Семинар «Криминологическая характеристика организованной преступности»




Громов С.В.

Юб03/1703

Семинар «Криминологическая характеристика организованной преступности»

Задания для самостоятельной работы

 

1. В октябре 2001 г. прокуратура Набережных Челнов возбудила уголовное дело в отношении организованного преступного сообщества «29-й квартал». Группировка, которая насчитывала около 500 человек, «крышевала» ведущие производства ОАО «КамАЗ». Ее «общак» оценивался в 800 млн. долларов. Судебный процесс над членами этого крупнейшего организованного преступного сообщества начался в Казани в начале декабря 2014 г., на скамье подсудимых – 24 человека.

Назовите типичные черты (признаки) организованной преступности по данному делу.

 

В данном случае, возможно наблюдать следующие признаки организованной преступности:

- большое количество членов группировки (около 500 человек);

- большой территориальный размах группировки (уголовное дело в отношении организованного преступного сообщества «29-й квартал» было возбуждено прокуратурой Набережных Челнов, а судебный процесс начался в Казани);

- определенная и целенаправленная преступная деятельность («крышевание» ведущих производств ОАО «КамАЗ»);

- из общего количества членов группировки (около 500 человек), их сплоченности (т.к. эта группировка не распалась на несколько маленьких) и целенаправленной преступной деятельности («крышевание» ведущих производств ОАО «КамАЗ»), возможно сделать предположение о наличии у них руководящей силы (главы группировки);

- наличие «общака» (800 млн. долларов, такие крупные денежные средства могут использоваться для подкупа должностных лиц, судей и других лиц, а также помощи членам группировки, которые уже находятся в местах исполнения наказания (для подкупа сотрудников исправительных учреждений)), также может судить о наличии у них в группировке лиц, которые занимаются финансовыми вопросами;

- долгий и сложный процесс расследование (уголовное дело было возбуждено в октябре 2001 года, а судебный процесс начался в декабре 2014 г. + группировка насчитывает около 500 человек, а на скамье подсудимых оказалось 24 человека).

 

2. Изучите Конвенцию ООН 2003 г. против коррупции и ответьте на вопрос: какие ее нормы вы бы имплементировали в УК РФ?

 

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года (N 40-ФЗ).

Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения. В этот список не вошли, например: ст.20 «Незаконное обогащение», ст. 26 «Ответственность юридических лиц», ст. 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», ст. 57 «Возвращение активов и распоряжение ими».

К примеру, статья 20 («Незаконное обогащение») Конвенции гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Основным препятствием для применения данной статьи является её противоречие со ст. 49 Конституции РФ, содержащей основополагающий принцип презумпции невиновности («Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность»), ст. 14 УПК РФ «Презумпция невиновности», а также отсутствием такого состава преступления как незаконное обогащение в Уголовном кодексе РФ.

Вместе с тем ст. 65 Конвенции, регламентирующая вопросы осуществления антикоррупционных механизмов, вводит требование для государств-участников принимать необходимые решения, в том числе в рамках законодательства, то есть модернизировать российские правовые нормы, направленные на борьбу с коррупцией.

 

3. Изучите нормы Федерального закона «О противодействии коррупции» и сделайте аргументированный вывод о его эффективности.

ФЗ "О противодействии коррупции" N 273-ФЗ был принят 25 декабря 2008 года. Законодательное закрепление четко и однозначно сформулированных профилактических и организационных мер включает механизм противодействия коррупции и позволяет наладить контроль за его работой.

Однако в данном ФЗ имеются определенные недостатки:

- Закон представляет собой концепцию антикоррупционной борьбы и носит больше декларативный характер;

- неопределенный и размытый характер норм и положений в ФЗ;

- отсутствие судебных органов в статье 5 Закона (организационные основы противодействия коррупции). Судебные органы не упомянуты в данной статье, т.е., если буквально толковать Закон, судебные органы не участвуют в противодействии коррупции, что является неверным;

- имеет место отсутствие конкретики (в полномочиях конкретных государственных и муниципальных органов в антикоррупционной деятельности, что влечет за собой их фактическое бездействие в данной области);

- в данном Законе представлены некоторые меры практической направленности по профилактике и противодействию коррупции (однако эти меры представляются, как малоэффективные или неэффективные).

В данной ситуации, можно сказать, что Закон, направленный на минимизацию (ликвидацию) коррупции, по сути своей является декларативным. Отдельные статьи данного ФЗ не содержат конкретных организационных правил по противодействию коррупции и их проявлениям, и соответствующих ссылок к другим нормативным актам. Формулировки отдельных статей ФЗ допускают их неоднозначное толкование и как следствие их малую эффективность.

 

4*. Используя рекомендованную литературу и возможности Интернета, подготовьте (письменно) перечень вопросов для возможной дискуссии на тему об этнических особенностях организованной преступности в России.

 

В современном мире основные векторы миграционных процессов наблюдаются с востока на запад и с юга на север.

В РФ основными источниками миграции являются бывшие советские республики Средней Азии и Закавказья. В странах давно выросли целые поколения граждан, которые практически не говорят на русском языке, не знакомы с обычаями и образом жизни русского и, шире, европеизированного населения. По прибытию мигрантов (как законных, так и незаконных) на территорию РФ возникает целый ряд проблем в сфере их социальной, экономической и культурной адаптации к условиям жизни в чужой стране (в такой ситуации мигранты объединяются в общины, где помогают друг другу). В таких условиях некоторые мигранты встают на путь криминальной деятельности (особенно нелегальные мигранты) — как уличной и бытовой преступности, так и создания организованных преступных сообществ (создавая свои группы или на основе уже сложившихся национальных групп, вливаясь в них), контролирующих целые направления преступного бизнеса.

Если рассматривать граждан РФ, то тут тоже возможно увидеть национальный или региональный признак. В большинстве случаев, также как и с мигрантами лица определенной национальности (и выходцы с определенных территорий) имеют тенденцию к обособлению и созданию групп, диаспор. На этой почве могут создаваться и преступные группировки.

Вопросы для дискуссии:

1) Предположить меры по противодействию преступлений, совершаемых мигрантами (тестирование на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ. Это необходимая мера, особенно если будет создана надежная защита от коррупционных проявлений + оперативная работа по внедрению сотрудников правоохранительных органов в эту среду).

2) Мерах противодействия преступности мигрантов, а также выходцев из мигрантской среды, получивших гражданство РФ.

3) Существует ли «этническая преступность» или «у преступности нет национальности»?

4) Меры по способствованию социально-экономической и культурной адаптации мигрантов.

 

5. Проведите криминологическое исследование на тему «Влияние коррупции на организованную преступность».

 

Часто коррупцию и организованную преступность предлагают рассматривать в одном контексте, как близкие по смыслу явления. Ряд ученых вообще склонны рассматривать коррупцию и организованную преступность как одно целое, или как структурный элемент относительно другого.

Непременным элементом организованной преступности, одной из основных ее признаков (элементов) признают коррупцию.

Анализируя взаимосвязь организованной преступности с коррупцией, А.И. Долгова отмечает, что «коррупция для организованных преступников

- средство обеспечения не только их корыстного, но и политического интереса, поскольку у них отмечается двойная мотивация: обеспечить сверхдоходы и власть ради их сохранения и приумножения. В случае коррумпированности государственных служащих, а тем более масштабной, граждане государства фактически утрачивают свой государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «пере-купил»

Организованные преступные формирования являются наиболее крупным корруптером - субъектом подкупа должностных и иных лиц, обладающих государственными или иными полномочиями, авторитетом и возможностями. С другой стороны, наиболее длительно и успешно действующие взяточники - это тоже участники организованной преступной деятельности.

В подтверждение этого В.А. Номоконов указывает, что правоохранительные органы отмечают даже новую форму преступных проявлений в виде организованной коррупции, когда кооперируются несколько человек из разных правоохранительных ведомств.

Коррупцию и организованную преступность следует рассматривать безусловно как органически взаимосвязанные, но все же самостоятельные социальные и правовые явления, которым присущие специфические признаки, закономерности развития, криминологические и уголовно-правовые характеристики и т.п.

Если говорить о роли коррупции в функционировании организованной преступности, то необходимо констатировать, что коррупция - это лишь одно из средств, которое используют субъекты организованной преступности. Следует согласиться с тем, что факты получения служебным лицом даже многочисленных взяток за совершение конкретных действий с использованием своего должностного положения сами по себе не дают оснований рассматривать их как проявления организованной преступной деятельности.

В свою очередь, организованная преступная группа или организованное преступное сообщество целиком могут существовать и без коррумпированных связей. Другое дело, что отсутствие таких связей может существенно усложнить функционирование таких образований и даже сделать невозможным совершение отдельных преступлений.

Наличие коррумпированных связей для организованных преступных формирований и связь коррумпированного чиновника с такими формированиями - это оптимальная с точки зрения достижения преступного результата и безопасности функционирования схема существования двух указанных явлений. Организованная преступность заинтересована в создании соответствующих позиций во властных структурах, активно выискивая соответствующих должностных лиц, которые бы представляли ее интересы в сфере функционирования теневой экономики, обеспечивали благоприятные условия для осуществления противоправной деятельности, создавали политическую защиту и т.п., а коррупция в свою очередь заинтересована в возможностях организованных преступных группировок (финансовых, организационных и других). Поэтому широкое распространение коррупции непременно приводит к росту организованной преступности, а качественное и количественное развитие последней непременно влечет за собой увеличение количества коррупционных проявлений и повышение опасности их характера.

Коррупция является одним из элементов механизма выживания и развития субъектов организованной преступности.

Коррупция признается обязательным условием существования и успешного функционирования организованной преступности.

Коррупция является элементом системы обеспечения деятельности организованной преступности, в частности внешней поддержки, защиты от социального контроля, проникновения в легальную экономику и политическую власть.

Если же характеризовать использование представителями организованных преступных объединений возможностей коррупции, то оно состоит в том, чтобы:

-обеспечить надежное прикрытие со стороны властных структур преступной деятельности организованных преступных объединений;

-внедриться или расширить свое присутствие в легальной экономике, политике, правоохранительной и других сферах;

-взять под свой контроль важнейшие и наиболее прибыльные сферы социальной жизни;

-создать систему нейтрализации социального контроля над организованной преступностью и обеспечение уклонения от предусмотренной законом ответственности лидеров и других членов преступных группировок;

-лоббировать свои интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

-использовать властные возможности для расправы со своими конкурентами по преступной деятельности.

 

6. Подготовьте эссе по проблеме взаимодействия организованной преступности и политики в России.

Как уже было сказано выше коррупция признается обязательным условием существования и успешного функционирования организованной преступности.

В данной ситуации организованные преступные группировки могут использовать коррупцию не только как один из элементов механизма выживания и развития субъектов организованной преступности, но и влияния на политику государства.

Если же характеризовать использование представителями организованных преступных объединений возможностей коррупции, то оно состоит в том, чтобы:

-лоббировать свои интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

-использовать властные возможности для расправы со своими конкурентами по преступной деятельности (в том числе и на уровне политики государства);

- использовать властные возможности для политической защиты своей деятельности.

Для достижения своей цели организованная преступность использует такие средства, как подкуп представителей власти, решение их личных вопросов, финансирование избирательных кампаний отдельных политических деятелей или деятельности политических партий и других общественных организаций, проникновение во власть путем выдвижения своих представителей на разные должности, в том числе выборные, в структурах государственной власти и органах местного самоуправления.

Следует отметить, что в последнее десятилетие наблюдается изменение приоритетов в использовании организованной преступностью возможностей коррупции: если раньше лидеры организованных преступных группировок стремились достичь своей цели преимущественно путем подкупа представителей власти, то на сегодня они предоставляют преимущество другому способу - личному проникновению во власть или «делегирование» к ней своих представителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: