Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника.
Целью контакта медработника и пациента является помощь, оказываемая пациенту.
Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.
Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента.
Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.
Комплаенс (англ. compliance— согласие, соответствие) в медицине — это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения. Приверженность лечению, то есть этот самый комплаенс проявляется в том, что:
· пациент вовремя принимает лекарство;
· принимает его в полной дозе;
· соблюдает рекомендации по диете и образу жизни;
· и при всем этом не говорит, что его лишили последней радости в жизни.
Причины отсутствия комплаенса:
1)наличие психологических проблем, особенно депрессий;
2)наличие когнитивных нарушений, в результате которых пациент просто не может понять, зачем ему лечиться или забывает принять препарат;
3)бессимптомное заболевание;
|
4)отсутствие контакта с врачом, неадекватное наблюдение и рекомендации, написанные плохо читаемым почерком;
5)побочные эффекты;
6)плохая информированность о заболевании;
7)сложность терапии;
8)высокая стоимость лечения.
Все трудности, по большому счету связаны с тремя основными причинами:
· причинами, связанными с больным (неприятие лечения, страх перед большим количеством препаратов, и, как следствие, некорректный прием лекарств);
· высокой стоимостью терапии, особенно многокомпонентной;
· сложным режимом приема и, соответственно, большой вероятностью отклонения от схемы (например, при назначении 4-х препаратов вероятность комплаенса снижается вдвое).
Способы повысить приверженность лечению:
1.При любой возможности четко озвучивать цели лечения. Если больной не знает или не понимает, зачем его пичкают таблетками, он будет саботировать прием лекарств, а если они еще и дорогие, то подозревать врача во всех тяжких.
2.Обращать внимание на образ жизни пациента. Если он пьет препараты, но при этом имеет излишний вес и продолжает объедаться, то одними таблетками проблему можно никогда и не решить. У больных сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо попытаться скорректировать пищевое поведение и настоять на увеличении физической нагрузки, если это, конечно, возможно. Пациентам с заболеваниями ЖКТ нужно постоянно напоминать о необходимости диеты как о совершенно необходимом факторе для стабилизации состояния и т.д. и т.п. Правда именно здесь есть очень большая вероятность услышать, что коварные доктора «человека последней радости в жизни лишили». И в итоге получить пациента в еще более худшем состоянии.
|
3.Попытаться привлечь пациента к созданию плана лечения. Это сложно выполнимо в условиях дефицита времени на приеме, но попытаться стоит.
4.Обсуждать вероятность побочных эффектов от принимаемых препаратов.
5.Назначать фиксированные комбинации, если это возможно, что позволит сделать лечение более понятным и менее забывающимся.
6.Объяснить пациенту методику — как не забывать принять таблетки ежедневно. Например, предложить совместить прием препаратов с ежедневно выполняемыми ритуалами, например, с чисткой зубов. Или поставить «напоминалку» в телефон.
7.Выдавать рекомендации в читабельном виде, в идеале в виде напечатанных понятных инструкций.
8.Следует учитывать финансовые возможности пациента. Если его доход колеблется в районе прожиточного минимума, вряд ли он все до копейки потратит на таблетки. Здесь просто необходимо подумать о более дешевых, но достаточно эффективных аналогах.
9.Большую роль в решении проблемы могут сыграть и фармацевты. Не секрет, что последнее назначение препарата в нашей стране происходит у прилавка в аптеке. Ведь фармацевт может прочитать назначение на рецепте, если почерк плохо читаем, может разъяснить правила приема препаратов, может, если захочет, написать режим приема непосредственно на упаковке препарата.
Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:
1. предварительной информации о медработнике
|
2. репутации медицинского учреждения
3. «дороги» в мед. учреждение
Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.
Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:
- эмпатия
- акцептация (безусловное принятие больного)
- аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).
Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.
Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразумевает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профессионально работать и ему требуется психологическая помощь.
Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.