Контекстная (натуралистическая) теория




Утверждает, что прогресс и изменения в науке зависят от «духа времени», который делает общество восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим. Именно время предоставляет возможность самореализации того или иного человека («время делает человека»).

Например, если бы Ч.Дарвин умер в юности, то в середине XIX века кто-нибудь другой создал эволюционную теорию. Другой учёный предложил бы эволюционную теорию, поскольку интеллектуальная атмосфера того времени была готова для появления нового взгляда на происхождение человека (позже мы узнаем, что подобная теория действительно предлагалась).

«Дух времени» может оказывать тормозящее влияние на развитие науки. Так, многие открытия, прежде, чем получить признание, долгое время находились в забвении. Например, шотландский учёный Роберт Витт ещё в 1763 году высказал идею об условных рефлексах, но тогда никто ею не заинтересовался. Только более ста лет спустя И.П.Павлов, русский физиолог, создал учение об условных рефлексах, оказавшее непосредственное влияние на развитие психологии.

Случаи одновременных открытий, сделанных учёными, работающими независимо друг от друга, также подтверждают контекстную теорию.

Наличие в науке доминирующей теории может препятствовать обсуждению новых точек зрения. Например, марксистско-ленинская философия.


Мы рассмотрели два ведущих подхода в объяснении развития психологии. Очевидно, что для рассмотрения развития психологии в исторической перспективе следует сочетать персоналистический и контекстный подходы. В этой паре контекстная теория имеет, видимо преобладающее значение, т.к. идеи не соответствующие общей атмосфере данной эпохи, скорее всего, останутся незамеченными.

Неудовлетворённость каждой из этих теорий в отдельности породила попытки создать другие способы объяснения развития науки.

Теория «контрастирующих пар»

Термин предложен американским психологом Робертом Уотсоном. Согласно этой теории, развитие психологии можно отразить в схемах, основанных на принципе полярности. Например, Г.Мёрфи характеризуя состояние психологии в 10-20-е годы XX века, предлагает использовать следующую схему:

Структура - Функция

Часть - Целое

Качественное - Количественное

Экспериментальное - Генетико-статистическое

Г.Мёрфи утверждает, что в 10-е годы доминировал первый член в каждой из этих пар, а в 20-е - второй.

Сторонники этого подхода (Д.Брунер, Г.Олпорт) предлагали различные схемы, состоящие из контрастирующих пар для объяснения развития психологии.

Парадигмальная теория

Американский историк физики Томас Кун выдвинул учение о парадигме. Парадигма - это модель, образец, способ мышления, который в течение некоторого времени для исследователей в данной области является


общепринятым. Например, в физике система Галилея-Ньютона - одна парадигма, система Эйнштейна - другая, их смена - революция в науке.

Каждая наука, согласно парадигмальной теории, проходит разные периоды в своём развитии.

Предпарадигмальный период - ранняя стадия развития науки, нет общей парадигмы, т.е., нет общих представлений о предмете, методах, основных понятиях и т.д.

Парадигмальный период - свидетельствует о зрелости науки, складывается парадигма, которая достаточно сильна, чтобы объединить умы учёных вокруг себя.

Некоторое время все следуют принятой парадигме, не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо перестраиваются, но в то же время они расшатывают парадигму и создают ситуацию кризиса в науке. Так, согласно Куну, наличие различных школ, несовместимых теорий свидетельствует о том, что кончается эпоха «нормальной науки», происходит революция и воцаряется новая парадигма.

Парадигмальный подход интересен, но, приложив его к истории развития психологии, можно сказать, что, видимо психология до сегодняшнего дня находится на предпарадигмальной стадии развития, сегодня она ещё более неоднородна, чем 100 лет назад. Возможно, психология - вообще предпарадигмальная наука.

Теория Брунсвика

Эгон Брунсвик - венгерский психолог (США), предложил классифицировать основные психологические концепции, исходя из общей схемы «организм и его окружение».

Компоненты схемы:

О - организм

А - мышечные движения

В - изменения, производимые организмом в среде


С - отдалённые последствия деятельности

Непосредственные раздражители - а

Объекты среды, физические тела - в

Отдалённое прошлое организма - с

Данные компоненты можно соотнести с отдельными направлениями в психологии.

Бихевиоризм - (R=>S) - схема «а-А»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: