Тема. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.




Первое ноября

Тема. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания.

1.Материал для повторения изученного в 5 классе. Прочитать, вспомнить схемы к предложениям (в синей рамке).

 

В русском языке автор может по-разному передавать какие-то слова или высказывания героев повествования. Когда высказывания отражаются дословно, без изменения смысла, — это называется прямая речь.

В письме ее обязательно выделяют знаками препинания. Рассмотрим все варианты пунктуационного оформления.

Вариант 1:

Высказывание заключается в кавычки, а между ним и комментарием автора ставится тире. Перед тире обязательна запятая (внутри кавычек), многоточие, вопросительный или восклицательный знак. Авторский текст пишется с прописной буквы.

«Завтра погода испортится», — сказал гид, поторапливая своих подопечных.

«Какая красота!» — воскликнула Даша, стоя на вершине Эльбруса.

«Ты выполнил домашнее задание?» - спросил Дима.

«Кажется нам сюда…» — с сомнением произнес гид: вокруг все было в густом тумане.

 

Вариант 2:

Если слова героя стоят после высказывания автора, то они отделяются двоеточием. Пунктуация в прямой речи сохраняется такая же, как в предыдущем варианте.

П риказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать».

Гид подошел к группе: «Поздравляю с вершиной! Вы все молодцы!»

Макс подошел к Алисе: «Как ты себя чувствуешь?»

Алиса ответила: «Все хорошо…»

 

Вариант 3:

Если комментарии автора делят одно высказывание героя на две части, то кавычки обрамляют всю речь. Авторский текст начинается с прописной буквы и с обеих сторон выделяется тире. Вторая часть предложения тоже пишется с маленькой буквы.

«Смотрите, — окрикнул гид, — вон там начинается спусковая тропа».

 

Вариант 4:

Если замечания автора делят два предложения героя на части, вся пунктуация повторяет предыдущий вариант, кроме того, что второе предложение начинается с большой буквы, а первое может заканчиваться многоточием, запятой, знаком вопроса или восклицания.

«Давай помогу, — предложил Макс, протягивая руку Алисе. – Тут очень неустойчивый камень».

«Скорее сюда! – крикнул гид. – Нужно найти другой спуск!».

«Пойдешь сама? – спросил Макс. – Или все-таки дашь мне руку?»

 

Если прямая речь записана в строку, то она оформляется кавычками. Если каждая фраза начинается как абзац, с новой строки, то кавычки не ставятся, а в начале высказывания используют тире. Наиболее часто такие знаки препинания при прямой речи используются, когда нужно описать диалог.

Сравните:

«Далеко ли до привала?» — спросили путешественники у гида. (Предложение с прямой речью)

Путешественники спросили у гида:

— Далеко ли до привала?

— Осталось пара километров.

(Это уже диалог)

2.В учебнике пример диалога - упр.55 (стр.31-32). Записать упр. 55 в тетрадь.

3.Выполнить упр. 56: выписать 2 предложения с прямой речью и составить схему к ним (можно подсмотреть схемы из объяснения в синих квадратах)

4.Домашнее задание: выполнить упр. 58

 

Тема. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1.Прочитаеть теоретический материал параграфа 13 (нарисована книга и стрелка над ней, стр.34-35). Записать в тетрадь определение текста (стр.34). (Текст – это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью)

2.Выполнить упр. 60 письменно.

3.Прочитать материал о теме и основной мысли на стр. 37 (параграф 14). Выписать в тетрадь определение темы текста и основной мысли текста.

4.Выполнить упр. 64 – выпишите предложение, в котором выражена главная мысль автора.

5.Домашнее задание: выполнить упр. 61



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: