Структура парковых композиций




Постоянное обновление понятия "парк" стало очевидной реальностью для многих стран Европы. Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит всё более интересные концепции организации среды для отдыха в природном окружении. Возможно, именно благодаря реализации многочисленных масштабных проектов новых парков, в Европе ландшафтный дизайн получил достаточно мощный импульс для своего развития и радикального пересмотра самого "языка" формообразования. Произошли значительные изменения в традиционных подходах к созданию композиций парковых пространств. Но при этом неизменным остаётся стремление постоянно расширять набор средств, помогающих добиться образной выразительности. Идет поиск оригинальных идей, которые обеспечивают максимальный эстетический эффект и одновременно сохраняют функциональный смысл паркового пространства. [5, c. 125]

Во Франции нетрадиционный подход к использованию природных материалов в построении парковых композиций имеет глубокие исторические корни. Во многих французских садово-парковых композициях привычные природные элементы издавна использовались весьма оригинально и выступали в новом, повышающем эмоциональное воздействие качестве. Яркий пример - один из наиболее известных парков при замках в долине Луары - парк в Вилландри (XVI век). Сад овощных культур и аптекарский сад в парке Вилландри позволили совершенно по новому взглянуть на эстетические возможности тех материалов, которые долго оставались "в тени" при создании ландшафтных композиций из растительных форм.

И сегодня наиболее динамично подходы к ландшафтной организации современных парков обновляются в Париже, справедливо называемом "лабораторией парков XXI века". В этом городе были проведены крупные международные конкурсы, посвященные проектированию парковых объектов. Такая практика позволила получить на рубеже нового тысячелетия концентрированное выражение наиболее авангардных идей в области ландшафтного дизайна.

На этом фоне, наверное, одним из наиболее заметных упущений в практике современного паркостроения в Санкт-Петербурге остаётся отсутствие каких-либо попыток нетрадиционно интерпретировать пластические возможности природных материалов. Парки последних десятилетий в городе на Неве, такие как Южно-Приморский, парк Городов-героев, Парк 300-летия Санкт-Петербурга по своему замыслу свидетельствуют о "кризисе жанра". А точнее - об отсутствии зримых намерений отойти в сторону от ранее известных подходов к организации паркового ландшафта и найти обновлённую трактовку компонентов природы. Здесь господствует стереотипное представление о парке как сочетании открытых и закрытых пространств. В большинстве из перечисленных парков воспроизводится стандартный набор из аллей, площадей, бассейнов, редко способствующих созданию запоминаемого образа среды. При всей необходимости формирования удобных, функционально и технически грамотно обустроенных фрагментов парковой среды, именно отсутствие эмоциональной составляющей в композиции парков заставляет задуматься о путях выхода из этой рационально-бездушной "зелёной архитектуры". [12, c. 126]

В результате сопоставления отечественной и зарубежной практики нельзя не заметить, что сегодня парк стал гораздо более сложным явлением, представляя одновременно:

а) объект реальной городской среды, ориентированный на реальный социальный заказ;

б) объект искусства, наделенный потенциалом для воплощения иных эстетических идеалов;

в) пространство, в котором происходит динамичный процесс постоянного обновления и расширения выполняемых функций;

г) объект технологии, где реализуются новейшие достижения в различных областях науки и техники;

д) часть экосистемы города, обладающая очевидной ролью в обеспечении экологической устойчивости среды;

е) объект для реализации новых экономических подходов, постоянно развивающийся за счёт вовлечения средств частных инвесторов;

ж) градостроительный объект, стимулирующий новые правовые подходы к решению вопросов землепользования. [14, c. 102]

На рубеже тысячелетий сложилась ситуация, в которой накопленные ценности садово-паркового искусства требуют не только осмысления, но и творческого развития. Предпринимаемые у нас попытки "пересказать" достижения предшествующих столетий через слегка подновлённую форму элементов парковых композиций выглядят малоубедительно, фальшиво, выдавая явно ретроспективную природу таких "нововведений".

Одним из основных положений эстетического осмысления парковых пространств является возвращение к их семантической трактовке, а также использование символического и аллегорического значения элементов природы. Формирование парковой среды, предполагая синтез нескольких видов искусств, позволяет, благодаря повышению роли ландшафтного дизайна, оригинально интерпретировать привычные элементы природы.

