Человеческого, что не может мотивировать наши поступки, однако бездействие




убивает волю к жизни и обращает Реальность в смерть. Этот тупик, вызванный

противоречиями опыта, так сформулирован Кастанедой:

"Искусство сталкинга - это проблема сердца; маги заходят в тупик,

начиная осознавать две вещи. Первая заключается в том, что мир предстает

перед нами нерушимо объективным и реальным в силу особенностей нашего

осознания и восприятия, и вторая - если задействуются иные особенности

восприятия, то представления о мире, которые казались такими объективными

и реальными,- изменяются." (VIII, 13)

Таким образом, эмоциональный опыт уже не может быть автоматическим,

его непосредственность утрачена, и он наконец становится предметом

специального исследования. Осознание эмоции как определенного смещения

точки сборки заставляет магов выслеживать свои реакции и использовать их

намеренно, с практической целью. Общая отрешенность оказывается тем фоном,

на котором разворачиваются контролируемые игры переживания.

"Магический опыт настолько необычен, - продолжал дон Хуан, что маги

считают его интеллектуальным упражнением и используют для выслеживания

самих себя. И все-таки их козырной картой как сталкеров является то, что

они очень остро осознают себя воспринимающими существами, и то, что

восприятие имеет намного больше возможностей, чем это может представить

себе наш разум.

Для того, чтобы защитить себя от этой необъятности,- сказал дон

Хуан, маги вырабатывают в себе совершенное сочетание безжалостности,

ловкости, терпения и мягкости. Эти четыре основы сталкинга неразрывно

связаны друг с другом. Маги культивируют их, намереваясь получить их.

Эти основы, естественно, являются положениями точки сборки." (VIII,

228-229)

Как мы уже сказали, предметом сталкинга (или "выслеживания")

является чувственный опыт, опыт переживания и реагирования. Контроль не

сразу входит в повседневную жизнь. Упражнения в сталкинге, о которых

говорит дон Хуан, обязательно начинаются с отправного переживания, так или

иначе ослабляющего эгоистическую озабоченность и устанавливающего

дистанцию между сознанием и эмоциональным фактом. Дон Хуан называет такое

переживание "толчком". Оно всегда индивидуально и субъективно, может быть

связано с любым представлением или идеей. Воин должен сам найти

собственный "толчок", прерывающий эгоистическую рефлексию и образующий

рефлексию более высокого уровня. Можно использовать мысль о смерти, или,

скажем, о бесконечности мироздания. Дон Хуан любил использовать стихи:

"Я уже говорил тебе, что по многим причинам люблю поэзию, сказал он. С

ее помощью я занимаюсь выслеживанием самого себя. Это сообщает мне

толчок. Я слушаю, как ты читаешь, и останавливаю внутренний диалог,

позволяя установиться внутренней тишине. Затем сочетание стихотворения и

внутренней тишины сообщает мне толчок." (VIII, 111) Маг попросил Карлоса

прочитать одно из стихотворений Хосе Горостизы. Проникнувшись настроением

этой поэзии, дон Хуан говорит: "Меня не интересует, о чем эти стихи. Меня

волнует только чувство, которое поэт желает передать. Я проникаюсь этим

его желанием и вместе с ним - красотой. Воистину чудо, что он, подобно

настоящему воину, щедро отдает свое чувство тем, кто его воспринимает,

своим читателям, ничего не требуя взамен, оставляя себе только свое

стремление к чему-то. Этот толчок, это потрясение красотой и есть

сталкинг." (VIII, 112)

Итак, сущностью сталкинга является ломка привычек сознания. Но

всякая наша привычка имеет историю, она зародилась в опыте прошлых

переживаний и именно там сделалась неосознаваемой, автоматической. Поэтому

важнейшей работой сталкинга оказывается перепросмотр всей предыдущей

жизни, дающий возможность проследить корни стереотипов реагирования и

лишить их актуальности через новое осознание "человеческой глупости". В

процессе перепросмотра отношение человека к самому себе меняется самым

радикальным образом. Подсознательные конфликты и сопротивления, страхи,

напряжения и комплексы, внешние влияния, когда-то определившие ту или иную

черту характера, - все всплывает в памяти и изменяет свой смысл,

столкнувшись с отрешенностью воина. Дон Хуан рекомендовал своим ученикам

проводить перепросмотр в темном закрытом помещении или даже в

специальном ящике, чтобы связать образы прошлого с ограниченным

пространством эгоистической личности. Флоринда - сталкер из отряда дона

Хуана - провела в таком ящике немало времени:

"Она объяснила, что перепросмотр является основной силой сталкера, так

же как тело сновидения является основной силой сновидящих.

Перепросмотр состоит из анализа собственной жизни вплоть до самых

незначительных деталей. Таким образом, ее бенефактор дал ей ящик как

средство и как символ. Это было средство, которое должно было позволить ей

научиться концентрации, потому что ей придется сидеть там долгие годы,

пока вся жизнь не пройдет у нее перед глазами, и одновременно это был

символ - символ узости границ нашей личности. Ее бенефактор сказал, что

когда она закончит свой перепросмотр, то разломает ящик, символизируя

этим, что она больше не связана ограничениями собственной личности.

Она сказала, что сталкеры пользуются ящиком или земляными гробами для

того, чтобы зарываться в них, пока они вновь переживают, а не просто

просматривают, каждое мгновение своей жизни." (VI, 232-233)

Чувство освобождения от личностных границ через сознательное

переживание в общем-то широко известно. Оно часто используется в

психотерапии, особенно в психоанализе. Оккультизм также регулярно

прибегает к этому методу. Разве не о том же говорит Дж. Лилли, когда

описывает так называемое "сожжение Кармы"?

"Чтобы сжечь карму, надо бодрствовать в высшей степени, невзирая на

то, что с вами происходит. Никогда в случае отрицательного или

положительного переживания высокого уровня энергии нельзя позволять своему

сознанию отключаться. Если проходить через чисто отрицательное переживание

крайне высокой энергии, нужно допустить такую запись этого отрицательного

пространства, чтобы собственный метапрограммист туда больше не вернулся...

Аналогичным образом: во время высоких положительных состояний

необходимо помнить переживания положительные или вознаграждающие (сжигание

Кармы - это сознательное прохождение последовательности ваших прошлых

действий без стыда, боязни, страха или цензуры), так что они будут

автоматически увлекать обратно в эти пространства." (Дж. Лилли. Центр

циклона, сс. 119-120.)

Легко догадаться, о чем идет речь, несмотря на "компьютерную"

терминологию автора. Если уж говорить о Карме, то в первую очередь имея в

виду психологического обусловленность личности. Цепь причин и следствий

существует во внутреннем мире человека, целиком определяя его судьбу из

темных глубин бессознательного. Таким образом, перепросмотр выполняет две

важные функции: оттачивает способность к самонаблюдению в повседневной

жизни ("выслеживание" самого себя) и нейтрализует эгоистические

стереотипы, накопленные бессознательным на протяжении жизни. Техника

перепросмотра включает две стадии: "краткий учет всех случаев нашей жизни,

которые явно подлежат перепросмотру" и "полный просмотр, начинающийся

систематически с момента, предшествовавшего тому, когда сталкер забирался

в ящик, и теоретически простирающийся вплоть до момента рождения." Эффект

его весьма значителен. Флоринда утверждала, что "совершенный перепросмотр

может изменить воина настолько же, если не больше, как и полный контроль

над телом сновидения".

Особую роль в этой технике исполняет дыхание:

" Флоринда объяснила, что ключевым моментом перепросмотра является



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: