Первое ноября
Тема. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания.
1.Материал для повторения изученного в 5 классе. Прочитать, вспомнить схемы к предложениям (в синей рамке).
В русском языке автор может по-разному передавать какие-то слова или высказывания героев повествования. Когда высказывания отражаются дословно, без изменения смысла, — это называется прямая речь.
В письме ее обязательно выделяют знаками препинания. Рассмотрим все варианты пунктуационного оформления.
Вариант 1:
Высказывание заключается в кавычки, а между ним и комментарием автора ставится тире. Перед тире обязательна запятая (внутри кавычек), многоточие, вопросительный или восклицательный знак. Авторский текст пишется с прописной буквы.
«Завтра погода испортится», — сказал гид, поторапливая своих подопечных.
«Какая красота!» — воскликнула Даша, стоя на вершине Эльбруса.
«Ты выполнил домашнее задание?» - спросил Дима.
«Кажется нам сюда…» — с сомнением произнес гид: вокруг все было в густом тумане.
Вариант 2:
Если слова героя стоят после высказывания автора, то они отделяются двоеточием. Пунктуация в прямой речи сохраняется такая же, как в предыдущем варианте.
П риказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать».
Гид подошел к группе: «Поздравляю с вершиной! Вы все молодцы!»
Макс подошел к Алисе: «Как ты себя чувствуешь?»
Алиса ответила: «Все хорошо…»
Вариант 3:
Если комментарии автора делят одно высказывание героя на две части, то кавычки обрамляют всю речь. Авторский текст начинается с прописной буквы и с обеих сторон выделяется тире. Вторая часть предложения тоже пишется с маленькой буквы.
|
«Смотрите, — окрикнул гид, — вон там начинается спусковая тропа».
Вариант 4:
Если замечания автора делят два предложения героя на части, вся пунктуация повторяет предыдущий вариант, кроме того, что второе предложение начинается с большой буквы, а первое может заканчиваться многоточием, запятой, знаком вопроса или восклицания.
«Давай помогу, — предложил Макс, протягивая руку Алисе. – Тут очень неустойчивый камень».
«Скорее сюда! – крикнул гид. – Нужно найти другой спуск!».
«Пойдешь сама? – спросил Макс. – Или все-таки дашь мне руку?»
Если прямая речь записана в строку, то она оформляется кавычками. Если каждая фраза начинается как абзац, с новой строки, то кавычки не ставятся, а в начале высказывания используют тире. Наиболее часто такие знаки препинания при прямой речи используются, когда нужно описать диалог.
Сравните:
«Далеко ли до привала?» — спросили путешественники у гида. (Предложение с прямой речью)
Путешественники спросили у гида:
— Далеко ли до привала?
— Осталось пара километров.
(Это уже диалог)
2.В учебнике пример диалога - упр.55 (стр.31-32). Записать упр. 55 в тетрадь.
3.Выполнить упр. 56: выписать 2 предложения с прямой речью и составить схему к ним (можно подсмотреть схемы из объяснения в синих квадратах)
4.Домашнее задание: выполнить упр. 58
Тема. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
1.Прочитаеть теоретический материал параграфа 13 (нарисована книга и стрелка над ней, стр.34-35). Записать в тетрадь определение текста (стр.34). (Текст – это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью)
|
2.Выполнить упр. 60 письменно.
3.Прочитать материал о теме и основной мысли на стр. 37 (параграф 14). Выписать в тетрадь определение темы текста и основной мысли текста.
4.Выполнить упр. 64 – выпишите предложение, в котором выражена главная мысль автора.
5.Домашнее задание: выполнить упр. 61