Чаще всего устраивают на дипломатических, официальных приемах, где гостей рассаживают согласно протоколу, но может быть банкет товарищеского характера с произвольным размещением гостей.
Количество гостей на банкете от 8 до 50 человек, в редких случаях более 100.
В меню банкета включают небольшое количество холодных закусок, одна горячая, для банкета-обеда - обязательно суп, вторые горячие и десертные блюда, фрукты, напитки.
Для проведения банкета необходимы: столы банкетные, стулья, кресла или полукресла жесткие или полумягкие для каждого участника банкета (с невысокими спинками), столы подсобные для официантов или серванты, если кофе подают в отдельном - столы кофейные, стулья, кресла, полукресла, диваны и т.д.
Банкетный стол должен иметь ширину 1,2-1,5м. Могут быть использованы обычные квадратные или прямоугольные обеденные столы. Для банкета с небольшим количеством участников наиболее удобные круглые столы.
При расстановке столов для банкета нужно учитывать конфигурацию зала, количество участников банкета, расположение окон и дверей.
Столы ставят посредине зала прямой линией, одной или несколькими параллельными линиями с объединяющим перпендикулярно расположенным по отношению к ним столом. Круглый стол обычно ставится в центре зала.
Места за столом, установленным перпендикулярно к другим столам, предназначаются для почетных гостей.
При расстановке столов следует учитывать, что ни один из участников банкета не должен сидеть спиной к почетным гостям.
Столы для банкета выравнивают и по высоте и по длине, если необходимо, то скрепляют между собой.
Желательно предусмотреть проходы шириной 1-2 м между столом почетных гостей и основными столами.
|
Если стол сервируют для почетных гостей с одной стороны, то ширина его должна быть не менее 70 см.
Один подсобный стол или сервант предусматривают для обслуживания 12-15 гостей.
Расставив столы, расставляют стулья, кресла или полукресла на некотором расстоянии от стола, обеспечивая свободный проход к столу.
После расстановки столов их накрывают толстой мягкой тканью (фланель, байк, шинельное сукно). Эта ткань заглушает шум в зале, предупреждает бой посуды, впитывает жидкость, случайно разлитую на скатерть, выравнивает поверхность стола.
Спуск скатерти со стола должен быть 20-30 см. При большем спуске будет мешать посетителям, сидящим за столом. Меньший спуск придает столу некрасивый вид.
Если по торцам стола не предусмотрено размещение гостей, то спуск скатерти может быть несколько большим, чем с боковых сторон, но не короче.
Сервировку стола начинают с расстановки мелких столовых тарелок 50-80 см одна от другой.
При расстановке тарелок соблюдают следующие правила:
- борт тарелки на расстоянии 1-2 см от края стола;
- знак фирмы, предприятия должен быть перед гостем;
-для почетных гостей тарелки ставят с большим интервалом одна от
другой;
- не ставят тарелки над ножками стола.
На мелкие столовые ставят закусочные, по одной на каждую. Слева на расстоянии 10-15 см от столовой мелкой ставят пирожковую. После расстановки тарелок раскладывают приборы.
Слева: вилка столовая, вилка рыбная, вилка закусочная, вилка десертная за мелкой столовой тарелкой ручкой влево.
Справа: нож столовый, рыбный, ложка столовая, если подают суп, нож закусочный, ложка и нож десертный ручками вправо за вилкой столовой.
|
Если подают суп в бульонной чашке, то ложку десертную подают вместе с супом, а столовую ложку сразу убирают.
Закусочный прибор (нож и вилку) можно класть на закусочную тарелку, под салфетку, если подают две закуски (мясную и рыбную).
Расставляют стеклянную посуду. Вначале ставят фужер по острие столового ножа, правее его (параллельно кромке стола или под некоторым углом к ней) ставят рюмки для вина:
1 ряд - фужер, модерные рюмки, рюмки водочные;
2 ряд - бокал для шампанского, лафитная, рейнвейна.
Коньячные или ликерные рюмки ставят на стол перед подачей коньяка или ликера к кофе.
После приборов раскладывают полотняные салфетки индивидуального пользования.
Банкетный стол украшают цветочной композицией или «дорожкой» из зелени и цветов.
Круглый стол диаметром 3 м: в центре цветочная композиция и по кругу замкнутая дорожка из зелени и цветов.
Специи (соль, перец) устанавливают попарно на линии хрусталя, через один прибор. Соль ставят слева, а перец - справа.
Карточки-меню могут размещать слева за пирожковой тарелкой, отпечатанную. В ней указывают характер банкета - завтрак, обед, ужин, порядок подачи закусок, блюд и напитков.
При небольшом количестве участников банкета можно организовать буфет- бар.
Подавая аперитив, следует предусмотреть своевременный сбор использованной посуды как со столиков, так и из рук гостей.
Время обслуживания гостей за столом не должно превышать 45-50 мин. На банкете с полным обслуживанием исходят из нормы 3 официанта на 12-16 участников банкета. Два из них подают блюда, третий – вина.
|
Гостей обслуживает 6 официантов, из них четверо подают блюда, третий–вина.
При подаче ограниченного количества блюд –4-5 и непосредственной близости к банкетному столу подсобных столов, раздачи, сервизной, буфера и т. п. допустимо обслуживание официантами, совмещающими подачу блюд и напитков.
Количество посуды для подачи блюд определяет числом официантов, независимо от количества заказанных порций.
Официанты, подают блюда, вносят закуски и блюда в банкетный зал, обносят гостей; вместе с официантами, подающими напитки заменяют посуду и приборы, помогают в подготовке очередного блюда к подаче, готовят и подают кофе и чай.
При сборе гостей подают аперитив.
Официанты, подающие вина, работают в паре с официантами, подающими блюда.
Они встречают гостей в банкетном зале. Помогают размещать их за столом. В процессе обслуживания они своевременно наполняют напитки рюмки, бокалы, фужеры.
В зависимости от порядка обслуживания и меню подают некоторые закуски, гарниры, соусы, хлеб, заменяют приборы, подают пепельницы, сигареты и т. д.
Следят за порядком на столе.
По распоряжению метрдотеля официанты организованно входят в зал и выходят из него согласно порядка номеров секторов, которые они обслуживают. Начинают с дальних секторов от раздачи.
Перед входом в зал к каждому блюду, гарниру,соусу кладут приборы для раскладки (исключение натуральные овощи, фрукты, хлеб, пирожки, булочки, тосты).
Вилку для раскладки рожками вниз, а на нее ложку углублением вниз, ручками, обращённые к гостю и несколько выступающими за борт блюд. Ручка ложки правее ручки вилки.
Войдя в зал по очерёдности присвоенных номеров, официанты направляются к своим секторам и становятся лицом к столу в2-3 шага сзади тех гостей, с которых должны начать обслуживание.
При организации движения по залу с блюдами, подносами и т. д. Все официанты должны держать переносимые предметы одинаково на левой руке на уровне локтя, передвигаться по залу по прямым, намеченным метрдотелем, линиям.
Остановившись сзади гостей, с которых следует начать подачу блюда, официанты ориентируются на старшего официанта, обслуживающего гостей в центре стола, который, убедившись, что все официанты готовы к подаче блюда, подаёт условный знак начать обслуживание. Тогда, одновременно подойдя к гостям, официанты приступают к подаче блюда.
Если банкет в честь иностранной делегации, меню печатают на двух языках
- для гостей и устроителей банкета.
Хлеб нарезают толщиной 6-190 мм и кладут на пирожковые тарелки по 2-3 кусочка. Пшеничный хлеб верхней корочкой влево с левой стороны. Ржаной хлеб правее белого. Верхняя корочка от гостя, мякишем влево. Хлеб может быть подан в виде маленьких булочек, по 2-3 штуки на тарелку.
Запас посуды, приборов, столового белья устанавливают на подсобных столах и сервантах.
За 15-45 мин до начала банкета по распоряжению метрдотеля в зал вносят напитки (кроме шампанского, коньяка, ликера). Бутылки должны быть чистыми, горлышки очищены от сургуча и смолки, корковые пробки извлечены. Напитки расставляют на подсобных столах этикетками, обращенными в зал и накрытые салфетками.
При организации банкета предусматривается подача аперитива. Он подается в зале, предназначенном для сбора гостей, с момента прихода первых гостей до приглашения их к банкетному столу.
В качестве аперитива могут быть поданы коктейли, крепленые и полусладкие вина, водка, соки, - в жаркое время года воды, пиво.
Организация музыкального обслуживания в зале.
Музыка в ресторанах имеет не меньшее значение, чем приятная и уютная обстановка в тортовом зале. Контроль за исполнением репертуара осуществляется метрдотелями и директорами ресторанов и кафе. В репертуар включаются не только произведения отечественных композиторов и исполнителей но и музыкальные произведения зарубежных звезд. Музыка в ресторане используется разнообразного направления начиная от попсой и заканчивая роком. Исполняться музыкальные произведения должны негромко, чтобы не мешать беседам посетителей.
Итоги анализа заявлений, предложений потребителей.
После просмотра книги отзывов и предложений можно стелить вывод, что за последние 2 - а года в книге были записаны одни благодарности, которых насчитывается до 36.
Повышение культуры и качества обслуживания на ПОП.
Важными показателями дальнейшего развития общественного питания являются культура и качество обслуживания.
Обслуживанием посетителей на предприятиях общественного питания заняты официанты, буфетчики, бармены, метрдотели, администраторы зала, повара-раздатчики, кассиры. Их деятельность должна быть направлена на более полное удовлетворение спроса населения на кулинарную продукцию и услуги, предприятий общественного питания. Объем и характер предоставляемых услуг определяется типом предприятия, его мощностью, месторасположением, конкретными условиями работы, особенностями обслуживаемого контингента.
К числу основных факторов, определяющих культуру обслуживания в общественном питании, относятся: наличие современной материально-технической базы, широкий ассортимент выпускаемой продукции, внедрение прогрессивных форм и методов обслуживания, предоставление дополнительных услуг посетителям, изучение спроса на продукцию и услуги общественного питания, уровень рекламно-информационной работы, повышение квалификации обслуживающего персонала.
Уровень развития материально-технической базы общественного питания характеризуется наличием достаточной сети предприятий, в том числе специализированных, доведением количества мест в них до утвержденных нормативов, а также оснащением предприятий современными техническими средствами.
Широкий ассортимент выпускаемой продукции позволяет более полно удовлетворять спрос потребителей.
Растет число дополнительных услуг, оказываемых потребителям. Предприятиями общественного питания осуществляется доставказаказов на дом и к рабочим местам, обслуживание свадеб, юбилеев и других торжеств, принимаются заказы на приготовление кулинарных и кондитерских изделий.
Систематическое и глубокое изучение потребительского спроса позволяет более полно удовлетворять запросы населения. Материалы, полученные в результате изучения спроса, используются при определении режима работы предприятий, ассортимента продукции, выборе форм и методов обслуживания. К рекламно-информационной работе относятся издание проспектов, красочно оформленных меню, плакатов, оповещающих о проведении семейных обедов, праздничных вечеров, дегустаций блюд национальной кухни, конференций потребителей и др. Хорошо поставленная рекламно-информационная работа положительно воздействует на формирование спроса посетителей, повышение культуры обслуживания.
Высокая культура обслуживания требует от работников общественного питания глубоких профессиональных знаний и инициативы, что может быть достигнуто продуманной организацией системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Качество обслуживания определяется в основном объемом, видами и характером услуг, предоставляемых посетителям. Этот показатель позволяет охарактеризовать отношение потребителей к результатам деятельности предприятий общественного питания.
К основным факторам, определяющим качество обслуживания, относятся: удобство расположения и правильный выбор режима работы предприятия, качество выпускаемой кулинарной продукции, соблюдение санитарно-гигиенических требований к содержанию помещений, посуды и мебели, быстрота обслуживания, комфорт в обеденном зале, вежливость, внимательность и внешний вид обслуживающего персонала.
Под удобством расположения предприятия подразумевается его доступность для населения жилого района или работников тех предприятий, для обслуживания которых оно предназначено. Режим работы предприятия должен соответствовать режиму работы обслуживаемого контингента потребителей.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований характеризуется чистотой помещений, посуды, мебели. При этом учитываются данные журнала санитарного врача и записи потребителей в книге отзывов и предложений.
Быстрота обслуживания может быть определена путем наблюдения, обследования, расчета оборачиваемости мест, анкетного опроса и зависит от типа предприятия.
Комфортные условия в обеденных залах характеризуются требованиями, предъявляемыми к интерьеру, планировочному решению помещений, их оборудованию, освещению, сервировке столов, музыкальному оформлению,— всему тому, что создает ощущение уюта и располагает к отдыху.
Вежливость, внимательность и внешний вид персонала создают обстановку радушия и гостеприимства, обеспечивают хорошее настроение у посетителей, побуждают их к повторному и неоднократному посещению данного предприятия.
Для характеристики культуры и качества обслуживания на предприятиях общественного питания различных типов используются определенные критерии. Так, в ресторанах и кафе официанты должны знать кулинарную характеристику блюд, имеющихся в меню, правила их подачи, уметь рекомендовать винно-водочные изделия к закускам и блюдам, владеть правилами обслуживания приемов и банкетов.
Культура и качество обслуживания оказывают непосредственное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. С ростом культуры обслуживания растет число потребителей, увеличивается товарооборот, повышается рентабельность предприятий, снижаются издержки обращения.