Всё ли Вы успеваете?
а) Да;
б) Нет.
2. Что больше всего помогает Вам продуктивно работать в течение дня? (Выберите 1 вариант)
а) | Поддержка коллег, умение делегировать; | е) | Ситуация приближающегося дедлайна; |
б) | Всё ситуативно (в разных случаях разные вещи помогают); | ж) | Распределение сил в соответствии со своими целями, ритмами, возможностями; |
в) | Самодисциплинированность; | з) | Внешняя мотивация (деньги, бонусы, выгоды); |
г) | Позитивный настрой, юмор, перерывы; | и) | Ничего не помогает, работаю непродуктивно; |
д) | Контроль со стороны начальства; | к) | Другое _________________________________. |
3. Какие дела Вы склонны решать в первую очередь? (Выберите не более 3 вариантов)
а) | Переписка (письма) по работе | к) | Поддержание порядка на рабочем месте |
б) | Превентивные (предотвращающие) меры | л) | Рутинная работа |
в) | Планирование новых проектов | м) | Рассмотрение неотложных материалов |
г) | Личные телефонные звонки | н) | Развлечения, перерывы, отдых |
д) | Переговоры, разговоры по работе | о) | Проекты, у которых подходят сроки сдачи |
е) | Решения кризисных ситуаций | п) | Оценка полученных результатов |
ж) | Телефонные звонки по работе | р) | Общественная деятельность |
з) | Определение новых перспектив | с) | Значимые, важные, интересные проекты |
и) | Неформальное общение, сплетни | т) | Другое _________________________________. |
Кратко ответьте на следующие открытые вопросы:
Если бы у Вас был целый свободный день, чем бы Вы занимались?
Опишите свой самый загруженный день
С чем, на Ваш взгляд, связаны основные проблемы потери времени в процессе Вашей работы?
Ключи
1. Всё успевать невозможно и это нормально! Во-первых, успевая одно, нам всегда автоматически хочется успеть и второе, и третье и т.д. – это дурная бесконечность: «всё» мы не можем осуществить перебором, поскольку мы конечные во времени и пространстве существа. Во-вторых, это происходит, поскольку часть намеченных планов и проектов, в принципе, не нужно реализовывать: они могут оказаться лишними, нежизнеспособными, неуместными и т.д. Будучи погружены в текущие дела, мы не всегда можем сразу оценить, действительно ли необходимо воплощать тот или иной план и воплощать именно таким путём. Всем планам, проектам, программам нужно давать время, чтобы они «устоялись» в голове и прошли отбор на адекватность (а такой отсев происходит, только если мы сумели «посмотреть со стороны»). Поэтому надо уметь «временить», не срываясь в «активизм»: что-то просто необходимо отсеивать, на что-то просто не стоит тратить силы.
|
2. Больше всего должен помогать продуктивно работать в течение дня умеренный график распределения сил, согласно собственным возможностям, способностям, интересам и биологическим ритмам. Безусловно внешняя и внутренняя мотивации важны, а без таких качеств, как дисциплинированность, самоорганизованность, умение концентрироваться, не обойтись. Однако сами по себе они не обеспечат постоянный тонус и равномерное распределение сил. Необходимо соблюдать режим труда и отдыха, настроенный под особенности своего организма и условия работы, иначе чрезвычайно вероятны «перекосы» (расстройства физического и психического здоровья, социальная неудовлетворённость, этическая неустойчивость и т.д.).
|
3. Дела распределены следующим образом: (1) важные и срочные, (2) важные и несрочные, (3) неважные и срочные, (4) неважные и несрочные. Старайтесь свести на «нет» дела (4), учитесь оперативно решать дела (3), уделяйте должное внимание делам (2) и (1), стремясь, однако, чтобы срочных дел было как можно меньше –важные же в размеренном темпе занимали подавляющую часть вашего времени.
а) | Переписка (письма) по работе (3) | к) | Поддержание порядка на рабочем месте (2) |
б) | Превентивные (предотвращающие) меры (2) | л) | Рутинная работа (4) |
в) | Планирование новых проектов (2) | м) | Рассмотрение неотложных материалов (3) |
г) | Личные телефонные звонки (4) | н) | Развлечения, перерывы, отдых (4) |
д) | Переговоры, разговоры по работе (3) | о) | Проекты, у которых подходят сроки сдачи (1) |
е) | Решения кризисных ситуаций (1) | п) | Оценка полученных результатов (2) |
ж) | Телефонные звонки по работе (3) | р) | Общественная деятельность (3) |
з) | Определение новых перспектив (2) | с) | Значимые, важные, интересные проекты (2) |
и) | Неформальное общение, сплетни (4) |
Ответы на открытые вопросы:
4. Освободите себе один выходной день и займитесь этим! В ответе на данный вопрос Вы написали то, что давно откладываете, но хотели бы сделать. Себя иногда тоже надо баловать, давать себе отдохнуть и переключиться. Если же Вы написали, что «поработали бы ещё» в свободный день, обязательно разберитесь в причинах написанного: либо Вы настолько любите свою работу, что она является для Вас лучшим отдыхом и приносит высшее счастье (если это искренне, Вы – молодец, но не забывайте отдыхать даже от любимого дела), либо Вы гиперответственны и Вам не хватает рабочего времени успеть сделать эти дела (поэтому даже свободное время Вы готовы пожертвовать для доделывания основной работы, что неправильно). Во втором случае необходимо переосмыслить как своё отношение к работе (ради чего Вы так поступаете?), так и причины нехватки основного рабочего времени (что «съедает Ваше время в течение рабочего дня?»).
|
5. Подумайте на описанном примере, чем для Вас является «загруженность»: количество дел, или разнообразие видов деятельности, или трудоёмкость задач для выполнения, или появление лишних непредвиденных ситуаций и обстоятельств, или невозможность сосредоточиться на чём-то одном в условиях многозадачности, или … Определили? Теперь разберите для себя, как нужно организовать себя, чтобы таких загруженных дней было как можно меньше. Распределяйте нагрузку равномерно, старайтесь не допускать «авралов».
6. Главное правило работы над собой – уметь отслеживать непродуктивные моменты, замечать, когда Вы ленитесь, занимаетесь «не тем», пребываете «не в том» состоянии. Чаще всего время уходит впустую, когда мы не обладаем навыками настройки своего состояния и нас «рассеивает» на ненужные дела или «убивание времени». Цените время своей жизни, не тратьте его на бесполезные дела, которые не поддерживают Вас в состоянии готовности, внимательности, сконцентрированности и не обогащают Вас опытом, смыслом, новыми знаниями. Учитесь чувствовать свою «пору» и работать над собой, чтобы максимально в ней пребывать.