Психологическая диагностика неуспевающего ребенка




(выявление причин)

Шаг 1. Анализируется физическое и психическое здоровье ребенка;

Шаг 2. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы;

Шаг 3. Проверяются учебные навыки; адекватность способов учебной работы;

Шаг 4. Анализируется эмоционально-волевая сфера ребенка;

Шаг 5. Анализируются особенности мотивации ребенка;

Шаг 6. Анализируется сфера межличностных отношений ребенка;

Шаг 7. Анализируется ситуация в семье, стиль воспитания, виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности.

Примечание: Очередность шагов может быть и иной. Так, в случае ситуативной (не затяжной) неуспеваемости в первую очередь необходимо анализировать сферу межличностных отношений ребенка и ситуацию в семье. В любом случае педагогу-психологу необходимо проанализировать совокупность причин, их взаимовлияния друг на друга, оценить свои возможности по организации помощи ребенку.

Показатели Возможные причины, могущие привести к трудностям в обучении Рекомендуемая диагностика Общие рекомендации  
Физическое и психическое здоровье ребенка. Исключая грубые патологии физического и психического развития, которые редко встречаются в массовой школе перечислим основные первопричины: - недостаточность ЦНС, - органическая неполноценность головного мозга, -недостаточность мозгового кровообращения, -повышенное внутричерепное давление, -тяжелые и длительно протекающие соматические заболевания, -парциальные дефекты анализаторов и пр. Анализ мед. карт; рабочих тетрадей; беседа с родителями; наблюдение. Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность, утомляемость, недостаточная концентрация внимания, неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания. Организация врачебной помощи. Решение вопроса о форме обучения. Профилактика переутомления. Индивидуальная коррекционо -развивающая работа, по показаниям медиков.   Групповая коррекционная работа, направленная на компенсацию наиболее общих особенностей, препятствующих успешному обучению (по показаниям медиков).
Познавательные процессы Нарушение восприятия, внимания, памяти, мышления, сенсомоторных процессов, умственной работоспособности. Психодиагностический практикум Часть III. (Шадрин А.Н.);   Информирование учителя об особенностях развития познавательной сферы, о возможностях развития и компенсации. Организация коррекции проблемной сферы и развитие компенсаторных возможностей.
Навыки учебной деятельности Несформированность навыков учебной деятельности   Экспертная оценка педагога. (Приложение 1)   Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике (Локалова Н.П. [6]). Формирование навыков планирования и самоконтроля. Коррекция непродуктивных приемов и способов организации учебной деятельности.  
Эмоционально-волевая сфера Высокая тревожность   Эмоционально-волевая незрелость (низкая произвольность психических процессов)   «САН», «Типовое состояние», «Оценка нервно-психического состояния» (Психодиагностический практикум Шадрин А.Н.)., тест Люшера; Проективные рисуночные методики; Исследование самооценки. При тревожности: -поддерживать доброжелательные взаимоотношения; -найти и обеспечить сферу успеха; -щадящий оценочный режим в сфере неуспеха; -снизить значимость сфер неуспеха.   При низкой произвольности: - поддержание непосредственного интереса к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности; - оценивание преимущественно содержательной, а не формальной стороны работы; - избегание по отношению к ребенку проявлений «отрицательного внимания». - Часто необходимо помочь ребенку найти место в детском коллективе.
Особенности мотивации ребенка Низкая учебная мотивация     анкета Н.Г. Лускановой [7] Поддержание преобладания положительных эмоций в учебной деятельности. Стимулирование познавательной активности, заинтересованности в результатах умственной деятельности.
Сфера межличностных отношений ребенка Нарушение отношений с учителем, с одноклассниками, низкий статус в группе, влияние неформальной группы   Несформированность средств общения «Восприятие психологической атмосферы на занятиях», «Психологическая атмосфера в классе», Экспресс методика «Отношение к коллективу» (Психодиагностический практикум Шадрин А.Н.); Социометрия (Д.Морено) Управление динамикой межличностных отношений классным руководителем.
Ситуация в семье, стиль воспитания. Попустительство родителей (отсутствие контроля) Завышенные требования Разлад в семье или ее распад Антиобщественное поведение родителей Равнодушие родителей к детям и к их образованию Педагогические ошибки в воспитании и пр. Наблюдение, беседа, «Семейный Тест Отношений» Бене – Антонии, Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, тест «Рисунок семьи» и др. -Просвещение родителей по вопросам воспитания детей их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. -Коррекция детско-родительских отношений через консультации и тренинги (возможна лишь на добровольных началах и при доверительных отношениях между психологом и родителями).

 

Помимо формулировки «ребенок плохо учится», педагоги и родители используют и другие жалобы, типа «ребенок лениться», «ребенок рассеян», «ребенок неуправляем». Таким образом, педагоги и родители, обращаясь за консультацией к психологу, пытаются указать на причину возникающей неуспеваемости ребенка. Ниже приведены наиболее вероятные психологические причины, лежащие в основе таких жалоб.

«Ребенок ленится». Дети, которые, по мнению учителя или родителей, учатся хуже своих способностей.

Наиболее вероятные психологические причины: н арушение учебной мотивации; повышенная тревожность (мотивация избегания неуспеха); нарушение отношений с учителем; сниженная энергетика; общая замедленность темпа деятельности.

«Ребенок рассеян». Учащиеся проявляют высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активности низкий. Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.

Наиболее вероятные психологические причины: несформированность организации деятельности; повышенная тревожность; неудовлетворенная потребность во внимании (как следствие - уход в фантазирование); СДВГ

«Ребенок неуправляем». Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив. Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость.

Наиболее вероятные психологические причины: избалованность; низкая произвольность психических процессов; не реализованная демонстративность (повышенная потребность во внимании); повышенная энергетика; СДВГ.

Примечание: Если мы говорим «наиболее вероятные причины», значит, могут быть и другие, сугубо индивидуальные, которые можно обнаружить, используя профессионализм и искреннюю заинтересованность.

Предложенные рекомендации носят самый общий, схематический характер и только задают направления организации работы с детьми с теми или иными особенностями в развитии. Разумеется, в каждом конкретном случае эти схемы и рекомендации должны быть предельно конкретизированы, привязаны к определенным условиям. Тем не менее, приведенные рекомендации, помимо прочих, можно рассматривать как задачи при проектировании индивидуальной траектории развития ребенка.

Нужно помнить, что любому ребенку всегда можно помочь. И сделать это эффективно возможно, лишь устраняя истинную причину неблагополучия.


Приложение 1.

Уровень владения общеучебными умениями и навыками (ОУУН).

Экспертная оценка педагога

_____________________________________

(Фамилия Имя ученика)

Для заполнения используется трехбалльная система оценки.

 

Общеучебные умения и навыки Баллы
1. Учебно-организационные  
ставить учебную задачу  
понимать последовательность действий  
сравнивать полученные результаты с учебной задачей  
оценивать свою деятельность  
правильно оформлять и вести тетрадь  
Сумма баллов  
2. Учебно-информационные  
работать с учебником и дополнительной литературой  
различать повествование, описание, рассуждение  
составлять речь на основании текста таблицы, схемы,  
осуществлять наблюдение за объектом  
владеть различными видами пересказа  
Сумма баллов  
3. Учебно-логические  
выделять главное  
составлять простой план  
сравнивать факты, явления, события по заданным критериям  
давать определение по существенным признакам  
высказывать суждения, подтверждать их фактами  
обобщать информацию  
Сумма баллов  
4. Учебно-коммуникативные  
высказывать суждения  
задавать уточняющие вопросы  
выслушивать другого  
распределять работу при совместной деятельности  
участвовать в учебном диалоге  
Сумма баллов  
Итоговая сумма баллов  
Средний арифметический балл  

 

1 — критический уровень (не владеет);

2 — достаточный (частично владеет)

3 — оптимальный (владеет).


Использованная литература

1. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. Томск: «Пеленг», 1993.-69 с.

2. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться?. М.: Академический Проект, 2004. – 144 с.

3. Гамзео М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.

4. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев, 1993. – 193 с.

5. Дробниская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. М.: Школа-Пресс, 2001. – 144с.

6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – М.: «Ось-89», 2003. – 96с.

7. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие. М.: Фолиум, 1999. – 31с.

8. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Минск, 1977.

9. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.

10. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / Сост. И.В. Дубровина и др. М., 1999. – 368 с.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: