(выявление причин)
Шаг 1. Анализируется физическое и психическое здоровье ребенка;
Шаг 2. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы;
Шаг 3. Проверяются учебные навыки; адекватность способов учебной работы;
Шаг 4. Анализируется эмоционально-волевая сфера ребенка;
Шаг 5. Анализируются особенности мотивации ребенка;
Шаг 6. Анализируется сфера межличностных отношений ребенка;
Шаг 7. Анализируется ситуация в семье, стиль воспитания, виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности.
Примечание: Очередность шагов может быть и иной. Так, в случае ситуативной (не затяжной) неуспеваемости в первую очередь необходимо анализировать сферу межличностных отношений ребенка и ситуацию в семье. В любом случае педагогу-психологу необходимо проанализировать совокупность причин, их взаимовлияния друг на друга, оценить свои возможности по организации помощи ребенку.
Показатели | Возможные причины, могущие привести к трудностям в обучении | Рекомендуемая диагностика | Общие рекомендации |
Физическое и психическое здоровье ребенка. | Исключая грубые патологии физического и психического развития, которые редко встречаются в массовой школе перечислим основные первопричины: - недостаточность ЦНС, - органическая неполноценность головного мозга, -недостаточность мозгового кровообращения, -повышенное внутричерепное давление, -тяжелые и длительно протекающие соматические заболевания, -парциальные дефекты анализаторов и пр. | Анализ мед. карт; рабочих тетрадей; беседа с родителями; наблюдение. Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность, утомляемость, недостаточная концентрация внимания, неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания. | Организация врачебной помощи. Решение вопроса о форме обучения. Профилактика переутомления. Индивидуальная коррекционо -развивающая работа, по показаниям медиков. Групповая коррекционная работа, направленная на компенсацию наиболее общих особенностей, препятствующих успешному обучению (по показаниям медиков). |
Познавательные процессы | Нарушение восприятия, внимания, памяти, мышления, сенсомоторных процессов, умственной работоспособности. | Психодиагностический практикум Часть III. (Шадрин А.Н.); | Информирование учителя об особенностях развития познавательной сферы, о возможностях развития и компенсации. Организация коррекции проблемной сферы и развитие компенсаторных возможностей. |
Навыки учебной деятельности | Несформированность навыков учебной деятельности | Экспертная оценка педагога. (Приложение 1) Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике (Локалова Н.П. [6]). | Формирование навыков планирования и самоконтроля. Коррекция непродуктивных приемов и способов организации учебной деятельности. |
Эмоционально-волевая сфера | Высокая тревожность Эмоционально-волевая незрелость (низкая произвольность психических процессов) | «САН», «Типовое состояние», «Оценка нервно-психического состояния» (Психодиагностический практикум Шадрин А.Н.)., тест Люшера; Проективные рисуночные методики; Исследование самооценки. | При тревожности: -поддерживать доброжелательные взаимоотношения; -найти и обеспечить сферу успеха; -щадящий оценочный режим в сфере неуспеха; -снизить значимость сфер неуспеха. При низкой произвольности: - поддержание непосредственного интереса к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности; - оценивание преимущественно содержательной, а не формальной стороны работы; - избегание по отношению к ребенку проявлений «отрицательного внимания». - Часто необходимо помочь ребенку найти место в детском коллективе. |
Особенности мотивации ребенка | Низкая учебная мотивация | анкета Н.Г. Лускановой [7] | Поддержание преобладания положительных эмоций в учебной деятельности. Стимулирование познавательной активности, заинтересованности в результатах умственной деятельности. |
Сфера межличностных отношений ребенка | Нарушение отношений с учителем, с одноклассниками, низкий статус в группе, влияние неформальной группы Несформированность средств общения | «Восприятие психологической атмосферы на занятиях», «Психологическая атмосфера в классе», Экспресс методика «Отношение к коллективу» (Психодиагностический практикум Шадрин А.Н.); Социометрия (Д.Морено) | Управление динамикой межличностных отношений классным руководителем. |
Ситуация в семье, стиль воспитания. | Попустительство родителей (отсутствие контроля) Завышенные требования Разлад в семье или ее распад Антиобщественное поведение родителей Равнодушие родителей к детям и к их образованию Педагогические ошибки в воспитании и пр. | Наблюдение, беседа, «Семейный Тест Отношений» Бене – Антонии, Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, тест «Рисунок семьи» и др. | -Просвещение родителей по вопросам воспитания детей их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. -Коррекция детско-родительских отношений через консультации и тренинги (возможна лишь на добровольных началах и при доверительных отношениях между психологом и родителями). |
Помимо формулировки «ребенок плохо учится», педагоги и родители используют и другие жалобы, типа «ребенок лениться», «ребенок рассеян», «ребенок неуправляем». Таким образом, педагоги и родители, обращаясь за консультацией к психологу, пытаются указать на причину возникающей неуспеваемости ребенка. Ниже приведены наиболее вероятные психологические причины, лежащие в основе таких жалоб.
«Ребенок ленится». Дети, которые, по мнению учителя или родителей, учатся хуже своих способностей.
Наиболее вероятные психологические причины: н арушение учебной мотивации; повышенная тревожность (мотивация избегания неуспеха); нарушение отношений с учителем; сниженная энергетика; общая замедленность темпа деятельности.
«Ребенок рассеян». Учащиеся проявляют высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активности низкий. Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.
Наиболее вероятные психологические причины: несформированность организации деятельности; повышенная тревожность; неудовлетворенная потребность во внимании (как следствие - уход в фантазирование); СДВГ
«Ребенок неуправляем». Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив. Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость.
Наиболее вероятные психологические причины: избалованность; низкая произвольность психических процессов; не реализованная демонстративность (повышенная потребность во внимании); повышенная энергетика; СДВГ.
Примечание: Если мы говорим «наиболее вероятные причины», значит, могут быть и другие, сугубо индивидуальные, которые можно обнаружить, используя профессионализм и искреннюю заинтересованность.
Предложенные рекомендации носят самый общий, схематический характер и только задают направления организации работы с детьми с теми или иными особенностями в развитии. Разумеется, в каждом конкретном случае эти схемы и рекомендации должны быть предельно конкретизированы, привязаны к определенным условиям. Тем не менее, приведенные рекомендации, помимо прочих, можно рассматривать как задачи при проектировании индивидуальной траектории развития ребенка.
Нужно помнить, что любому ребенку всегда можно помочь. И сделать это эффективно возможно, лишь устраняя истинную причину неблагополучия.
Приложение 1.
Уровень владения общеучебными умениями и навыками (ОУУН).
Экспертная оценка педагога
_____________________________________
(Фамилия Имя ученика)
Для заполнения используется трехбалльная система оценки.
Общеучебные умения и навыки | Баллы |
1. Учебно-организационные | |
ставить учебную задачу | |
понимать последовательность действий | |
сравнивать полученные результаты с учебной задачей | |
оценивать свою деятельность | |
правильно оформлять и вести тетрадь | |
Сумма баллов | |
2. Учебно-информационные | |
работать с учебником и дополнительной литературой | |
различать повествование, описание, рассуждение | |
составлять речь на основании текста таблицы, схемы, | |
осуществлять наблюдение за объектом | |
владеть различными видами пересказа | |
Сумма баллов | |
3. Учебно-логические | |
выделять главное | |
составлять простой план | |
сравнивать факты, явления, события по заданным критериям | |
давать определение по существенным признакам | |
высказывать суждения, подтверждать их фактами | |
обобщать информацию | |
Сумма баллов | |
4. Учебно-коммуникативные | |
высказывать суждения | |
задавать уточняющие вопросы | |
выслушивать другого | |
распределять работу при совместной деятельности | |
участвовать в учебном диалоге | |
Сумма баллов | |
Итоговая сумма баллов | |
Средний арифметический балл |
1 — критический уровень (не владеет);
2 — достаточный (частично владеет)
3 — оптимальный (владеет).
Использованная литература
1. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. Томск: «Пеленг», 1993.-69 с.
2. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться?. М.: Академический Проект, 2004. – 144 с.
3. Гамзео М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
4. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев, 1993. – 193 с.
5. Дробниская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. М.: Школа-Пресс, 2001. – 144с.
6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – М.: «Ось-89», 2003. – 96с.
7. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие. М.: Фолиум, 1999. – 31с.
8. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Минск, 1977.
9. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.
10. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / Сост. И.В. Дубровина и др. М., 1999. – 368 с.