Государственное регулирование инвестиционной деятельности




 

Регулирование (от лат. regularis - упорядоченный, приведенный в систему) - приведение государством процесса инвестирования в систему происходит по четырем основным направлениям:

- государственное регулирование инвестиционной деятельности;

- государственное участие в инвестиционной деятельности;

- государственный контроль и надзор за инвестиционной деятельностью;

- предоставление государственных гарантий всем субъектам инвестиционного процесса.

Государственное участие в инвестиционной деятельности основано прежде всего на признаваемой законом правосубъектости государства, его субъектов, отдельных территорий и муниципальных образований и их равноправии в гражданском и хозяйственном обороте.

Государство - главный инициатор инвестиционной политики и одновременно выступает как инвестор со всеми принадлежащими инвестору правами. Как главный инициатор инвестиционной политики государство определяет и устанавливает условия, порядок и процедуру инвестирования в социально значимые сферы экономики, организует на конкурсной основе привлечение частных отечественных и иностранных инвесторов для создания, развития, реконструкции и модернизации объектов, эксплуатация которых отвечает требованиям государственных нужд.

Участие государства в качестве инвестора в инвестиционной деятельности имеет некоторые особенности. В соответствии с Законом "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (ст. 12) решения по государственным инвестициям принимаются на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, целевых научно-технических и комплексных федеральных программ, технико-экономических обоснований и государственных экспертиз. Финансируются такие программы за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных источников.

Для государственных инвестиционных вложений могут создаваться специальные фонды, которые формируются в пределах капитальных расходов федерального бюджета и могут быть использованы для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Такие направления государственных инвестиций, выделяемых из федерального бюджета на 1998 г., были предусмотрены в Федеральной адресной инвестиционной программе на 1998 г.

Реализация федеральных целевых или комплексных программ представляет собой предусмотренный правовыми актами порядок по размещению бюджетных государственных средств. Центральной фигурой в осуществлении таких программ является государственный заказчик. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие, государственное учреждение, юридическое лицо любой организационно-правовой формы, которому государственный заказчик на конкурсной основе передал выполнение части функций, например по закупкам продукции для государственных нужд.

На государственного заказчика возложены обязанность реализации федеральной целевой программы, поиск и отбор организаций-поставщиков или исполнителей работ, услуг. Для этих целей государственные заказчики организуют и проводят конкурсы, открытые и закрытые тендеры, торги, ярмарки. На государственных заказчиков возложены функции разработки и заключения государственных контрактов, согласование с получателем продукции номенклатуры, объема и сроков поставляемой продукции, обеспечение организаций-поставщиков финансовыми средствами. Государственные заказчики не только ответственны за реализацию федеральных целевых программ, но и контролируют выполнение госконтракта, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность организации-поставщика.

Пределы компетенции государственных заказчиков и основы их взаимодействия с другими субъектами правоотношений определены правовыми актами. Так, Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, где определены права и обязанности государственного заказчика, требования к поставщикам, условия государственного контракта, порядок проведения торгов (конкурса), способы закупок и условия их применения, процедуры иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд, а также процедуры досудебного обжалования решений, принятых в процессе отбора поставщиков и заключения государственного контракта.

Можно привести еще один пример регулирования этого направления государственных инвестиций. Постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 628 утвержден Порядок проведение торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей.

Следовательно, особенностями участия государства в инвестиционной деятельности являются:

- источник государственных инвестиций (средства бюджета любого уровня, внебюджетные средства, специально созданные фонды);

- определенный порядок принятия решений о государственных инвестиционных вложениях, разработка комплексной или целевой программы соответствующего уровня;

- назначение государственного заказчика с нормативным определением его функций и пределов компетенции;

- заключение государственных контрактов в особом порядке (на основе торгов, конкурсов, аукционов);

- открытие финансирования и отчетность исполнителей за использование целевых бюджетных средств;

- приоритетная цель государственного инвестирования - реализация публичного интереса и достижение социального положительного эффекта, а затем уже извлечение прибыли;

- особые формы и методы государственного контроля за соблюдением инвестиционного законодательства в процессе реализации инвестиционных программ.

Государство как носитель властных полномочий осуществляет контрольные и надзорные функции за соблюдением требований законодательства в процессе реализации инвестиционной деятельности, при проведении экспертизы инвестиционных проектов с точки зрения соответствия объектов экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, а также охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Так, в ст. 19 Закона "О соглашениях о разделе продукции" государственный контроль за исполнением соглашения осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Уполномоченные представители указанных государственных органов имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по соглашению, а также к документации, относящейся к проведению работ.

Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Инвестиционные проекты целевых комплексных программ наиболее важных и крупных объектов федерального и республиканского значения после их экспертизы независимыми экспертными комиссиями обсуждаются по решению местных органов власти населением территорий, чьи интересы затрагиваются при их реализации. Независимые экспертные комиссии создаются по решению Правительства РФ, в их состав включаются представители соответствующих территорий, научных, общественных и других организаций, а также могут привлекаться иностранные специалисты

С этой целью Указом Президента от 2 февраля 1993 г. была образована Государственная инвестиционная корпорация, которая осуществляла экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых целевым назначением Правительством РФ, а также кредитов ЦБ РФ, привлеченных и собственных средств с учетом экономической значимости проектов и приоритетов федеральных инвестиционных программ; выступала гарантом для иностранных и отечественных инвесторов, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками; участвовала в подготовке федеральных, региональных и других программ и проектов; организовывала подготовку специалистов, необходимых для реализации инвестиционных программ и проектов. Корпорация имела статус государственного предприятия. Во главе ее стоял председатель, который назначался на эту должность и освобождался от нее непосредственно Президентом РФ. Указом Президента от 6 февраля 2003 г. N 135 в целях повышения эффективности инвестиционной политики корпорация была ликвидирована, просуществовав до этого 10 лет.

Самостоятельное место в государственном воздействии на инвестиционную деятельность занимают государственные гарантии прав субъектов инвестиционных правоотношений и защита инвестиций. Прежде всего государство гарантирует стабильность прав субъектов путем включения в законодательство об инвестиционной деятельности так называемой дедушкиной оговорки в виде неприменения норм права, ухудшающих положение субъектов инвестиционных правоотношений в определенный период времени.

Так, статья 14 Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" предусматривает введение в действие норм, ограничивающих права субъектов не ранее чем через год после их опубликования. Однако такой срок, конечно, не может быть рассмотрен как серьезная гарантия стабильности, поскольку инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений, как правило, рассчитана не на один год.

В случае причинения убытков субъекту инвестиционной деятельности государственными органами и должностными лицами, принявшими акты, нарушающие законные права и интересы инвесторов, эти органы по решению суда, арбитражного суда обязаны возместить убытки в полном объеме.

Государство гарантирует защиту интересов инвесторов и других субъектов инвестиционной деятельности от изменений политического курса государства и от принятия законов, ущемляющих их законные права. Статья 15 упомянутого закона гласит, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены равные указанным по последствиям меры. Такие действия государства по отношению к инвесторам и их инвестициям возможны лишь на основе законодательных решений и только при условии быстрого и полного возмещения всех убытков инвестору, включая упущенную выгоду.

К числу гарантий может быть отнесен перечень оснований для прекращения или приостановления инвестиционной деятельности. Условно перечисленные основания можно разделить на две группы: связанные с принятым инвестором решением в добровольном и в принудительном порядке.

В первую группу оснований должны быть включены случаи прекращения или приостановления инвестирования по воле инвестора. Такое решение влечет возложенную законодательством на инвестора обязанность возместить другим участникам инвестиционного процесса убытки в полном объеме, включая упущенную участниками выгоду. Если инициатива приостановления или прекращения инвестирования проявлена другими субъектами инвестиционных правоотношений, то вопрос об имущественных требованиях должен быть решен в договоре между ними. Законодатель в данном случае не вмешивается во взаимоотношения субъектов.

Во вторую группу оснований следует включать решения о прекращении или приостановлении инвестиционной деятельности, принятые уполномоченными государственными органами. Причинами могут послужить признание инвестора банкротом, стихийные или иные бедствия, введение чрезвычайного положения, нарушение экологических, санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от правомерности принятых решений может быть рассмотрен вопрос о возмещении убытков, причиненных такими решениями, о возложении обязанности их компенсировать и об объеме компенсации. Такие вопросы, при недостижении соглашений между всеми заинтересованными лицами, могут быть предметом судебного разбирательства.

Гарантией защиты прав и законных интересов участников инвестиционных правоотношений является положение Закона о том, что споры по вопросам инвестиций подлежат рассмотрению в судах, арбитражных и третейских судах.

К государственным гарантиям защиты инвестиций следует отнести введение обязательного страхования отдельных видов инвестиций, которые должны быть определены законным путем.

К сожалению, несмотря на то что правовые основы инвестиционной деятельности были заложены в 1991 г., большинство государственных гарантий и мер поддержки частных инвестиций по-прежнему носят декларативный характер, поскольку так и не были разработаны правовые механизмы их реализации.

В течение последних 13 лет, с 1991 г. по настоящий момент, вслед за изменениями объективных реалий экономической жизни российская инвестиционная деятельность прошла стадию своего становления. На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована единая инвестиционная политика, в целях исполнения и совершенствования которой был принят ряд законов и нормативных подзаконных актов. Вслед за ростом законодательства регулирующего инвестиционную деятельность получило развитие и научная юридическая мысль. Возможно, не всегда новации и изменения инвестиционного законодательства могли своевременно и объективно отражать и регулировать ситуацию, сложившуюся в хозяйственном обороте. Однако вместе с тем не следует отрицать существенный прогресс, достигнутый за это время. Инвестиционный потенциал нашей страны значительно возрос, и во многом благодаря наличию специализированного законодательства.

Все изложенное позволяет сделать следующий вывод. Существующий на данный момент комплекс правоотношений, именуемый инвестиционной деятельностью, и значительный массив законодательства, регулирующий данный вид предпринимательства, свидетельствуют о наличии в современном российском хозяйственном праве отдельного института, объединяющего правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность.

 

Н.С. Черепанов

аспирант кафедры предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Предпринимательское право в рыночной экономике

 

──────────────────────────────

*(1) Кулагин П.И., Пельман М.Г. Управление инвестиционным процессом в европейских странах СЭВ. М., 1979. С. 7.

*(2) Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М., 1971. С. 27.

*(3) Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992. С. 17.

*(4) Доронина Н.Г. Комментарии к Закону об иностранных инвестициях//Право и экономика. 2000. N 4. С. 64.

*(5) Шарп У.Ф., Александрер Г.Дж., Бэйли Дж.В. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 1.

*(6) См.: Богатырев А.Г. Указ. соч. C. 11-12.

*(7) Коммерческое право: Учебник/Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М.: Юристъ, 2002. Ч. 2. С. 152.

*(8) См.: Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. С. 55.

*(9) Мухетдинова Н.М. Инвестиционный процесс//Российский экономический журнал. 1997. N 1. С. 95.

*(10) Воронцовский А.Г. Инвестиции и финансирование. Спб., 1998. С. 17.

*(11) Инвестиционные портфели, в свою очередь, разделяются на портфели роста и портфели дохода. Целью формирования портфеля роста является рост капитала в основном не за счет получения дивидендов и процентов, а за счет роста курса ценных бумаг. Основные вложения делаются преимущественно в акции. Цель формирования портфеля дохода - получение дохода за счет дивидендов и процентов. Этот тип портфеля обеспечивает заранее спланированный уровень дохода при почти нулевом риске. Объектами инвестирования данного типа портфелей выступают высоконадежные ценные бумаги (конвертируемые привилегированные акции и облигации, различные валюты, обыкновенные облигации, в том числе государственные).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: