Проблема | Возможные причины | Пути решения |
1. Название работы (тема) не отражает содержания; | Непродуманность темы; тема формулирована безотносительно школьной ситуации. | Необходимо скорректировать тему |
2. Проблема сформулирована одним предложением, что не дает понимания ее причин и общего контекста; | Автор не сумел увидеть или вычленить проблему. | Необходимо сфокусировать анализ ситуации, который должен стать обоснованием для формулировки проблемы; Выбрать из спектра существующих проблем ту, с которой необходимо работать в первую очередь / с которой вы можете справиться / с которой вам интересно работать и т.д. |
3. Проблема сформулирована, исходя из критики деятельности учителя, а не из критики учеб. материалов или собств. деятельности. | Автор пошел по пути «наименьшего сопротивления», не сумел выделить первопричин проблемы. | Необходимо учить / учиться вычленять проблемы в ситуациях учения / обучения на практике пробных уроков и занятиях по методике, педагогике, психологии. |
4. «Банальная» гипотеза; гипотеза не отражена в содержании; гипотеза не отражена в выводах; | Автор не понимает сути исследовательской работы вообще и своего исследования в частности. Автор формально относится к обязательным этапам исследования. | Необходимо и желательно, Ø чтобы руководитель курсовой работы и ВКР был и руководителем школьной практики своих подопечных студентов; Ø чтобы ментор был привлечен к процессу исследования в качестве консультанта, наблюдателя, эксперта и т.д.; Ø чтобы студент и руководитель регулярно встречались на консультациях; (студенты, также могут объединяться в сообщества и выполнять групповые проекты / исследования). |
5. В работе нет определений основных понятий, которыми оперирует автор; | Автор не обладает уверенными знаниями терминологии, путает понятия. Автор испытывает трудности в соотнесении терминологии на русском и английском языке. | Необходимо тщательно работать с терминологией на занятиях по методике преподавания, активно использовать методический терминологический словарь, в случае затруднений консультироваться с руководителем. Оформить в теоретической части специальный раздел, содержащий основные термины, понятия и рабочие определения, используемые в работе. |
6. «Загрязнение» текста работы цитатами без их дальнейшего анализа или интерпретации; подмена собственных мыслей цитатами; множественное цитирование вместо доказательств; | Автор не сумел критически осмыслить идею, проанализировать ее и преломить в собственный контекст и рабочую ситуацию. Автор испытывает страх перед формулированием собственных мыслей. | Необходимо проводить тренинги по использованию эффективных стратегий чтения, предлагать задания на сопоставление разных точек зрения и правильное использование терминологии. |
7. Приписывание цитируемым авторам того, чего они не писали; | Автор неправильно перевел цитату на русский язык. Автор дал неверную интерпретацию цитируемой идеи. | Необходимо оформлять в приложении список цитат (на языке оригинала), использованных в тексте работы, с точным указанием источника и автора. |
8. Потеря логической нити изложения, мысль не доводится до логического завершения; отклонение от предмета исследования; | Автор не сумел выстроить и удержать логику изложения, удержать рамки своего исследования и отделить его от другой деятельности на практике; выказал слабость логического мышления. | Необходимо провести тщательную работу с текстом – проверить его при помощи схемы:
![]() |
9. Плагиат (цитата вписывается без кавычек и ссылки на автора); | Автор проявил невнимательность / бескультурье / нечистоплотность / лень. | Необходимо строго отслеживать плагиат; снижать отметку до «неуд.» при фиксировании плагиата (см. критерии оценивания). |
10. Изложение от первого лица в теоретической части работы; | Автор не знаком с чертами и требованиями академического письма, или пренебрегает ими. | Необходимо использовать в тексте безличные конструкции |
| Автор не произвел четкого выбора и фокусировки способов решения проблемы. | Необходимо произвести вычленение адекватного средства для решения проблемы учения / обучения, соотнеся егос анализом ситуации; уточнить формулировку гипотезы, которая должна предлагать конкретный способ (один!) решения проблемы. |
2. Рефлексия не содержит критической оценки; рефлексия подменяется пересказом слов наблюдателя; | Автор выказал слабые умения и навыки рефлексии / неорганизованность / недобросовестность / формализм в проведении своего исследования. | Необходимо заранее последовательно развивать умения и навыки рефлексии: начиная со структурированной рефлексии, затем переходя к рефлексии свободной. Записывать рефлексию сразу после окончания урока, до обсуждения его хода и результатов, а потом дополнять, необходимо. |
3. В представлении результатов апробации и рефлексии не соблюдается принцип «треугольника». | Автор выказал неорганизованность / лень / формализм при сборе и интерпретации данных в ходе проведения исследования. | Необходимо строго отслеживать валидность и надежность данных; Активно привлекать менторов и коллег-студентов к наблюдению и экспертизе учебных материалов и процесса их применения. |