Концептуальный смысл современного ландшафтного дизайна заключается в выявлении индивидуального визуального кода парковых пространств. Он создается за счёт нетрадиционного, иногда парадоксального сочетания естественных и искусственных компонентов ландшафта. Обращение к эмоциям посетителя парка, стремление "сказать" ему что-то новое проявляется в использовании определённых символов и ассоциативном содержании элементов парковой среды.

Среди наиболее интересных в этом аспекте объектов последних десятилетий, необходимо отметить парк Ситроен в Париже – абсолютный антипод традиционного пейзажного паркостроения.

Наполненная контрастами пространств различных размеров, столкновением форм и колористики ключевых элементов, парковая среда в данном случае держит в эмоциональном напряжении любого входящего человека, предлагая ему по мере продвижения серию картин с различными сюжетами. Режиссура парка подчинена идее усиления визуального воздействия кульминационных точек композиции. Чтобы добиться такого эффекта в них концентрируются все возможности ландшафтного дизайна, включая изменение геометрии рельефа, пластическое и цветовое моделирование растительности, конструирование водных устройств и поверхностей.

Обращение к тому периоду в истории места, когда на территории будущего парка находилось производство органических красителей, составило основание для оригинальной, с широким диапазоном цветовой палитры, интерпретации Садов Серии. Развивая тему колористического разнообразия среды, "краски" природы в виде естественных оттенков растительности предстают перед посетителем в этом ландшафтном "сериале" как носители тематики отдельных садов: Голубого, Зелёного, Оранжевого, Красного, Серебряного, Золотого, Белого и Чёрного.

Дизайнерский подход к конструированию пространств Садов Серии на основе определённого цветового ряда обеспечил переход на качественно новый, раскрывающий декоративные возможностей природных материалов, уровень сценарного моделирования парковой среды. Аскетическая лаконичность газонной поверхности партера сознательно противопоставляется насыщенным красками природы узким пространствам Садов Серии, подчёркивая контраст монохромной "пустоты" и упорядоченности цветового ритма, столкновение макро и микросфер. Интеграция парковой среды, при всём многообразии сюжетов отдельных её фрагментов, становится возможной во многом благодаря преобладанию образного начала в ландшафтном дизайне. Именно оно обеспечивает, наряду с эстетической выразительностью парка, симбиоз форм природы и архитектуры.

Для европейской практики последних десятилетий характерно изменение ориентации паркостроительной деятельности. Создаются гибкие модели развивающегося пространства с возможностью последующего обновления и дополнения парковых территорий. Свободные трансформации преобладают над жёсткой регламентацией функций. Это отражается в подходах к планировочной организации парков, учитывающих естественную эволюцию представлений о приёмах гармонизации парковой среды. Ориентация на так называемый открытый план, допускающий пространственную трансформацию парковых территорий, сопровождается существенным изменением характера пребывания человека в парке. Происходит переход от преимущественно созерцательной к активной рекреационной деятельности. Как следствие такого качественного изменения в использовании парка увеличивается степень свободы перемещения посетителей вне контуров дорожно-тропиночной сети. Соответственно расширяется система площадок и поверхностей, приспособленных для различных видов занятий. [17, c. 164]

На примере парка Ла Виллетт в Париже можно проследить, как нетрадиционный планировочный приём организации территории рекреационного назначения позволил обеспечить её стабильную посещаемость различными возрастными и социальными группами населения в дневные и вечерние часы.

Архитектор Бернар Чуми продемонстрировал понимание мотивации посещения парка в урбанизированной среде. Он сумел предложить необходимый набор объектов, обеспечивающих широкий выбор видов отдыха в различное время суток на протяжении всех сезонов года. Размещённые по осям регулярной планировочной сетки с шагом в 120 м ярко-красные павильоны различного функционального назначения: музыкальный киоск, ресторан, обсерватория, бельведер, видеосалон и другие – стали одновременно и ключевыми символами ландшафта, и центрами постоянного тяготения посетителей.

Композиционный приём коллажа в данном случае трактуется как наложение регулярной сетки с узлами из отдельных кубов-павильонов на систему перетекающих открытых пространств с активной геопластикой. Таким образом, парковый ландшафт приобрел разнообразие и выразительность. Предложенная в проекте концепция создания обширных рекреационных полей с "размытыми" границами участков и удобными связями между ними наиболее полно ответила потребностям современного посетителя парка, чередующего вид занятий в зависимости от погоды, сезона и времени суток. К числу безусловных творческих достижений авторов проекта относится создание оригинального светового сценария парковых пространств. Он не только продлевает период их использования, но и придает неожиданное своеобразие расстановке акцентов в вечерние часы. [16, c. 53]

Как показывает практика европейских стран, поиск обновлённого эстетического содержания городских открытых пространств путём их превращения в современные парки - одна из перспективных областей применения ландшафтного дизайна. Максимальное сохранение природных компонентов ландшафта, в первую очередь, древесной растительности, дополняется новой трактовкой геометризованных фрагментов среды. Это позволяет достичь более высокого уровня образной выразительности парковых пространств и функционально адаптировать многие ранее пустовавшие территории к потребностям рекреационного использования. Организация ландшафта парковой среды на основе сохранившихся фрагментов высокой растительности и отдельных исторических зданий на месте бывшей деревни виноделов - характерная особенность одного из наиболее масштабных проектов современного Парижа – парка Берси.

Названный "Парком воспоминаний", этот объект достаточно наглядно продемонстрировал возможность "примирения" с помощью ландшафтного дизайна многочисленных старых деревьев: клёнов, дубов, каштанов, платанов, лип, имеющих возраст от 100 до 200 лет, с авангардным подходом к трактовке парковых пространств различного масштаба и назначения.

Создание нового парка со старыми деревьями позволило не только придать ранее маловыразительной территории определённый художественный смысл и безусловную оригинальность, но и наполнить её большим экологическим и функциональным содержанием.

"Следы" предшествовавшего характера использования территории парка Берси проявляются в организации по мотивам бывшего сада таких объектов, как оранжерея, огород, парфюмсад и фруктовый сад. Пространственная структура центральной части парка состоит из серии "зелёных кабинетов", в оформлении которых преобладает либо тема декоративного партера, либо образы, ассоциирующиеся с различными сезонами года.

В парки превращаются не только пустыри, но и территории, ранее имевшие достаточно контрастное функциональное назначение - например, бывшие железные дороги или свалки строительного мусора. Осуществление подобного преобразования на одной из железнодорожных трасс в Берлине вернуло обширное линейное пространство жителям прилегающих кварталов в новом качестве - как озеленённые территории парка Герлитцер. Система открытых участков, используемых для активных видов отдыха и занятий спортом, чередуется в нём с отдельными массивами растительности и каскадом из прогулочных террас с водными устройствами и видовыми площадками.

Даже несколько приведённых примеров свидетельствуют о том, что превращение парка в современное пространство с выразительной эстетикой происходит в результате постоянной эволюции приёмов его ландшафтной организации, обеспечивающих семантическую интерпретацию природных форм. Ландшафтному дизайну, подобно архитектуре, присуща тенденция смыслового обновления, реализуемая через новую трактовку традиционных материалов в ранее неизвестном образном выражении. С этих позиций практика строительства новых (или ревитализации существующих с 80-90-х годов XX века) парков в Санкт-Петербурге наиболее остро нуждается в пересмотре подходов к использованию современного ландшафтного дизайна. [9, c. 345]

Как только желание человека жить в достойной среде станет частью общественного сознания, проявлением уважения к самим себе, мы сможем преодолеть традиционное пренебрежение к ландшафтной организации парковых пространств. Наверно, следуя неким застывшим моделям создания парковой среды в неопределённом ретростиле, можно на какое-то время "законсервировать" развитие ландшафтного дизайна. Но международная практика неумолимо подтверждает, что только технологическое обновление и раскрепощенное формообразование дают шанс оставить достойный след в создании парков XXI века. Не менее важно радикально пересмотреть отношение к наполнению природного материала новым эстетическим и экологическим смыслом.

Дизайн "от прошлого", радикально расходясь с возросшими технологическими возможностями сегодняшнего дня, становится фальшивым заполнением современного городского пространства, в котором сама жизнь чужда старомодному украшательству и требует воплощения новых линий и форм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: