Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука




Тема 1

  1. Предмет конституционного права Российской Федерации;

Конституционное право

Ведущая роль российского права. Совокупность правовых норм, закрепляющих:

· основы конституционного строя РФ

· взаимоотношения между государством и личностью

· федеративного устройства РФ

· организации и деятельности системы органов государственной власти

Конституционное право рассматривается юридической наукой в трех значениях:

· Юридическая наука

· учебная дисциплина

· Отрасль права

Предметом конституционного права являются

наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются:

Ò основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа;

Ò основы правового положения личности;

Ò государственное устройство России;

Ò система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачи конституционного права

v установление основ существования и жизнедеятельности общества.

v государство своими нормами способствует развитию общества не только как своего фундамента, своей среды существования, но и как субстанции, живущей собственной жизнью;

v детальное регулирование определенных политических отношений.

Необходимость в конституционно-правовом регулировании обуславливается рядом обстоятельств

Ò если такое регулирование выгодно самим участникам подобных политических отношений и выглядит как установление гарантий их существования и деятельности;

Ò если такое регулирование необходимо в интересах безопасности граждан, общества, государства, чтобы определить рамки функционирования соответствующих общественно-политических институтов;

Ò если такое регулирование необходимо, поскольку участники (субъекты) политических отношений не в состоянии обеспечить учет взаимных интересов без норм права либо посредством норм права такой учет обеспечивается в более полной мере;

Ò если общественно-политические институты имеют выход на государство, властные механизмы, тогда тем более используется их конституционно-правовое регулирование.

v Конституционное право российского государства отражает природу Российской Федерации как государства, содержит положения о нем как

Ø «о демократическом, федеративном, правовом, с республиканской формой правления, социальном, светском государстве»

Ø - это именно конституционные определения, т.е. характеристики государства.

Ø Регламентирует государственного устройства, т.е. внутреннее устройство государства, его структуру территориальной организации

Ø исходные начала статуса личности

Ø основные права, свободы и обязанности человека и гражданина своего государства

Ø - участника любых политических, а экономических и социальных отношений

Политические отношения, возникающие в процессе осуществления власти народа в Российской Федерации

Ò систему государственной власти и местного самоуправления;

Ò способы участвует народ, население непосредственно;

Ò выполнение функций высшего руководства делами страны Президентом РФ;

Ò организация и деятельность парламента - Федерального Собрания РФ;

Ò основы статуса Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти;

Политические отношения, возникающие в процессе осуществления власти народа в Российской Федерации

Ò систему государственной власти и местного самоуправления;

Ò способы участвует народ, население непосредственно;

Ò выполнение функций высшего руководства делами страны Президентом РФ;

Ò организация и деятельность парламента - Федерального Собрания РФ;

Ò основы статуса Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти;

  1. Конституционные отношения их субъекты объект и содержание;

q Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права

q содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой

q Элементами таких правоотношений являются субъекты, объект, содержание, юридический факт.

q Основы отношений типа:

Ø государство – государство,

Ø государство – гражданин,

Ø федерация – субъект федерации,

Ø президент – парламент,

Ø депутат – избиратель,

Ø а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти

регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.

q Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

q Юридические факты разнообразны, по волевому признаку делятся на события и действия.

Ø События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.

Ø Действия – это факты, которые зависят от воли людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

Виды конституционных отношений

Ò По степени обобщенности конституционно-правового регулирования конституционно-правовые отношения можно разделить на общие и конкретные.

Ò По фактору существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические.

Ò По юридическому значению их делят на материальные и процессуальные.

Ò По целевому назначению выделяют правореализационные и охранительные конституционные правоотношения.

По степени обобщенности:

Ò Общие конституционно-правовые отношения — это так называемые правовые состояния. Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Им и не надо совершать каких-либо действий в подтверждение правового состояния.

Ò Конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений.

По фактору существования во времени:

Ò Статические отношения — это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования. Они возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов и т.д.

Ò Динамические отношения уже в силу определяющего слова возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений. По совершении конкретных действий конституционно-правовое отношение достигло своих целей и поэтому прекратилось.

По юридическому значению:

Такое деление возможно, но как условно-научное.

Материальное и процессуальное начала существуют в конституционном праве, отражаются в наличии соответствующих групп норм этой отрасли права.

Однако процесс правореализации строится на соединении материальных и процессуальных отношений, поскольку любое материальное полномочие (право, свободу, обязанность) возможно осуществить только в определенном процессуальном порядке.

Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся:

а) граждане РФ;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства;

г) лица с двойным гражданством.

д)депутаты

е)должностные лица итд

q Коллективные субъекты делятся на следующие виды:

Ø Государство.

Ø Субъекты РФ.

Ø Государственные органы и учреждения.

Ø Органы местного самоуправления.

Ø Общественные объединения (в частности, политические партии).

Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).

Ø Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, (народ в целом);

Ø нации,

Ø народности,

Ø а в от­дельных случаях национальные группы;

Ø государство (Российская Федерация);

Ø национально-государственные образования;

Ø территориально-государственные образования;

Ø административно-территориальные единицы;

  1. Система и структура конституционного права Российской Федерации;

Система конституционного права — его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение.

Спецификой структуры - последовательность подотраслей обусловленная Конституцией РФ

и последовательностью отражения в ней соответствующих общественных отношений

Выделяют подотрасли, правовые институты, нормы конституционного права.

Основой для деления на подотрасли является относительная самостоятельность друг от друга соответствующих групп правовых норм.

В конституционном праве можно выделить следующие подотрасли:

Ò Основы конституционного строя;

Ò Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации;

Ò Государственное устройство России;

Ò Избирательное право и избирательная система Российской Федерации;

Ò Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации;

Ò Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

Ò Конституционные основы судебной и прокурорской системы Российской Федерации;

Ò «Конституционный Суд Российской Федерации» (или федеральное конституционное правосудие);

Ò Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

Ò Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Конституционно-правовые институты:

Ò Выделяемые путем дробления подотраслей на более мелкие части

Ò Комплексные правовые институты. Их выделение обусловлено тем, сходством правового регулирования сходных общественных отношений.

Конституционно-правовая норма – принятые непосредственно народом, органами государственной власти или органами местного самоуправления общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Особенности конституционно-правовых норм:

  1. Особое назначение, место в механизме правового регулирования
  2. Особый характер источников права
  3. Учредительный характер предписаний, содержащихся в нормах
  4. Особый механизм реализации (отношения общего характера)
  5. Много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-декларации)
  6. Особые субъекты конституционно-правовых отношений
  7. Особенности структуры норм

Классификация конституционно-правовых норм:

1. По степени определенности содержащихся в них предписаний:

А) диспозитивные

Б) Императивные

2. По назначению в механизме правового регулирования

А) материальные

Б) процессуальные

3. по юридической силе

А) закрепленные в Конституции

Б) закрепленные в федеральных конституционных и федеральных законах

В) закрепленные в иных источниках права

4. по территории действия

А) на территории Российской Федерации

Б) на территории субъекта РФ

В) на территории муниципального образования

5. по времени действия

А) постоянного действия

Б) временного действия

6. по кругу регулируемых отношений

А) Устройство государства и общества

Б) правовой статус человека и гражданина

В) федеративное устройство

Г) организация государственной власти

7. по характеру предписания

А) Управомочивающие

Б) Обязывающие

В) Запрещающие

8. по субъектам правотворчества

А) принятые народом

Б) органом законодательной власти

В) органом исполнительной власти

Г) органом конституционного контроля

  1. Метод конституционного права Российской Федерации;

Метод - есть совокупность приемов и средств воздействия конституционного права на политические общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Понять методы регулирования можно лишь во взаимосвязи с предметом.

Соотношение между ними можно понимать как соотношение содержания (это будут сами общественные отношения)

и его оформления (оно отражается категорией методов правового регулирования).

Особенности методов регулирования общественных отношений в конституционном праве.

v Осуществляется от имени государства и посредством актов государственно-властного характера.

v Сочетание методов:

v Общего нормирования (общих установлений) для одних

v Подробного регулирования для других политических общественных отношений.

v Широкое использование метода установления статусов.

v Использование актов более высокой и более значимой правовой формы — конституции, закона.

v Единство материального и процессуального начал.

v Использование всех трех общеизвестных групп нормативных предписаний

v - дозволения,

v - предписания

v - запреты.

v Выглядят в виде формулирования единых правил определенного поведения, содержащих все названные три начала.

v Особенности метода установления конституционно-правовой ответственности.

  1. Источники конституционного права Российской Федерации;

Ø Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы.

Ø Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта:

Ø во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм;

Ø во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.

Ø Два этих момента не всегда совпадают.

Ø Государство может самостоятельно издать правовые нормы, либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с им или без его участия.

q Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь и иерархия.

q Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.

q Виды источников имеют жесткую иерархию:

Ø Федеральные;

Ø Региональные;

Ø Муниципальные;

Ø Федерально-региональные.

Ø Международные

Федеральные источники

Ò Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Ее ведущее положение в конституционном праве обусловлено тем, что в Конституции РФ закреплены основные черты нашего общества и государства, статуса личности, система, принципы формирования, функции и ключевые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Ò Конституция предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы.

Ò Декларации - назначение заключается в конституционно-правовом оформлении общественных отношений:

Ò сильного политического звучания.

Ò принимаются программные решения.

Ò Акт Конституционного Собрания Российской Федерации - нормативный акт, предусмотренный Конституцией РФ (ст. 135) в связи с возможным ее пересмотром.

Ò Закон РФ о поправках к Конституции РФ - особый вид нормативных актов, которым вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ.

Ò Федеральные конституционные законы - это нормативные акты, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в Конституции РФ.

Ò Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом.

Ò Нормативные акты палат Федерального Собрания.

Ò Указы и распоряжения Президента РФ.

Ò Нормативные акты Правительства РФ.

Ò Нормативные акты федеральных министерств и ведомств.

Судебные источники:

-Решения федерального Конституционного Суда;

-Решения региональных конституционных (уставных) судов;


-Решения судов общей юрисдикции(Верховного Суда РФ)

например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г

Региональные источники:

Нормативные акты субъектов Федерации:

Ò конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как субъектов РФ;

Ò законы, иные нормативные акты субъектов Федерации.

Муниципальные источники:

нормативные акты местного самоуправления или его органов.

Ò уставы муниципальных образований;

Ò отдельные акты названных органов — прежде всего регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории.

Федерально-региональные источники:

внутригосударственные договоры, которые говорят о разграничении предметов ведения и полномочий, о передаче (делегировании) друг другу собственных полномочий, т.е. содержат нормы права:

Ò Федеративный договор,

Ò договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,

Ò между различными субъектами РФ,

Ò между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Международные

Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Таким образом, в Конституции закрепляется принадлежность отечественной правовой системе не всех принципов и норм международного права, а лишь общепризнанных и договорных.

  1. Конституционно-правовая ответственность

Конституционно-правовая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности

Признаки как юридической ответственности:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: