МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Каждый из вариантов домашней контрольной работы включает ответ на теоретический вопрос и решение двух задач. Для выполнения контрольной работы учащийся, используя две последние цифры учебного шифра, выбирает номер теоретического вопроса и исходные данные для решения двух задач, которые приведены ниже. При решении задач учащиеся могут пользоваться методическими рекомендациями по выполнению контрольной работы.
Таблица выбора вариантов для выполнения домашней контрольной работы.
2 последние цифры шифра | № вопроса | № задачи | № задачи | 2последние цифры шифра | № вопроса | № задачи | № задачи |
01 51 | 26 76 | ||||||
02 52 | 27 77 | ||||||
03 53 | 28 78 | ||||||
04 54 | 29 79 | ||||||
05 55 | 30 80 | ||||||
06 56 | 31 81 | ||||||
07 57 | 32 82 | ||||||
08 58 | 33 83 | ||||||
09 59 | 34 84 | ||||||
10 60 | 35 85 | ||||||
11 61 | 36 86 | ||||||
12 62 | 37 87 | ||||||
13 63 | 38 88 | ||||||
14 64 | 39 89 | ||||||
15 65 | 40 90 | ||||||
16 66 | 41 91 | ||||||
17 67 | 42 92 | ||||||
18 68 | 43 93 | ||||||
19 69 | 44 94 | ||||||
20 70 | 45 95 | ||||||
21 71 | 46 96 | ||||||
22 72 | 47 97 | ||||||
23 73 | 48 98 | ||||||
24 74 | 49 99 | ||||||
25 75 | 50 00 |
|
ВОПРОСЫК ДОМАШНИМ КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»
1. Основные понятия и классификация информационных систем.
2. Виды и составные части автоматизированных систем, их назначение.
3. Организационная структура АСУЖТ.
4. Основные функции управления железнодорожным транспортом.
5. Состав и назначение функциональной части АСУЖТ.
6. Функциональные подсистемы
7. Техническое обеспечение АСУЖТ.
8. Состав и структура комплекса технических средств АСУЖТ.
9. Современные каналы связи. Их назначение, виды, общая характеристика, функциональные возможности. Система передачи данных (СПД).
10. Общие сведения о вычислительных сетях.
11. Локальные, глобальные компьютерные сети.
12. Сетевые информационные технологии.
13. Основные задачи, эффективность применения вычислительных сетей.
14. Состав и топологии вычислительных сетей.
15. Республиканское унитарное предприятие «Главный расчетный информационный центр» (ИРЦ) Белорусской железной дороги.
16. История создания ИРЦ.
17. Функции и структура ИРЦ
18. Математическое обеспечение АСУЖТ.
19. Программное обеспечение АСУЖТ
20. Информационное обеспечение АСУЖТ.
21. Входная и выходная информация, нормативно – справочная информация.
22. Классификация и кодирование информации.
23. Идентификация и кодирование объектов железнодорожного транспорта.
24. История создания и развития автоматизированной системы оперативного управления перевозками (АСОУП), её основные функции.
|
25. Информационно - аналитическая система поддержки управленческих решений по грузовым перевозкам (комплекс ИАС ПУР ГП)
26. Перспективы развития управления эксплуатационной работой с использованием ИАС ПУР ГП
27. Назначение, основные технические характеристики и функциональный состав АСУС.
28. Основные принципы работы АСУС.
29. Автоматизация обработки информации и технологических документов. Получение справок.
30. Телеграмма-натурный лист грузового поезда (ТГНЛ).
31. Кодирование и обработка ТГНЛ.
32. Комплексная система автоматизированных рабочих мест (КСАРМ).
33. Характеристика основных автоматизированных рабочих мест работников станции.
34. Автоматизированный роспуск составов. АРМ ДСПГ.
35. Назначение и функциональные возможности автоматизированного рабочего места дежурного по станции (АРМ ДСП).
36. Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ).
37. Автоматическая система контроля инвентарных номеров (АСКИН). АРМ сигналиста
38. Интегрированная информационная поддержка управления вагонным парком ДИСПАРК.
39. Цели создания ДИСПАРК, её применение на сети дорог. Организационная и функциональная структура.
40. Диалоговая информационная система контроля оперативной работы (ДИСКОР).
41. Цели и задачи ДИСКОР, этапы создания, требования к системе.
42. Диалоговая автоматизированная система ОСКАР, её назначение.
43. Сетевая интегрированная информационно-управляющая система (СИРИУС).
44. Назначение, основные подсистемы АСУ «Экспресс-3», их функциональные возможности
45. Назначение, комплекс задач системы планирования и управления поездной работой.
|
46. Информационное обеспечение оперативного персонала центра управления перевозками (ЦУП).
47. Назначение ДЦ «Неман».
48. Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера (АРМ ДНЦ), его оборудование, функции.
49. Автоматизированная система разработки графиков движения поездов (АС «Графист»).
50. Автоматизированная система «Окна». Назначение, функции, общие принципы работы
Задача №1
Транспортная задача - это простейшая задача линейного программирования. Условие этой задачи в общем виде можно записать следующим образом:
имеется m пунктов А1, А2, …,Аm, в которых производится некоторый однородный продукт соответственно в количествах a1, a2,…,an единиц.
Этот продукт необходимо доставить в n пунктов потребления B1,B2,…,Bn, потребности которых в продукте соответственно составляют b1,b2,…,bn единиц.
Стоимость перевозки из каждого пункта производства Aj(i= l,2,...,m) в каждый пункт потребления Bj (j = 1,2,....,n) известна, и равна Сij единиц.
Требуется найти план перевозок, при котором были бы удовлетворены все потребности, а суммарная стоимость всех перевозок (F) была бы наименьшей.
Общий вид транспортной задачи приведен в таблице 3.1
Таблица 3.1- Общий вид транспортной задачи
Решается транспортная задача в два этапа:
– Составляется начальный (опорный) план перевозок методом северо-западного угла или минимального элемента (или любым другим методом) и подсчитывается его общая стоимость;
– Находится оптимальное решение методом потенциалов (или любым другим методом).
Для составления начального (опорного) плана исходные данные записываются в виде таблицы. Клетки таблицы заполняются, начиная с левой верхней (северо-западный угол) или начиная с минимальной стоимости, при этом полностью удовлетворяются или потребности пункта назначения, или отдаются полностью запасы пункта производства. Заполненных клеток должно быть на единицу меньше, чем сумма строк и столбцов в таблице. Если заполненных клеток меньше, следует поставить нулевые значения в любые клетки таким образом, чтобы данное условие выполнялось.
Далее рассчитывается общая стоимость перевозки и начальный план проверяется на оптимальность. Используется при этом в данной практической работе метод потенциалов, который состоит в следующем:
– Назначаются потенциалы строк (u1,u2,..., um, где m - количество
строк) и потенциалы столбцов (v1,v 2,..., vn, где n - количество столбцов);
– Для каждой занятой клетки составляется уравнение вида Vj-Ui=Cij.
Полученная система уравнений имеет на одно неизвестное больше, чем самих уравнений. Система решается следующим образом:
Одно из неизвестных полагается равным любому числу и через него вычисляются все остальные неизвестные.
Далее для каждой свободной клетки вычисляются специальные числа
aij=Vj-Ui-Cij
Если среди полученных чисел aijнет положительных, то такое решение транспортной задачи считается оптимальным.
Если среди полученных чисел aij есть положительные, то оптимальный план не получен и задачу следует решать дальше. Для этого строится цикл пересчета, начиная с клетки с наибольшим положительным числом aij(если имеется несколько одинаковых положительных числа, пересчет можно начинать с любой их них).
Цикл пересчета представляет собой многоугольник с прямыми углами, стороны которого должны быть параллельны строкам и столбцам. Вершины многоугольника помечаются знаками "+" и "- " по порядку. Поворачивать линия многоугольника может только в занятой клетке. В «минусовых» клетках выбирается минимальная перевозка и в «плюсовых» клетках она добавляется, а в «минусовых» вычитается. Полученный новый план проверяется на оптимальность вышеописанным способом. Расчеты производятся до тех пор, пока среди чисел aijне будет положительных.
Пример расчета.
Исходные данные:
Четыре предприятия данного экономического района для производства продукции используют три вида сырья. Потребности в сырье для них соответственно равны 120, 50 и 190 единиц. Сырье сосредоточено в трех местах получения, а запасы равны соответственно 160, 140 и 170 единиц. На каждое из предприятий сырье может завозиться из любого пункта его получения.
Тарифы перевозок являются известными величинами и заданы матрицей:
7 8 1 2
С = 4 5 9 8
9 2 3 6
Требуется составить такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозки является минимальной. Решение задачи.
Представим исходные данные в виде таблицы:
Находим опорный план перевозок методом минимального элемента
Стоимость полученного плана равна F = 1* 160 + 4* 120 + 8*20 + 2*50 + 3 *30 + 6*90 = 1530 у.е. Проверяем полученный план на оптимальность. Для этого для занятых клеток вычисляем потенциалы строк и столбцов:
v3– u1=1 v1 – u2 = 4
v4– u2 = 8 v2– u3 = 2 v3 – u3 = 3 v4– u3 =6
Получена система из шести уравнений с семью неизвестными. Полагаем u1 = 0и находим остальные неизвестные: v3 = 1; u3= –2; v2 = 0; v4 = 4; u2 = –4; v1= 0. Вычисляем числа aijдля свободных клеток:
a11 = v1 – u1 – c11 = – 7
a12 = v2 – u1 – c12 = – 8
a14 = v4 – u1 – c14 = 2
a22 = v2 – u2 – c22 = – 1
a23 = v3 – u2 – c23 = – 4
a31 = v1 – u3 – c31 = – 7
Так как среди чисел aijесть положительное число a14 = 2, цикл пересчета начинаем
склетки1-4
Вычисляем стоимость полученного плана
F = 1* 70 + 2*90 +4*120 +8*20 + 2*50 + 3*120 = 1350у.е. у.е.
Проверяем полученный план на оптимальность:
v3 – u1=1
v4– u1= 2
v1– u2 = 4
v4– u2 = 8
v2– u3= 2
v3– u3 =3
Полагаем u1= 0 и находим остальные неизвестные: v3 = 1; v4 = 2; u2 = –6; v1= –2; u3 = –2; v2 = 0;
Вычисляем числа aij для свободных клеток:
a11 = v1 – u1 – c11 = – 9
a12 = v2 – u1 – c12 = – 8
a34 = v4 – u3 – c34 = –2
a22 = v2 – u2 – c22 = 1
a23 = v3 – u2 – c23 = – 2
a31 = v1 – u3 – c31 = – 9
Так как среди найденных чисел aij есть положительное число, то пересчет начинается с клетки 2-2 аналогичным образом, пока среди чисел a не будет положительных. Тогда полученный перевозок с общей стоимостью F = 1350 у.е. будет оптимальным.
Результат решения
Варианты исходных данных для решения транспортной задачи №1.
Стоимости перевозок принять самостоятельно.
Исходные данные:
Три предприятия данного экономического района для производства продукции используют три вида сырья. Потребности в сырье для них соответственно равны В1, В2 и В3 единиц. Сырье сосредоточено в трех местах получения, а запасы равны соответственно А1, А2 и А3 единиц. На каждое из предприятий сырье может завозиться из любого пункта его получения.
Тарифы перевозок являются известными величинами и заданы матрицей:
7 8 1
С = 4 5 9
9 2 3
Задача №1 | Запасы | Потребности | ||||
А1 | А2 | А3 | В1 | В2 | В3 | |
ЗАДАЧИ №2
Контрольный знак подвижного состава
С 1963 года на железных дорогах действует семизначная нумерация грузовых вагонов, по которой можно установить род вагона, осность, объем кузова и другие характеристики. В связи с появлением новых типов вагонов (двухъярусных платформ, зерновозов и т. д.) и исключением из парка двухосных вагонов, в 1984 году в систему нумерации вагонов были внесены изменения. Значительно полнее, чем раньше, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе более 60 типов транспортеров.
В каждом роде подвижного состава типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т. е. для типов вагонов, имеющих большую длину, установлены большая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная емкость, которая используется для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа. Так, первая цифра означает род вагона: 2 – крытые грузовые вагоны; 4 – платформы; 6 – полувагоны,7 – цистерны; 8 – изотермические; 3 и 9 – прочие вагоны (специальные и другие); 5 – вагоны – собственность других министерств; 0 – пассажирские вагоны; 1 – локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы на железнодорожном ходу.
Вторая цифра для всех видов вагонов, кроме прочих, номер которых начинается с 3, кодирует осность: цифры 0–8 означают четырехосные, 9 – восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам (у шестиосных вагонов вторая цифра номера – 6, у транспортеров – 9). Седьмая цифра номера вагона несет информацию о наличии у вагона переходной площадки.
Основные типы грузовых вагонов и их нумерация приведены в приложении А.
С 1984 года введена «защита» номера вагона, которая предусматривает добавление восьмой (контрольной) цифры номера вагона. С ее помощью проверяют правильность передачи и записи номера в документах. Для защиты номеров вагонов с целью стандартизации методов контроля на железных дорогах СНГ и Западной Европы использован способ, предложенный комиссией ОСЖД-МСЖД в 1963 году (модуль К = 10). Весовой ряд имеет вид {Zi} = 2, 1, 2, 1, …, при этом каждая нечетная цифра номера вагона, считая справа, умножается на 2, а четная – на 1. Затем выполняется поразрядное сложение полученных произведений и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10.
Пример Для определения контрольной цифры для номера вагона 2467766 производится поразрядное умножение цифр номера на весовой ряд:
2 4 6 7 7 6 6
2 1 2 1 2 1 2
4 4 12 7 14 6 12.
Определяется поразрядная сумма: 4 + 4 + 1 + 2 + 7 + 1 + 4 + 6 + 1 + 2 = 32. Последующим за 32 числом, кратным десяти, является 40. Дополняющим до 40 будет число 8 (К зн= 40 – 32 = 8). Оно и является контрольной восьмой цифрой номера вагона. Номер вагона будет выглядеть так: 24677668.
В 1984 году изменена также система нумерации пассажирских вагонов с четырехзначной на семизначную с восьмым контрольным знаком. Номер пассажирского вагона, как отмечено выше, начинается с нуля, две следующие цифры несут информацию о дороге приписки, 5–7-й знаки составляют порядковый номер вагона. Четвертый знак означает: 0 – мягкий и мягко-жесткий; 1 – купейный; 2 – жесткий открытый; 3 – с креслами и местами для сидения; 4 – почтовый и банковский; 5 – багажный и почтово-багажный; 6 – ресторан; 7 – служебно-технический; 8 – специальный вагон других министерств и ведомств; 9 – резерв.
Номера локомотивов, электропоездов, дизель-поездов, мотовозов, автомотрис и т. д., а также специальных машин и механизмов на рельсовом ходу начинаются всегда с 1. Второй знак является признаком локомотива или машины; 0 – паровозы; 1 – электровозы односекционные; 2 – электровозы многосекционные; 3 – электропоезда; 4 – метрополитен; 5 – тепловозы односекционные; 6 – тепловозы многосекционные; 7 – дизель-поезда и автомотрисы; 8 – специальный тяговый подвижной состав (мотовозы, автодрезины и т. д.); 9 – путевые машины.
По третьему и четвертому знакам номера локомотива можно установить его основную техническую характеристику: для какого вида движения используются, серия локомотива, тип передачи и т. д. Аналогично для путевых машин эти знаки означают назначение машины и ее серию.