Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в дошкольных группах осуществляется с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей района в котором находится. При проектировании содержания Программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Санкт-Петербург (северо- западный регион): время, начала и окончание тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Климатические условия Северо-Западного региона имеют особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс дошкольных групп включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости. Эти факторы учитываются при составлении перспективно-тематического плана психолого-педагогической работы в дошкольных группах. Социокультурные особенности Санкт-Петербурга также не могут не сказаться на содержании педагогической работы в дошкольных группах: город-герой, город-музей, культурная столица России. В учреждении реализуется работа по ознакомлению с родным городом во взаимодействии с библиотекой центра. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик связаны с формированием у ребенка в период дошкольного детства способов самоопределения и самореализации, обеспечивающих реализацию универсальных культурных умений, которые совершенствуются в течение всей последующей жизни ребенка. Культурные умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
|
- содержание, качество и направленность действий и поступков;
- индивидуальные особенности действий;
- принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
- принятие общечеловеческих культурных образцов деятельности и поведения.
Культурные умения реализуются в образовательном процессе через разные виды образовательной деятельности ребенка и взрослого, самостоятельной деятельности детей. При этом используется система здоровьесберегающих технологий, которая учитывает:
- анализ данных о состоянии здоровья и уровня физического развития детей;
- возрастные особенности детей;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
- разнообразные виды активной здоровьесберегающей деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Реализация культурных практик включает:
Формы организации образовательной деятельности | Методы и способы реализации |
1. Распределение совместных действий и операций (в т. ч. обмен способами действия), определение последовательности их выполнения. 2. Планирование общих и индивидуальных способов работы. 3. Коммуникация в процессе взаимодействия, обеспечивающая формирование взаимопонимания. 4. Рефлексия, способствующая изменению или формированию отношения к собственным действиям в процессе содержания и форм совместной работы. | 1. Методы передачи информации педагога и восприятия ее детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий: словесный, наглядный, практический. 2. Методы, способствующие усвоению нового материала детьми через активное запоминание, самостоятельные размышления, проблемную ситуацию: иллюстративно-объяснительный, проблемный, эвристический, исследовательский. 3. Логическая последовательность при подаче и усвоении учебного материала. 4. Степень самостоятельности деятельности детей: под руководством педагога, самостоятельная работа детей. |
Направления работы с детьми
|
Этапы работы | Методы и приемы работы | Формы работы |
1. Реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: - изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть-целое); - рассмотрение их в противоречиях, в развитии; - моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, характеристики и закономерности. | - Наглядно-практические; - классификации и формирование ассоциаций; - установление аналогий; - выявление противоречий. | - непосредственно образовательная деятельность; - экскурсии. |
2. Реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: - рассмотрение объектов, ситуаций, явлений с различных точек зрения; - нахождение фантастического применения реально существующим системам; - осуществление переноса функций в различные области применения; - находить положительные моменты, используя отрицательные качества систем, универсализации. | - традиционные (словесные, практические); - нетрадиционные (аналогия, «оживление», изменение агрегатного состояния, «матрешки», «наоборот», обращение вреда в пользу, увеличение – уменьшение и др). | - совместная деятельность; - подгрупповая работа; - организация самостоятельной деятельности детей. |
3. Реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: - приобретение творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); - изменение внутреннего строения систем; - при рассмотрении системы учет свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. | - традиционные (экологические опыты, экспериментирование) - нетрадиционные (усовершенствование игрушки, развитие творческого мышления и конструирования). | - конкурсы детско-родительского творчества; - организация подгрупповой работы детей в лаборатории. |
4. Реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: - развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; - ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; - переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. | - традиционные (диалоговые методы, методы экспериментирования); - нетрадиционные (проблематизация, мозговой штурм, развитие творческого воображения и др.). | - Организация детских выставок; - Организация проектной деятельности детей и взрослых. |
|