал параллельно провел более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Так вот мудрость заключается в проведении более длинной линии. А где у нас самые длинные линии? Если сложить в одну линию все буквы из одной умной книги и все буквы из инструкции к игре, угадайте, какая линия будет длиннее?.. Ведущий: Спасибо! Слово 3 спикеру команды Утверждения.
3 спикер команды Утверждения: Дорогие друзья, прекрасную притчу услышали вы. Проанализировали ее, пофилософствовали, уроков немало каждый для себя извлек, и, конечно же, установили связи с реальным опытом. Молодцы!
А я попрошу вас всех сыграть в одну игру. Игра эта проста и незатейлива, но что она даст нам, чему научит, о чем поведает, — об этом после. Уважаемый ведущий, мне понадобится несколько больше времени, чем отведенные регламентом 5 минут. Могу ли я воспользоваться временем, сэкономленным предыдущими спикерами моей команды?
Ведущий: Можете. У вас 8 минут.
3 спикер команды Утверждения: Спасибо. Конечно, для групповой игры и ее анализа времени мало, но для примера — достаточно.
Я хочу вам предложить игру из цикла «Броуновское движение». Броуновское движение, как вы помните из курса физики, беспорядочное и хаотичное. Движущиеся частицы то сталкиваются друг с другом, то разлетаются в разные стороны. Вот так и мы с вами будем двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. Но встречаться мы будем тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача — за 4 минуты встретиться с наибольшим числом игроков. Через 4 минуты я говорю «СТОП!»
(Третий спикер проводит игру с болельщиками своей команды.)
Дорогие друзья, к сожалению, время, отпущенное на игру, истекло!
Скажите мне, пожалуйста, понравилась ли вам игра? Какие чувства вы испытали? (радость, удивление, изумление, некоторое волнение).
Чему научила вас игра?
(Реплики с мест: «Я научилась подавать первой руку, и это не страшно»; «Я узнал вкусы многих людей и с каждым из них нашел нечто общее»; «Мы двигались и веселились! И это здорово!»; «Я почувствовала тепло множества рук!»)
Спасибо! Итак, как я правильно вас поняла, благодаря этой игре вы многое узнали о себе и о других, сделали шаг навстречу «незнакомому» прежде человеку, протянули руку. Остановившись на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился вам в ходе игры. Получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья. Так, для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь играть!
И этот вывод сделали мы с вами вместе! Благодарю всех! Спасибо! (Аплодисменты)
Ведущий: Закончена игра «ДЕБАТЫ». Откипели страсти. Как убедительны были спикеры обеих команд! Кому же отдать свои голоса, чью же позицию нам разделить? Мои вопросы — зрителям, болельщикам.
(В первой игре зрителям-ребятам сложно сформулировать свои чувства, они потрясены увиденным: с одной стороны, взрослые предстали в необычной роли, с другой стороны, процесс захватывающий, с третьей, много новой информации, рассказанной отнюдь не назидательным тоном. Поэтому ведущий обращается сначала к взрослым зрителям с тем, чтобы они дали ребятам некий «образец» высказывания обратной связи.)
— Что испытали вы, уважаемые зрители и болельщики, наблюдая за ходом дебатов? Зритель 1: «Как ни спорили господа спикеры, но нам-то понятно, что и игра, и книга в жизни необходимы! Все хорошо в совокупности. Как это здорово, — узнал в песочных играх нечто новое, важ-
ное, удивительное. Познакомился с новыми героями своих игр — звуками и буквами, а потом можно искать их в книгах, газетах, журналах. Как важно прочитать о великих открытиях, а потом делать свои, не менее великие, в процессе веселых и увлекательных игр!»
Зритель 2: «Неподдельный интерес к тому, как спикеры аргументировали и отстаивали то положение, которое досталось при жеребьевке. Я поняла, что можно оспаривать или доказывать истинность любого постулата, даже если сам оратор с ним не очень-то и согласен. При этом быть и искреннем и уверенным в своей правоте. Видимо, существует особое искусство подбирать и использовать различные аргументы и факты и трактовать их под различными углами. Примером этому — представители «четвертой власти», различные комментаторы и... сегодняшние деба-теры. Ни в коем случае не хочу их обидеть, наоборот, спасибо им за это "открытие" для меня».
Зритель 3: «А я отметила особый такт, с которым велась дискуссия. Мы привыкли спорить с личностью, а команды нам продемонстрировали уважение друг к другу и к позиции, кардинально противоположной собственной. Хотя это всего лишь игра, но как хотелось бы, чтобы этот опыт, который мы прожили здесь, мы перенесли и в жизнь».
Зритель 4: «Я получила истинное наслаждение от игры команд, каждый участник оказался очень убедительным, эмоциональным, артистичным. И еще я отметила, что я «покупаюсь» не на логику, а на эмоциональность, образность и эксцентричность. Не знаю, плохо ли это, хорошо ли?»
Ведущий: Спасибо зрителям. Предоставим слово нашим спикерам. Каковы ваши ощущения и чувства? Чему научила вас эта игра? Какой опыт приобрели?
1 спикер команды Утверждения: «Я так хотела быть убеди-
тельной и интересной для слушателей. Мне было важно посеять смятение в "стане" противников четкостью, логичностью и уверенностью. Еще я чувствовала, что за моей спиной — команда, и я не могу, вернее, не должна ее подвести. И опыт публичного выступления оказался для меня очень важным. Я довольна собой».
2 спикер команды Отрицания: «Я была вся сосредоточена на
речи 1 спикера команды Утверждения. Важно было не. пропустить ничего. Найти, быть может, слабые места и по ним «бить», но мне это не удалось. И я пошла другим путем. Просто записала каждый аргумент (в этом мне помогли мои 1 и 3 спикеры) и попыталась «развернуть» полемику, под тем углом, который выгоден был нашей команде. Мне кажется, что это у меня получилось. Честно говоря, впервые. Спасибо за это игре!»
1 спикер команды Отрицания: «Мне было легче, чем всем остальным участникам игры. У меня в руках был "пакет доказательств", который мы готовили сообща. Моя задача состояла в том, чтобы его донести до слушателей так, чтобы они мне поверили. Эта задача была облегчена тем, что я «сеяла семена в хорошо возделанную почву», подготовленную моим 2 спикером. Я почувствовала себя человеком команды. Я нашла себе помощников. Спасибо им!» 2 спикер команды утверждения: «Мне было трудно. Я была так восхищена работой команды отрицания, что в какой-то момент меня охватила паника: "Я так не смогу", я даже забыла записать основные положения, которые выдвигались. Спасибо моим спикерам, которые не растерялись и записали для меня необходимые материалы. А когда я начала говорить, самообладание вернулось ко мне, я вспомнила наставления тренера и команды,
и вроде бы все обошлось... Ребята, я не очень вас подвела?! А опыт, приобретенный в игре, таков: не паникуй, сохраняй спокойствие. Спокойствие и внимание — путь к успеху».
3 спикер команды Отрицания: «Команда мне поручила написать или вспомнить сказку или притчу о важности чтения. Вместе мы сформулировали некие идеи, набросали тезисы. А дальше уже был экспромт, что всегда мне приносит радость».
3 спикер команды Утверждения: «А я играла со всеми. Основная трудность была в том, чтобы определиться в выборе игры. А то, что все захотят поиграть и поразмяться, сомнений не было — устали ведь, засиделись. Игра, по-моему, удалась! Спасибо участникам игры за то, что начинаю приобретать опыт игрового тренера».
Итак, игра «Дебаты» может стать уроком и для взрослых, и для ребят. Взрослые увлекаются и забывают о том, что должны «соответствовать» имиджу строгих воспитателей. Именно это — естественность, спонтанность, творческий поиск взрослых — активизирует у ребят, смотрящих «во все глаза», энергию доверия и желания сотрудничества.
Играв «Дебаты» позволяет научиться «культуре дискуссии», «отточить» аргументы и форму изложения мыслей, научиться слушать другого и творчески мыслить.
После того, как взрослые, наставники сформируют собственный опыт дебатирования, можно начинать тренировать воспитанников. Взрослый (педагог, воспитатель, психолог) будет учить ребят «добывать» информацию, используя всевозможный справочный и художественный материал. Важно обучить ребят и методу «мозгового штурма», технике «открытых» вопросов, и приемам структури-
рования материала. Но главное, необходимо стимулировать и поощрять у ребят способности видеть в каждом явлении и предмете как позитивную, так и негативную сторону; анализировать события с различных точек зрения; отстаивать свою версию, опираясь на факты; использовать личный опыт (или опыт близких людей) для анализа ситуаций. В процессе игры постепенно будут формироваться навыки тактичного ведения диалога, независимо от того, спор ли это «идеологических противников» или беседа закадычных друзей.
В игре «Дебаты» есть существенный «подводный камень»: при определенном совершенстве техники можно доказать невероятное или опровергнуть очевидное. Важно познакомить ребят и с этим явлением, тем более, что довольно часто в жизни им приходилось и еще придется столкнуться с торжеством «вопиющей несправедливости». Очень важно знать, что всегда, при любых обстоятельствах мерилом может выступать только совесть человека, его ценностные ориентиры и приоритеты.
Темы дебатов могут быть различными: «Геракл — воин-разрушитель. Геракл — воин-спаситель»; «Просмотр молодежных сериалов — пустая трата времени. Просмотр молодежных сериалов — способ познания себя и друзей»; «Математика — скучнейшая из наук. Математика — увлекательная наука»; «Мой гнев, мой враг. Мой гнев, мой друг» и другие.
2. Шесть шляп
Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в
свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.
Идея игры, направленной на развитие критического мышления и социального прогнозирования, заимствована у Эдварда де Боно, одного из известных исследователей механизмов творчества. Он разработал метод обучения эффективно мыслить и назвал его «Шесть шляп мышления». Шесть шляп — это шесть различных способов мышления.
Белая шляпа — это сбор фактов и цифр, безоценочная информация, статистика.
Красная шляпа — это эмоциональное мышление.
Черная шляпа — критическое мышление.
Желтая — оптимистическое мышление.
Зеленая шляпа — это творческое, креативное мышление.
Синяя — продуктивное управление процессом мышления.
Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выходить победителем из интеллектуальных и жизненных испытаний, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал «менять шляпы» и учиться думать различными способами. Следуя процедуре сказочной игротерапии, познакомимся с этим методом и ситуацией, где он эффективно «работает».
Притча о старом Шляпнике
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом, выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился Великий секрет Великого Мастера.
Но шли годы, и настало то время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», — решили сыновья Шляпника. «Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету», — планировали они. Но, сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.
«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем "непростом" происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»
«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».
«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»
«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»
«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной Землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бес-
крайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.
Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?
Владелец белой шляпы стал довольно важным чиновником. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.
Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта его черта спасала от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и
необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.
Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса. «Мечтатель, романтик, "не от мира сего"», — говорили о нем одни. Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он, богач или бедняк? — решать не нам».
А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.
Владелец синей шляпы оказался вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек — достиг того, чего хотел», — скажут одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед? » — спросят другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.
Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мас-
терской. Долгие зимние вечера проводили они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил в наследство им Великий Мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать намеченной цели.
Психолог и воспитатель может использовать эту притчу для анализа острой конфликтной ситуации. Последовательно примеряя все шляпы, можно рассмотреть ситуацию с разных сторон. Взрослый просит подростка одеть Белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий конфликтной ситуации. Причем, важно останавливать воспитанника, если он начнет давать оценку событиям и высказывать свои чувства. «Сейчас на тебе одета Белая шляпа, когда ты оденешь Красную, тогда можно будет говорить о чувствах!».
Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Когда воспитанник подтвердит, что с его слов последовательность событий записана верно, результат отражен правильно, можно «снимать» Белую шляпу и одевать Черную.
«Теперь на тебе Черная шляпа. Пожалуйста, расскажи, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное для тебя. И попробуй посмотреть в будущее и сказать, какие самые
плохие последствия этой ситуации могут быть. Что самое страшное может произойти?» Примерно такие вопросы можно задавать воспитаннику, пока на нем надета Черная шляпа. Внимательно слушая ребенка, взрослый составляет список негативных последствий, после чего резюмирует: «Итак, благодаря Черной шляпе мы узнали, что самое неприятное в этой ситуации — это... Кроме того, из-за того, что все это произошло, может теперь быть так-то... Это очень важно информация. Будем ее иметь в виду. Теперь можно снять Черную шляпу и одеть Красную».
«В Красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда все происходило?» Важно отметить, что немногие ребята сразу могут сформулировать свои чувства. Им необходима помощь взрослого. В этом случае нам поможет схема, составленная благодаря информации Белой шляпы. Положив схему последовательности событий перед ребенком, взрослый расспрашивает о тех чувствах, которые были испытаны в микрособытиях, а затем в ситуации в целом. При этом, если воспитаннику не хватает словарного запаса для описания своих чувств, необходимо ему помочь в формулировках, а также называть обсуждаемые чувства общепринятыми терминами. Например: «То, о чем ты рассказываешь, похоже на чувство интереса (или обиду, или страх, или стыд, или удовольствие...). Обычно люди, когда чувствуют интерес, делают то-то и то-то, стремятся к тому-то». Таким образом, Красная шляпа позволит не только проговорить чувства, но и расширить понимание ребенком мира эмоций и чувств. Работа с Красной шляпой завершается ответом на вопрос взрослого: «Когда все это закончилось, что ты испытал?»
Следующая шляпа — Желтая. «Ты рассказал о том, что произошло благодаря Белой шляпе. Ты
рассказал о самых неприятных вещах и последствиях с помощью Черной шляпы. Красная шляпа помогла передать твои чувства. Но у любого события всегда есть положительная сторона. Теперь на тебе Желтая шляпа, она поможет тебе посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, а что хорошего в том, что произошло?» Когда ребенок находится в состоянии конфликта, надеть Желтую шляпу очень сложно. Но правила игры есть правила игры. Здесь задача взрослого найти положительные стороны в создавшейся ситуации. Заканчивается работа с Желтой шляпой резюме взрослого: «Оказывается, не бывает ситуаций только плохих или только хороших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить о Желтой шляпе и быстро ее надеть. И тогда ты увидишь, что в любой ситуации есть что-то хорошее. Умение видеть это — очень важное качество. Это не значит, что мы одеваем так называемые «розовые очки». Мы одеваем Желтую шляпу и учим свой ум и душу видеть хорошее».
Теперь полезно надеть Зеленую шляпу творчества. В этом случае взрослый может предложить воспитаннику нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, словом, отразить ее в творческой деятельности. «Посмотри, стоило надеть Зеленую шляпу, как открылись творческие способности. Даже внешняя неприятность может раскрыть вдохновение. Главное, не терять чувство юмора и не забывать о Зеленой шляпе».
Последняя шляпа — Синяя. «Мы с тобой примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, и мое, и твое состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели и плохие, и хорошие моменты. Зна-
ешь ли ты, что такие ситуации, как наша, мудрые люди называют "жизненными уроками"? Да-да, каждая ситуация нас чему-то учит. Теперь ты надеваешь Синюю шляпу, и она поможет узнать, какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация, и почему для твоей жизни будет важен этот опыт». Задача взрослого — отметить суть жизненного урока. Например, есть ситуации, которые учат терпению, состраданию, учат не отчаиваться, учат вовремя давать сдачи, учат дисциплине и ответственности. Определив, в чем заключался жизненный урок, важно проговорить с воспитанником, в каких жизненных ситуациях ему понадобится этот опыт.
«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника. Согласись, это было непросто. Но теперь мы с тобой знаем, что любое событие жизни нужно рассматривать с разных сторон. И только тогда можно извлечь из него пользу, жизненный урок. Так умные люди познают жизнь. А теперь скажи, пожалуйста, если бы мы не примеряли разные шляпы, к чему бы мы сейчас пришли?..» Порядок «примерки» шляп может изменяться в зависимости от ситуации. Ваша профессиональная интуиция поможет, если нужно, внести изменения в очередность надевания шляп. Безусловно, игра со шляпами подходит не только для конфликтных и других острых ситуаций. Она хороша для групповых дискуссий, в ситуациях, когда нужно рассмотреть и найти общее в разных точках зрения. В разговоре о жизни на часах самовоспитания, на уроках общеобразовательного цикла можно разделиться на шесть подгрупп и распределить шляпы. После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы. Так формируется способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать раз- нообразные
ситуации и составлять прогноз их развития. А без этих качеств успешная социальная адаптация будет затруднена.
Попробуем «примерить» чудесные шляпы, рассматривая какое-либо событие жизни. Вот как это происходило с Алексеем 11 лет.
«Больше всего меня расстраивают ссоры с друзьями. Часто я не могу понять, почему это происходит, мне бывает очень грустно и больно, я не знаю, как и с кем поделиться своими переживаниями».
Как это знакомо и нам, взрослым! И мы часто оказываемся в тупике своих мыслей, эмоций, переживаний, прогнозов дальнейшего развития ситуации, опрометчивых слов и действий. Быть может, шляпы Старого Мастера помогут нам и Алексею разобраться в себе и понять, какой Великий урок преподносит нам жизнь, проводя через ссору с друзьями? Наденем Белую шляпу.