Градостроительство Древнего Египта






6. Карта городов Древнего Египта, Двуречья и Эгейского мира

Природные условия, в которых развивался Древний Египет, были весьма своеобразны. Страна, ограниченная с запада и востока двумя высокими плато Ливийской и Аравийской пустынь, занимала узкую длинную ленту долины Нила протяженностью (по прямой) около 1000 км, в поперечнике от 1 — 3 км на юге до 20 — 25 км на севере в нижнем течении реки. Плодородные, наносного происхождения почвы нильской долины и дельты реки были как нельзя более пригодны для развития земледелия, а разливы Нила способствовали регулярному орошению этих территорий. Вся хозяйственная жизнь Древнего Египта подчинялась циклическому ритму разлива и спада нильских вод. Разлив начинался в июле месяце. Он достигал максимума к октябрю, после чего начинался спад воды, возвращавшейся к исходному уровню в декабре месяце. Таким образом, разлив Нила продолжался почти полгода и, следовательно, египтянам надо было успеть засеять, взрастить и собрать урожай также за полугодие.

Данные современных археологических раскопок говорят о том, что заселение Египта началось еще в эпоху палеолита, т. е. в X — VI тысячелетиях до н. э. Постепенно, по мере развития оседлого земледелия, в низовье и дельте Нила появились территориальные общины. Жители древнейших земледельческих поселений в V — IV тысячелетии до н. э. уже строили каналы и плотины для орошения своих полей.

Строительство ирригационных систем требовало множества человеческих рук, что привело к использованию рабского труда. Постепенно социальное расслоение общин привело к возникновению многочисленных государственных образований — номов, которые к середине IV тысячелетия до н. э. объединились в Северное и Южное царства.

Столицей Северного царства был город Буто, находившийся в дельте Нила, Южного — Иераконполь (Нехен), располагавшийся южнее Фив. Около 3000 г. до н. э. Северное и Южное царства были объединены царем Менесом, который завоевал Южный Египет и построил в нижнем течении Нила крепость Мемфис, ставшую затем столицей нового объединенного государства.


7. Крепость Нехеб (современный Эль — Каб), расположенная на правом берегу Нила. Заштрихована территория древнейшего округлого поселения. Показан также план города прямоугольного очертания, относящийся к более позднему времени
1 — храм

История Древнего Египта условно делится на следующие периоды: период Раннего царства (3000 — 2800 гг. до н. э); период Древнего царства (2800 — 2250 гг. до н. э.), окончившийся первым распадом Египта (2250 — 2050 гг. до н. э.); период Среднего царства (2050 — 1700 гг. до н. э. ), закончившийся вторым распадом Египта (1700 — 1580 гг. до н. э. ); период Нового царства (1580 — 1070 гг. до н. э.); поздний период (XI — IV вв. до н. э.) и греко — римский период (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.)

В период Раннего царства сложился государственный аппарат Древнего Египта, номы превратились в административные единицы, совершенствовались орудия труда, развивались меновая торговля и рабовладение, складывались предпосылки для развития древнеегипетской культуры и искусства, в том числе развития архитектуры и градостроительства.

По — видимому, города раннединастического периода были небольшими и хорошо укрепленными. Возможно, что первоначально строились города — крепости округлой формы. Этой точки зрения придерживался П. Лаведан, а также А. В. Бунин. В качестве доказательства они ссылались на древнеегипетский иероглиф, обозначавший город в виде круглого поселения с крестообразным пересечением главных улиц.


8. Древнеегипетский иероглиф, обозначающий город. Округлая форма иероглифа является одним из доказательств того, что древнейшие города Египта имели округлую форму плана

Можно указать также на некоторые древние изображения городов. Так, например, на плите фараона Нармера I династии, относящейся к концу IV тысячелетия до н. э., этот фараон изображен в образе священного быка, повергающего стены округлого города с башнями и цитаделью в центре. Другое изображение, относящееся к III тысячелетию до н. э. и найденное в гробнице Нагада, показывает город с двумя воротами и тремя башнями. К сожалению, до нас не дошли города подобного рода. Исключение составляет лишь город Нехеб (современный Эль — Каб), остатки которого были обнаружены английским археологом С. Кларком.

Нехеб был расположен на правом берегу Нила, напротив древней столицы Южного Египта Нехена (Иераконполя). Этот крупный политический и религиозный центр Южного царства был назван в честь богини Нехебт, которую египтяне считали покровительницей царской власти.

Как выяснилось в результате раскопок, Нехеб первоначально имел округлый план диаметром около 400 м, ограниченный крепостными стенами, построенными из кирпича — сырца. В дальнейшем часть городской территории оказалась в зоне затопления, и город переместился к северо — востоку от нильского берега. При этом он получил укрепления уже не кругообразные, а квадратные в плане. Археологи обнаружили также крепостные каменные ворота.

Можно предположить, что и другие города — крепости Древнего Египта имели аналогичные планы, однако для полного подтверждения этой гипотезы необходимы дополнительные археологические данные.


9. Пластина Нармера с изображением круглой крепости (внизу)

В период Древнего царства власть фараона стала неограниченной. Вся страна и все население считались его личной собственностью. Он был одновременно и главным жрецом и главным военачальником. Жизнь и смерть фараона считались божественным промыслом, что нашло свое отражение в монументальном строительстве дворцов, храмов и пирамид.

Начало Древнего царства связывают с восшествием на престол первого фараона III династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа.

В этот период главным столичным городом был Мемфис (древнеегипетский Меннефер). Основанный на левом берегу Нила первоначально как крепость («Белые стены»), Мемфис постепенно превратился в крупный религиозный, политический и культурный центр Древнего Египта, где большого расцвета достигли строительное искусство и ремесло. Город многократно разрушался, однако некоторые сведения о нем дошли до нас благодаря археологическим раскопкам, планомерно проводившимся начиная с XIX в. и продолжающимся до настоящего времени.

Немецкий археолог Лепсиус (1810 — 1884 гг.), французские исследователи Мариет (1821 — 1881 гг.) и Масперо (1846 — 1916 гг.), английский ученый У. Флиндерс Петри (1853 — 1942 гг.) сделали много для обнаружения древнейших памятников Египта. Кроме того, отдельные описания оставили греческие и римские писатели. Так, Геродот, посетивший Мемфис в V в. до н. э., записал, что город имел 100 стадий в окружности (т.е. 18,5км). Согласно определению Флиндерса Петри, Мемфис протянулся вдоль Нила на 14 км, а в поперечнике равнялся 7 км. Почти аналогичные цифры называет и другой исследователь истории градостроительства Э. Эгли (13,2 км х 6,6 км). Известно также, что в городе было несколько храмово — дворцовых комплексов, из которых главный занимал территорию 3500 Ч 1590 м и располагался параллельно реке. От него две улицы вели к Нилу. С севера на юг весь город пронизывала многокилометровая улица.

10. Гизе, План Мемфисского некрополя:
1 — пирамида Хеопса (Хуфу); 2 — пирамида Хефрена (Хафра); 3 — пирамида Михерина (Менкаура); 4 — Большой сфинкс. Вокруг пирамиды Хеопса — мастаба и малые пирамиды

Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720 — 2550 гг. до н. э.). В этот период усилились связи Египта с другими народами. Многочисленные торговые экспедиции и военные походы в Нубию (царство Куш) за золотом, слоновой костью и рабами, торговые связи с богатыми финикийскими городами и другими странами привели к тому, что Мемфис, в отличие от других египетских городов, стал городом, в котором помимо египетского населения проживали иноземцы: финикийцы, иудеи, выходцы из Эгейских городов и Двуречья. Они селились в специально отведенных кварталах, где находились их святилища и храмы.

Если планировка и застройка Мемфиса изучена еще недостаточно, то его некрополи, расположенные на плато Ливийской пустыни, известны значительно лучше. Это поминальные храмы, пирамиды и мастаба в Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе. Строительство монументальных некрополей связано было с обновлением заупокойного культа в эпоху Древнего царства, который должен был служить идее вечности и незыблемости существующего государственного строя. Вся земная иерархия египетского общества получила в это время монументальное выражение в мемориальных сооружениях.

Для погребения фараонов строились пирамиды, крупных чиновников и жрецов хоронили в больших, ступенчатой формы гробницах — мастаба. Некрополи занимали огромные территории, на которых царили определенный порядок и строгая система координат, соответствовавщая странам света. Именно в этот период поминальные сооружения стали строиться в виде крупных объемно — пространственных ансамблей, хорошо обозревавшихся с далеких точек, Древнейшим ансамблем такого рода был поминальный комплекс в Саккара, в котором главенствовала 60 — метровая ступенчатая пирамида фараона Джосера, построенная из мелких каменных блоков белого известняка. Пирамида Джосера находилась в центре огромного поминального комплекса, занимавшего территорию 545 Ч 278 м и окруженного стеной высотой 9 м. Единственный вход с восточной стороны вел во внутренний двор святилища, откуда можно было попасть в отдельные дворы, где располагались гробницы родственников фараона.


11. Гизе, Анализ расположения пирамид, храмов и большого сфинкса (по В. Н. Владимирову)

Анализ пропорций плана ансамбля в Саккара убеждает нас в том, что знаменитый древний зодчий Имхотеп широко использовал в построении квадрат и его производные, и что прямоугольная в плане пирамида Джосера служила главным планировочным элементом, с которым соизмерялись второстепенные здания. Однако в этом ансамбле еще доминировали метрически повторявшиеся элементы (ритм ограды), далекие от более сложных и совершенных пропорциональных построений ансамблей последующего времени. Мы имеем в виду пирамиды в Гизе.

Пирамиды в Гизе были построены в первой половине III тысячелетия до н.э. фараонами IV династии — Хеопсом (Хуфу), Хефреном (Хафра) и Микерином (Менкаура). Пирамиды возводились не одним поколением строителей и представляли собой результат огромного человеческого труда. Только на одно строительство дороги для перевозки каменных блоков к пирамиде Хеопса ушло около десяти лет, Согласно подсчетам, на строительство этой пирамиды пошло 2500 тыс. каменных блоков весом до 2,5 т каждый и при ее возведении использовался труд 100 тыс. рабочих. По другим источникам, в строительстве пирамид принимало участие несколько поколений всего населения дельты Нила. Такие усилия диктовались желанием создать памятники, в которых увековечивались бы идеи бессмертия, вечности и величия.

Древнеегипетские строители добивались воплощения этих идей различными средствами. Прежде всего они стремились создать самые крупные по своим масштабам сооружения в древнем мире. Пирамида Хеопса достигала высоты 146,6 м при стороне основания 233 м, пирамида Хефрена — 143,5 м при основании 215,3 м, а пирамида Микерина соответственно — 62 м при основании 108,4 м. Как видно из этих цифр, размеры пирамид были поистине грандиозными. Эта грандиозность усугублялась еще и тем, что рядом с главными пирамидами имелось еще около 7 тыс. захоронений, среди которых были и небольшие пирамиды и мастаба. Это соседство в еще большей степени подчеркивало монументальность основных объемов. Однако грандиозность пирамид еще не раскрывала эстетической сущности этого ансамбля.


12. Пирамиды в Гизе. На первом плане пирамида Хефрена, далее пирамида Хеопса. Строительство пирамид относится к периоду правления IV династии

Несомненно, большую роль играли простота и лаконизм архитектурных форм пирамид, а также пропорции. Известно, что высота пирамиды к ее основанию соотносились как 1 :0,618, т.е. в пропорциях золотого сечения. При этом угол наклона боковых граней пирамид по отношению к плоскости земной поверхности получался 51 — 52°, т. е. был близок к углу, свойственному сыпучим телам. Все это в совокупности с идеально гладкой поверхностью граней пирамид вызывало впечатление «нерукотворности» этих сооружений, что, по — видимому, и хотели воплотить в своих произведениях древние зодчие. Однако этим еще не исчерпывалось их мастерство. Комплекс пирамид в Гизе представлял собой гармонически убывающий ряд архитектурных объемов, расположенных в огромном природном пространстве.

Анализ размещения пирамид в Гизе был сделан в 40 — х годах текущего века архитектором — исследователем В. Н. Владимировым, который обнаружил определенную систему в их взаимном расположении. Оказалось, что в основе этого расположения лежала координатная сетка, ориентированная по странам света. Координаты северо — южного направления, на которые проектировались вершины пирамид, находились на равном расстоянии друг от друга, и это расстояние соответствовало 1/2 длины основания самой крупной пирамиды Хеопса, тогда как координаты западно — восточного направления отстояли друг от друга на расстояние, равное половине длины основания каждой пирамиды плюс длина основания последующей. В результате такого размещения углы всех трех пирамид оказались на одной прямой, проходившей под углом в 45° к координатной сетке. Мы не можем с достоверностью утверждать, что древние строители придерживались метода, открытого Владимировым, однако, несомненно, что в основе ансамбля лежал определенный порядок и замысел.

Следует отметить еще одну характерную черту ансамбля пирамид в Гизе, отличающую его от аналогичного ансамбля в Саккара, это связь его с окружающим ландшафтом. Фактически монументальные объемы пирамид формировали искусственный ландшафт геометрически правильных холмов, как бы уходивших в бесконечность Ливийской пустыни. Этому впечатлению способствовало также и то обстоятельство, что пирамиды были сложены из желтовато — серого камня, имевшего ту же окраску, что и песок пустыни, что подчеркивало их единство с земной поверхностью. В то же самое время грани пирамид контрастировали с ярко — синим небом Египта. Они меняли свой цвет в зависимости от освещения солнцем, что составляло особую сторону значения пирамид как архитектурных элементов, предназначенных для отправления солнечного культа бога Ра. Следует отметить, что ансамбль пирамид в Гизе еще ждет дальнейшего исследования, которое поможет ответить на вопрос: почему этот ансамбль, созданный около пяти тысячелетий тому назад, до сих пор представляет собой непреходящую художественную ценность.


13. Гизе. Большой сфинкс. Сооружен в период правления IV династии (2720 — 2550 гг. до н.э.). Высота сфинкса 20м; протяженность около 60 м

Громадные расходы, связанные со строительством пирамид, истощили материальные и трудовые ресурсы страны. Это вызвало недовольство не только со стороны трудящегося сельского населения Египта, но и со стороны местной знати, стоявшей во главе многочисленных номов. В результате местная знать выступила против центральной власти фараонов, что привело в конечном итоге к распаду Египта на отдельные области. Этот распад длился довольно долго — с 2250 по 2050 г. до н. э.

Период раздробленности государства губительно сказался на сельском хозяйстве. Пришли в упадок грандиозные оросительные системы, строительство и поддержание которых возможно было только при условии сильной центральной власти. В то же самое время города, в которых концентрировались ремесло и торговля, не пострадали в такой степени, как сельские общины. Наиболее крупными городами этого периода были: на севере — Гераклеополь, а на юге — Фивы. После победы фиванской династии при фараоне Ментухотепе I произошло объединение Египта в единое государственное целое, что положило начало новому периоду в истории Древнего Египта — периоду Среднего царства.

Объединение Египта способствовало дальнейшему развитию ирригационных систем. В это время был освоен обширный район Фаюмского оазиса, где возникло несколько новых поселений и среди них первый регулярный город — Кахун.

Кахун (древнеегипетский — Хетеп — Сенусерт) был построен фараоном XII династии Сенусертом II около 2000 г. до н. э. в связи со строительством здесь пирамиды и системы каналов. Это был сравнительно небольшой город, прямоугольный в плане с размером сторон 360 Ч 280 м. Город имел ориентацию по странам света. Западная его часть, расположенная несколько ниже по рельефу, была отделена невысокой внутригородской стеной. Здесь располагались жилые дома для строителей и рабов. Единственная улица пересекала этот однообразный район с севера на юг.


14. Кахун (Хетеп — Сенусерт) — поселок в Фаюмском оазисе, построенный по распоряжению фараона XII династии Сенусерта II около 2000 г. до н. э. для размещения администрации и строителей — рабов

Восточную часть города занимали жилые дома привилегированных жителей. Вдоль северной городской стены расположились дома фараона и его приближенных. Улица западно — восточного направления объединяла эти жилища. В восточной части располагались рынок и лавки купцов. Кахун имел идеально правильную планировку улиц, что оказалось возможным благодаря тому, что он создавался по единому плану.

Совершенно иную картину можно было наблюдать в планировке и застройке крупных, постепенно складывавшихся городов. Мы уже говорили об этом, когда касались древней столицы Египта Мемфиса. Аналогично Мемфису развивалась и новая столица эпохи Среднего царства — Фивы.

Город Фивы (древнеегипетский — Уасет) возник около середины III тысячелетия до н. э. Особого расцвета Фивы достигли в эпоху Среднего и Нового царства, когда и были построены все храмовые и мемориальные постройки.


15. Фивы (Уасет). Расположение памятников архитектуры на территории древнего города:
1 — дворец и храмы Мединет — Абу; 2 — так называемые колоссы Мемнона, изображающие фараона Аменхотепа III; 3 — Рамессей; 4 — храм Сети I и к северу от него Гурниа; 5 — храм царицы Хатшепсут в Дейр — эль — Бахари

Так же как и Мемфис, Фивы исследовались учеными многих стран, составившими многочисленные описания археологических находок, найденных на территории этого знаменитого города. Однако вплоть до настоящего времени остается не ясным, каковы были границы и конфигурация городского плана. Неизвестно также начертание улиц, местоположение главных жилых кварталов. Многими исследователями оспаривалось также размещение жилых районов города относительно реки. По мнению одних ученых, основная часть Фив располагалась на острове, омывавшемся каналом с запада и руслом Нила с востока (Э. Эгли), по мнению других — на правом берегу реки. Причиной этих споров являлось отсутствие материальных остатков жилых домов, что в свою очередь объяснялось недолговечностью материалов, из которых они были построены. Открытым также остается вопрос о размерах древних Фив. По словам Гомера, Фивы были «Стовратным» городом, однако трудно сказать, как располагались эти ворота, и что под ними подразумевал великий поэт древности: крепостные ворота или пилоны храмов.

Страбон, посетивший Фивы в конце I в. до н. э., писал, что он обнаружил там следы города больших размеров, протяженностью в 80 стадий (свыше 14 км), заселенного в этот период «наподобие деревни», т.е. разбросанными хижинами вперемешку с руинами древних храмов. Если сравнить Фивы с древнейшей столицей египетского государства Мемфисом, то протяженность Фив соразмерна Мемфису. Очевидно, крупные столичные центры имели свои закономерности развития, отличавшиеся от обычных городов. К таким закономерностям относилось: свободное развитие городской территории вдоль реки, сооружение поминальных храмовых комплексов на левом, западном берегу Нила; размещение жилых городских районов возле очередной резиденции фараона или возле каждого храмового центра; наличие протяженной монументально оформленной дороги вдоль правого берега реки, объединявшей главные храмы и, возможно, основные жилые районы.


16. Фивы. План храма Амона в Карнаке (Ипет — Сут):
1 — аллеи сфинксов; 2 — храм богини Мут; 3 — храм бога Хонсу; 4 — храм Рамзеса III

Помимо общих закономерностей развития столичных городов для Фив были присущи еще и местные особенности. Это касалось главным образом размещения и ориентации фиванских храмов, большая часть которых была связана с культом бога Амона — Ра, которого египтяне отождествляли с солнцем. Следует отметить, что культ солнца как верховного божества египетского пантеона усилился еще в эпоху Древнего царства, когда в связи с общей централизацией египетского государства он был объявлен главным государственным культом. Древним центром солнечного культа — бога Ра был город Иуну (греческое — Гелиополь), располагавшийся на правом берегу Нила, севернее Мемфиса, у самого начала нильской дельты. В эпоху Среднего царства, когда политическим центром Египта стали Фивы, местный фиванский культ бога Амона слился с культом бога Ра и стал главным государственным культом всего Египта. В Фивах начинают строиться храмы, посвященные Амону — Ра. Однако наивысшего расцвета это храмовое строительство достигло в эпоху Нового царства.

Установлению Нового царства предшествовал период так называемого Второго распада Египта (1700 — 1580 гг. до н.э.), который произошел в значительной степени в результате вторжения с северо — востока племен гиксосов, захвативших большую часть Египта. Единственно Фивы на протяжении столетнего периода были оплотом сопротивления иноземцам. А в результате в 1580 г. до н. э. основатель XVIII династии фиванский фараон Яхмос I изгнал гиксосов из Египта. С этого времени условно начинается период Нового царства.

В период Нового царства Египет сильно раздвинул свои границы на севере и на юге. В результате завоевательной политики фараонов Тутмоса III и Аменхотепа II к Египту были присоединены Палестина и Сирия, откуда стали вывозить серебро, медь, свинец, лес и рабов. Из Пунта и Куша, находившихся в Нубии, вывозили золото, слоновую кость, благовония и также рабов. Особого политического и экономического расцвета Египет достиг при фараоне Аменхотепе III (1455 — 1419 гг. до н. э.), что нашло свое отражение в бурной строительной деятельности в Фивах.

В период Нового царства в Фивах были построены главные храмовые комплексы правобережья, расположенные в современных арабских поселениях Карнака и Луксора. Из них наиболее древними являются храмы Карнака (древнеегипетское — Ипет — Сут).


17. Храм Амона в Карнаке. Реконструкция Лепера. Гипостильный зал, построенный в XIII в. до н. э. В дни летнего солнцестояния продольная анфилада храма озарялась солнечными лучами

Строительство святилища бога Амона — Ра в Карнаке было начато еще в эпоху Среднего царства, однако от старых построек ничего не сохранилось. Храм начал перестраиваться в середине XVI в. до н. э. при фараоне Тутмосе I. При нем древнее святилище было окружено стеной, построены входные пилоны, перед которыми были поставлены два 23 — метровых обелиска. Дальнейшая история строительства храма была связана с именами царицы Хатшепсут и Тутмоca III (конец XVI — начало XV в. до н.э.). В этот период не только было видоизменено главное святилище, но расширена территория всего храма в восточном направлении. Эта территория была окружена стеной, а в восточной ее части построены храмовые помещения.

При Аменхотепе III — фараоне — строителе (1455 — 1419 гг. до н. э.) к храму Амо — на были пристроены новые, третьи, считая от святилища, пилоны. Одновременно к югу от храма Амона был сооружен храм богини Мут, а к северу — храм бога Монту. Система пилонов и аллея сфинксов соединили эти два храма в единое архитектурное целое. Отсюда начиналась аллея сфинксов длиной около 3,5 км, соединявшаяся с выстроенным тем же фараоном храмом Амона в Луксоре (древнеегипетский — Ипет Рее).

В дальнейшем развитие правобережных храмовых комплексов продолжалось при фараонах XIX династии, особенно при Рамзесе II (1317 — 4251 гг. до н. э.). Именно в этот период был завершен знаменитый Гипостильный зал, который занял пространство между пилонами Аменхотепа III и новыми пилонами, построенными несколько позже. Гипостильный зал, состоявший из 12 колонн главного нефа и 126 колонн его боковых частей, стал одним из существенных элементов пространственной композиции храма Амона, развивавшейся по оси западно — восточного направления, перпендикулярно к реке. От реки в сторону храма была построена аллея сфинксов шириной около 13 м, соединявшая нильскую пристань с входом в храм. При фараоне Рамзесе III в конце XIII в. до н. э. в Карнаке были построены еще два небольших храма. Один из них посвящался культу этого фараона, а другой богу Хонсу, считавшемуся согласно древнеегипетской мифологии сыном бога Амона и его жены богини Мут. Оси этих храмов были направлены в сторону Лусора. Последние, пятые пилоны храма Амона были построены в эллинистический период.

Рассматривая в целом архитектурно — планировочную композицию правобережных храмов в Фивах, необходимо отметить ее динамический характер, которому соответствовало чередование метрических протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом пилонов — преград.


18. Луксор. План храма Амона. Построен Аменхотепом III в XV в. до н. э. Обращает на себя внимание трехкратное изменение направления главной композиционной оси храма, в результате чего двор, построенный при Рамзесе IIв XIII в. до н. э., получил в плане форму параллелограмма:
А — пилоны и двор Рамзеса II; Б — центральная часть недостроенного гипостильного зала Аменхотепа III; В — двор; Г — колонный зал; Д — зал перед святилищем; И, К, Л, М, Н — помещения святилища

Левый берег Нила был застроен поминальными храмами царских династий. Здесь, у подножья скалистых утесов Ливийского плато, частично врезаясь в них своими святилищами, расположились заупокойные храмы Ментухотепа, царицы Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа III, Рамзеса II и многих других фараонов. В отличие от некрополей Древнего царства, в которых поминальные храмы были связаны с пирамидами и служили как бы преддверием их, в Фивах они стали главными архитектурными объектами, тогда как захоронения фараонов не только никак архи?тектурно не отмечались, но напротив, всячески скрывались от глаз посторон?них. Гробницы фиванских правителей находились глубоко под землей в так на?зываемой Долине Царей, расположен?ной в горных складках Ливийского пла?то, в отдалении от поминальных храмов, выходивших к реке. Наиболее значи?тельным монументальным сооруже?нием был поминальный храм царицы Хатшепсут (1525 — 1503 гг. до н. э. ) — рас?положенное на нескольких террасах многоколонное сооружение со святили?щем, уходившим в толщу скалы.

Поминальные храмы более поздних династий сохранились значительно ху?же. Так, например, храм Аменхотепа III с двумя сидящими колоссальными изо?бражениями этого фараона (колоссами Мемнона) почти полностью разрушен, хотя его местоположение напротив хра?ма в Луксоре говорит о том, что между левобережными и правобережными со?оружениями несмотря на значительное расстояние, насчитывавшее около 3, 5 км, существовала визуальная взаи?мосвязь. То же самое следует сказать и о расположенных почти друг против друга храмах Амона в Карнаке и царицы Хатшепсут, Однако в ориентации упо?мянутых выше сооружений по странам света можно наблюдать большое раз?нообразие. Более того, многие храмы, имевшие первоначально одно направле?ние главной композиционной оси, меня?ли его, в результате чего храмовые дворы приобретали ромбовидные очер?тания в плане. Это обстоятельство тем более странно, что в эпоху Древнего цар?ства египтяне достигли значительных успехов в создании огромных ансам?блей, целиком построенных на коорди?натной сетке, ориентированной по стра?нам света.


19. Фивы. План города. Показана ориентация главных фиванских храмов по странам света и на отдельные небесные светила. На плане видно, что главная композиционная ось храма Амона в Карнаке направлена на точку горизонта, где заходило солнце в день летнего солнцестояния; ось храма Хатшепсут, храма Сети 1 и так называемых колоссов Мемнона — на восход солнца в день зимнего солнцестояния; ось храма Аменхотепа III — на восход Сириуса (19 июня). План составлен архит. С. М. Хмыловым

Вопрос об ориентации фиванских храмов по странам света давно уже привлекал многих ученых. Еще в конце XIX в. появились труды английских исследователей Ниссена и Локьера, которые высказали предположение о том, что многие египетские храмы были ориентированы на заход или на восход солнца либо на звезды, которые связаны были с солнечным циклом. С XX в. эти наблюдения были продолжены французским исследователем Ленгреном и известным английским астроархеологом Дж. Хоккинсом. Гипотезу этих ученых подтверждали и надписи, сделанные на храмах, повествовавшие об обрядах, связанных с их закладкой.

Так, в надписях в храме Амона в Карнаке упоминается церемония, которая называлась у древних египтян «натягиванием веревки». Суть ее сводилась к следующему. На участок, избранный для возведения храма, являлся фараон в сопровождении богини Сешет, которую считали покровительницей закладки храмов. Фараон и богиня были вооружены кольями, соединенными веревкой. Затем направление веревки корректировали по солнцу и фиксировали его, забивая колья специальными молотками. В других храмах аналогичные надписи повествовали о заложении зданий по звездам. Таким образом, связь композиционных осей храмов с небесными светилами была несомненной.


20. Фивы. Храм царицы Хатшепсут в Дейр — эль — Бахари. Построен в XVI в. до н.э. Композиционная ось храма Хатшепсут направлена на точку горизонта, в которой происходил восход солнца в день зимнего солнцестояния

Советский исследователь С. М. Хмылов пришел к заключению, что главная ось храма Амона в Карнаке была ориентирована на заход солнца в день летнего солнцестояния, тогда как ось заупокойного храма Аменхотепа III была направлена на восход Сириуса, приходившийся на 19 июня по современному календарю, т.е. за 3 — 4 дня до летнего солнцестояния. Восход Сириуса, который египтяне отождествляли с богиней Сотис и с завершением подготовительных ирригационных работ, совпадал с сезонным разливом Нила. Храм царицы Хатшепсут и парные статуи Аменхотепа III (колоссы Мемнона) были ориентированы на восход солнца в день зимнего солнцестояния, т. е. в период окончания разлива Нила и начала посевных работ. Другими словами, храмы служили своеобразным календарем, по которому жили и трудились многие поколения жителей Древнего Египта.

Конечно, наблюдения, сделанные современными учеными над ориентацией храмов, еще весьма несовершенны, они пока носят характер научных гипотез, но все же они достаточно убедительны для того, чтобы сказать, что строители древних Фив при размещении своих монументальных сооружений руководствовались не только одними композиционными замыслами, но всем комплексом жизненных и религиозных представлений.

Фивы долгое время оставались главным городом Древнего Египта, однако был кратковременный период, когда резиденция египетских фараонов была перенесена в другой, специально построенный для этой цели город Ахетатон (современная Тель — эль — Амарна). Это произошло при фараоне Аменхотепе IV (1419 — 1400 гг. до н.э.), который порвал отношения с фиванским жречеством, заменил общегосударственный культ бога Амона на культ бога Атона и переименовал себя из Аменхотепа в Эхнатона (т. е. «Угодного Атону»). Атон был также богом солнца, однако в отличие от более древних, пронизанных мистицизмом солнечных культов, он отождествлялся египтянами с животворным светилом, благодаря которому произрастают растения, существуют животные и люди. Такая трактовка солнечного культа была более понятна широким слоям населения Египта, на которые и опирался в своих политических и религиозных реформах Эхнатон.


21. Ахетатон (современная Тель — эль — Амарна), Столица Египта при фараоне Эхнатоне (конец XV в. до н.э.). План города:
1 — Северный дворец; 2 — Центральный дворец; 3 — Большой храм Атона; 4 — Южный дворец; 5 — восточный квартал рабов.
Дорога Процессий (или улица Великого жреца) пронизывает всю территорию города

Место для строительства города Ахетатона (т. е. «Горизонта Атона») было выбрано на половине пути между древней столицей Мемфисом и Фивами, на правом берегу Нила. Так же, как и эти столицы, Ахетатон располагался вдоль реки и имел большую протяженность. Основные дворцовые и храмовые комплексы связывала главная дорога, проходившая параллельно реке и почти на всем своем протяжении засаженная пальмовыми деревьями. Смена прямолинейной аллеи, окаймленной ритмическими рядами сфинксов, озелененной дорогой уже сама по себе представляла большое новшество. Помимо этой дороги, которая получила название Царской или улицы Великого жреца, в центральной части Ахетатона имелись и другие улицы, часть из которых повторяла направление главной, а другие пересекали город и направлялись к реке.

Все эти сведения стали известны благодаря археологическим раскопкам, которые начали йланомерно проводиться с конца XIX в. и продолжаются до настоящего времени. Большую роль в воссоздании облика Ахетатона сыграли английские ученые У. Флиндерс Петри и Л. Вулли.

В новой столице было построено три дворца: северный, центральный и южный. Северный дворец фараона носил характер загородной усадьбы, он занимал прямоугольный участок земли размером 112 Ч 142 м. Все помещения этого дворца группировались вокруг внутреннего двора и водного бассейна. Многочисленные залы свидетельствовали о том, что этот дворец был предназначен для царских пиров и развлечений. По мнению некоторых археологов, он принадлежал царице Нефертити.


22. Ахетатон. План центрального жилого района. Город пересекает с юга на север улица Великого жреца, некогда представлявшая собой пальмовую аллею. На плане видно, что жилые дома богатых египтян располагались вперемешку с домами ремесленников и бедняков

Центральный дворец располагался рядом с главным святилищем Атона. Этот дворец занимал территорию 300 Ч 700 м, расположенную вдоль реки, которую пересекала главная дорога города. В приречной части дворца располагались приемные залы, в восточной — жилые покои царя. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над главной улицей. Археологи обнаружили остатки росписи, которой были покрыты стены, полы и потолки некоторых дворцовых помещений. Эти росписи в основном изображали растительный и животный мир Египта и отличались высоким художественным мастерством.

Южный дворец в Ахетатоне представлял собой два обнесенных стеной участка, в центре которых располагались водоемы. Главный водоем имел размер 60 Ч 120 м. Назначение этих водоемов пока неизвестно, хотя расположенные рядом храмовые здания заставляют предположить, что они имели культовое значение.





Читайте также:
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.049 с.