Спасён, спасаюсь, буду спасён.




«Веруем в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло; для нас человеков и для нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и девы Марии и вочеловечившегося; распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям; и восшедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца; и опять грядущего со славою судить живых и мертвых; Которого царству не будет конца».

 

Итак, для нас человеков и для нашего спасения Сын Божий сошёл с небес. Тема спасения является центральной в новозаветном послании, и при этом, как и множество других вопросов богословия, эта тема несколько по-разному осмысливается в различных христианских деноминациях. Классический вопрос некоторых проповедников: «Если Христос придёт сегодня, то куда ты попадёшь: в рай или в ад».

Для человека вполне естественно гарантировать себя в жизни: в материальной сфере, в сфере отношений, в сфере безопасности, ну и тем более в этом главном вопросе, вопросе спасения души человек желает себя гарантировать на все сто процентов, причём так, чтобы ничто и никто, включая самого человека, не могло отрицательно повлиять на это спасение.

Преображенский: Но только условие: как угодно, что угодно, когда угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой, ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!! Броня!!!

Так в эпоху средневековья в католическом богословии рождается практика спасения через индульгенцию. Человек, приобретающий эту бумажку, мог считать себя гарантированно спасённым, не зависимо не от чего в том числе и от своего духовного состояния – как говорится: «кто платит, тот и музыку заказывает». Ну, одно дело считать себя спасённым, а другое быть.

Женевский реформатор 16 века Жан Кальвин доводит до крайности лютеровское учение, которое родилось в качестве аппозиции католическому спасению и, по сути, возвращается к той же католической индульгенции только на бесплатной основе. Кальвин утверждал, что человек, однажды принявший спасение, никогда уже его не потеряет – спасён однажды, спасён навсегда. Надо признать, что кальвинизм до сих пор оказывает влияние на богословие современных евангельских церквей.

Сегодня мы посмотрим в Священное Писание и постараемся проанализировать тексты, которые относятся к спасению, ну и сделаем, надеюсь, что вполне объективные выводы. Проблема необъективности конфессиональных подходов к Писанию в том, что человек проводится по Библии определённой тропой, в которой игнорируются тексты, не вписывающиеся в тот или иной конфессиональный догмат.

Традиционное богословие, учитывая весь библейский материал, всегда рассматривало спасение в трёх аспектах – это спасение от суетной жизни, спасение, совершаемое в течение жизни и эсхатологическое спасение.

Итак, спасение от суетной жизни или спасение, о котором можно сказать, что оно в прошлом, оно однажды свершилось:

 

1Пет.1:18-19. «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца».

 

Словами апостола Павла, это спасение как оживотворение мёртвого по преступлениям:

Еф.2:4-6. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».

 

Мертвых, по каким преступлениям:

1Кор.6:9-11. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

 

Обратите внимание, что такими были некоторые из вас, были, а не есть. Таким образом, первой ступенью спасения является спасение от преступного падшего состояния. Без этого спасения, без этого приведения меня в чувства я и не мог бы совершать спасения, как процесс моих отношений с Богом, что, в конце концов, должно привести меня к спасению эсхатологическому.

Эсхатология (учение о конце мира) разделяется на общую и частную. Общая эсхатология говорит о судьбе мира, о том, что ждёт его в конце в момент пришествия Христа. Частная эсхатология говорит о посмертном бытии конкретного человека. Таким образом, эсхатологическое спасение – это спасение в полном смысле этого слова, это необратимое, непадательное состояние в которое человек приходит, водворяясь у Бога в Царствии Небесном.

До этого момента эсхатологического спасения надо дожить или дойти. Поэтому в Священном Писании есть масса текстов, рассматривающих спасение не как осуществившуюся данность, которую человек уже имеет, а как перспективу:

 

Будущее время: то, что достигается.

1Пет.2:2. «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение ».

 

Рим.13:11. «Так поступайте, зная время, что наступил уже час

пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали».

 

1Тим.4:16. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

2Тим.3:15. «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса».

 

Евр.1:14. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ».

Евр.9:28. «так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение ».

 

Евр.3:14. «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только

начатую жизнь твердо сохраним до конца ».

 

Настоящее время: то, что происходит сейчас.

1Кор.1:18. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия».

 

1Кор.15:1-2. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали».

 

Фил.2:12. «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение ».

 

Апостолы Иоанн и Павел говорят о надежде спасения. Надежда на спасение по мысли Иоанна, мотивирует человека очищать себя, так как чист Христос. Павел повторяет эту мысль о надежде:

Рим.8:24-25. «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении».

 

Если я ставлю в вопросе спасения точку, то мотива очищаться нет. Христос в Евангелии именуется помимо всего прочего Путём; Христос – это Путь, по которому нужно идти. И с любого пути как мы понимаем можно свернуть. Поэтому как о погибающем человеке мы не можем сказать, что он гарантированно погибнет, также и о спасаемом мы не можем сказать, что он гарантированно спасётся. Во власти человека всегда остаётся возможность отпустить руку, протянутую ему с небес Сыном Божьим. И мы с вами знаем немало людей, которые её, во всяком случае, на сегодняшний день уже отпустили. По мысли Петра: если я по-свински отношусь к спасению, то я рано или поздно вернусь валяться в грязи.

Вместе с этим Церковь можно сравнить с поездом, следующим в направлении Царства Небесного, время от времени делающим остановки, чтобы все желающие могли с него сойти, а такие всегда есть. Хоть Кальвин и говорил о тех, что сходят, что они на самом деле, так никогда и не восходили, Библия всё же говорит о таких людях, как о когда-то имевших веру:

 

Лк.8:13. «а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают».

1Тим.1:19-20. «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».

 

 

1Тим.4:1. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».

 

Теперь дадим объяснение тексту, который, наверное, более всего даёт повод воспринимать спасение только как одномоментный акт:

 

Ин.5:24. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

 

Слово перешёл, передаёт идею завершенности процесса. Верующий перешёл от смерти в жизнь. Соответственно неверующий находится в смерти. Но здесь следует разобраться, а что значит веровать:

Игнатий Брянчанинов: «Кто же не верует в Сына Божия? — Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями; тот, у кого бог — чрево; тот, у кого бог — серебро и золото; тот, у кого бог — земная слава; тот, кто почтил земную муд­рость, враждебную Богу, как бы бога. Вера мертвая, признание Христа одним невольным умственным убеждением, может быть и принадлежно­стью бесов! Такая вера послужит верующему только к большему осуждению его на суде Христовом».

Другими словами, верующий это не просто знающий, это человек, осуществляющий свою жизнь и всю её деятельность в соответствии с этой верой – он перешёл от смерти в жизнь, но если он остановится, то перейдёт от жизни в смерть.

2Тим.2:11-12. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас ».

 

Таким образом, Церковь является пространством, где человек получив искупление и спасение от суетной, греховной жизни, совершает своё спасение, то есть приготовляет себя к неминуемой встрече с Богом. И на вопрос спасён ли ты, правильный ответ: «Спасён, спасаюсь, буду спасён».

Библия не говорит об уверенности в спасении, но о надежде спасения, она показывает условия или критерии спасения, то есть что нужно делать, чтобы спастись. Вера не является неким самовнушением – я спасён, я спасён, и пока я убеждён – я в безопасности, это заблуждение.

Уверенность в спасении для многих – заменила уверенность в Спасителе, который верен и праведен. Я не всегда бываю, верен, поэтому ставить в основу уверенности спасения себя, или саму уверенность бессмысленно. Неизменен только Бог – это и даёт нам утешение и фундаментальность, что, несмотря на мои отклонения от курса, я всегда могу схватиться за Него. Поэтому правильно говорить не о человеческой уверенности в своём ощущении спасенности, но о человеческой ответственности за своё спасение, ответственности держаться за руку Христа, Который всегда верен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: