Изобразительное искусство периода Октябрьской революции и гражданской войны




 

После Октябрьской социалистической революции роль изобразительных искусств была обусловлена их новым общественным положением. Победа революции имела своим следствием широкую демократизацию искусства, установление неразрывной связи между ним и интересами социалистического отечества.

Ведущие принципы и задачи советских изобразительных искусств и архитектуры определились уже на самом раннем этапе. Советская власть, взяв на себя охрану музейных сокровищ, памятников архитектуры и старины, одновременно стремилась сделать все возможное для развития нового искусства. Подписанный В.И.Лениным 12 апреля 1918г. декрет положил начало созданию первых советских скульптурных памятников. В других декретах содержались решения об организации художественных выставок и конкурсов, учреждении государственных закупочных комиссий, денежных средствах, реформе художественного образования, мастерских для художников и т.д.

План «монументальной пропаганды», принятый по предложению В.И.Ленина, явился в то время самым ярким выражением общих принципов нового искусства. Главную цель «монументальной пропаганды В.И.Ленин видел в том, чтобы поставить искусство на службу революции, воспитать народ в духе нового, коммунистического миропонимания.

Вместе с упразднением некоторых уродливых памятников, прославлявших царизм, декрет предписывал мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов монументов в честь Октябрьской социалистической революции. В список лиц, память которых намечалось увековечить, вошли имена замечательных людей прошлого – революционеров и общественных деятелей, писателей, ученых, философов, художников. Начиная с осени 1918 г. на улицах Петрограда, Москвы и других городов появились первые произведения «монументальной пропаганды» - памятники Радищеву, Степану Разину, Робеспьеру, Каляеву, Тарасу Шевченко и другим.

Над осуществлением плана работали многие скульпторы, представлявшие различные творческие течения, - Н.А.Андреев, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев, В.И.Мухина, С.Д.Меркуров, В.А.Синайский, архитекторы Л.В.Руднев, И.А Фомин, Д.П.Осипов, В.М.Маят. Идеи ленинского плана оказали влияние и на более широкую область монументально-декоративного искусства – праздничное оформление городов, праздничных шествий и.т.д. В оформлении улиц Москвы и Петрограда в дни первой годовщины Октябрьской революции участвовали видные художники, в том числе К.С.Петров-Водкин, Б.М.Кустодиев, С.В.Герасимов. При всем несовершенстве большинства первых памятников и произведений декоративной живописи они несли с собой дух гуманизма, пафос революционного обновления жизни.

Характерной чертой Изобразительное искусство эпохи Октябрьской революции и гражданской войны была агитационная направленность, определявшая значение и место отдельных его видов. Наряду с памятниками и с мемориальными досками рупором революционных идей и лозунгов стал плакат, говоривший языком аллегории (А.П.Апсит), политической сатиры (В.Н.Дени) и достигший тогда наибольшей высоты в классических работах Д.С.Моора («Ты записался добровольцем?», «Помоги»). Непревзойденными в своем роде были также «Окна РОСТА» В.В.Маяковского и М.М.Черемных. «Телеграфный» язык этих плакатов, сознательно упрощенный, отличался остротой и лаконизмом.

К искусству плаката тесно примыкала политическая графика, которую широко популяризировали журналы «Пламя», «Красноармеец» и другие периодические издания. Революционная тематика проникла и в станковую графику (рисунки Б.М.Кустодиева), особенно в гравюру на дереве и линолеуме. «Войска» В.Д.Фалилеева, «Броневик» и «Крейсер Аврора» Н.Н.Купреянова – типичные произведения графики этого времени. Для них характерны напряженные контрасты черно-белой манеры, повышение роли силуэта. Эпоха революции получила отражение и в книжной иллюстрации (рисунки Ю.П.Анненкова к «Двенадцати» А.Блока, обложки и книжные знаки С.В.Чехонина), но этот род искусства был в большей мере связан с новыми изданиями классической литературы, прежде всего «Народной библиотеки» (работы Д.Н.Кардовского, Е.Е.Лансере и других).

В портретной графике особую ценность имели сделанные с натуры зарисовки В.И.Ленина (Н.И.Альтман, Н.А.Андреев). Плеяда крупных мастеров (А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский, А.П.Остроумова-Лебедева) развивали пейзажную графику.

Станковая живопись первых послереволюционных лет больше, чем какой либо другой вид искусства, испытала на себе давление «левого фронта». Выставки того времени изобиловали формалистическими произведениями. Вместе с тем работы многих художников-реалистов были далеки от современности. Лишь некоторые полотна («Новая планета» К.Ф.Юона, «Большевик» Б.М.Кустодиева и т.п.) свидетельствовали о стремлении их авторов раскрыть исторический смысл происходящего, хотя и эти работы были отмечены печатью наивного аллегоризма. Свойственная всему советскому искусству раннего периода аллегория проникала даже в пейзажную живопись, породив такой своеобразный отклик на современные события, как, например, картина А.А.Рылова «В голубом просторе». Но в картинах первого советского баталиста М.Б.Грекова события революционной эпохи получили свое прямое изображение.

Среди прочих искусств в особом положении находилась архитектура, возможности которой в это период не выходили за рамки проектирования и теоретического осмысливания новых задач. Но уже в следующий период, а именно в 30-е годы архитектура и искусство изменились немного в другую сторону.

Михаил Михайлович Черемных (1890-1962 гг.)

Советский график, народный художник РСФСР. Создатель «Окон РОСТА», один из создателей «Окон ТАСС». В 1918 году участвовал в начатом по указу В.И. Ленина восстановлении курантов Спасской башни Московского Кремля. Сотрудничал в газетах и журналах («Крокодил», «Смехач», «Безбожник» и др.) В своих произведениях использовал монтаж сюжетно взаимосвязанных рисунков, лаконичный стилизованный силуэт, броский шрифт и др. приемы, активно воздействующие на зрителя.

 

Дмитрий Стахеевич Моор (Орлов) (1883-1945 гг.)

Советский график. Мастер сатирического рисунка. В 1910-1920 годы стал одним из родоначальников советского политического плаката («Ты записался добровольцем?»). Для Мора характерен выразительный, иногда гротескный, контурный рисунок, резко очерчивающий плоскостное цветовое пятно. Сотрудничал с газетой «Правда», журналами «Крокодил», «Безбожник», «У станка».

 

Виктор Николаевич Дени (Денисов) (1893-1946 гг.)

Советский график, карикатурист. В 1910х гг. работал в юмористических журналах, с 1921 года сотрудник газеты «Правда». Для политических плакатов и карикатур Дени характерны сатирическо-жанровое решение темы, сочетание контурного рисунка с заливкой локальными цветовыми пятнами (плакат «Антанта», 1919 г., рисунок для «Правды» «На борьбу с беспризорностью», 1926 и др.).

 

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930 гг.)

Русский поэт. В 1919–1922 Маяковский сотрудничал как художник и автор текстов, а затем и руководил мастерской по изготовлению так называемых «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – плакатов, предназначенных для вывешивания в витринах пустующих магазинов и отражающих злободневные политические и военные события. С приходом Маяковского «Окна РОСТА» приобрели структуру, напоминающую современный комикс: серия рисунков, отображающая последовательно развивающиеся события, с краткими стихотворными подписями. Попытки сделать тексты более доступными малограмотному и малообразованному читателю обусловили обращение к стилизации под фольклор. Рисунки и тексты к плакатам были анонимны, и точно установить авторство Маяковского не всегда представляется возможным.

 

Агитационный фарфор

Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Таким уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор. На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но как средство агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, то против нас» и др., которые художниками искусно складывались в яркий декоративный орнамент.

Во главе группы художников завода работал Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936), входивший ранее в объединение «Мир искусства», мастер книжной иллюстрации. Эскизы разрабатывали такие известные художники как П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин, М.В. Добужинский, Н.И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестеренка. Сюжетами художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки народного быта и русских сказок.

После войны художники изображали героев мирной жизни – матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара с папкой, парня, поющего «Интернационал». Серия произведений была посвящена голодающим Поволжья. Наряду с расписной посудой завод выпускал мелкую пластику: фигурки матросов, рабочих, красногвардейцев, милиционеров, женщин, вышивающих знамя, шахматы «Красные и белые».

Советский агитационный фарфор был предметом экспорта. Произведения занимают достойное место в собраниях музеев и частных коллекциях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: