художественный образ и эстетический идеал.




Философия искусства.

Категории современной философии искусства:

художественный образ и эстетический идеал.

Выполнила:

Дидарқызы Каракөз,

Экономика,2 курс

Философия исскуства. Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Искусство — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством понимается выражение действительности сквозь призму художественных образов, таким образом искусство может определить человек написавший картину. Также искусство — это процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира.

Философия искусства — сегмент общей философии культуры, особенность которого составляет эстетика, являющая основу и суть философии искусства.

Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.

Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:

воспитательную, помогая сформировать представления о нравственности;

познавательную, выступая источником информации о внешнем и внутреннем мире;

социальную, призывая людей к общению и взаимодействию;

эстетическую через формирование представлений о прекрасном;

гедонистическую, позволяя человеку наслаждаться, любуясь произведениями искусства;

развлекательную и другие.

Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.

Сходств у них много, к ним можно причислить:

стремление основываться на интуиции – через чувственное восприятие в искусстве и интеллектуальное – в философии;

осознание важности целостности человеческой личности и мира, в искусстве под такой целостностью понимается красота в широком смысле слова, в философии – бытие;

ключевая фигура всегда – человек с богатством его внутреннего мира, противоречиями и мыслями.

Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:

методы передачи информации: в искусстве это – язык образов, а в философии – метод рассуждения;

философия концептуальна, творчество – образно;

художеству свойственна спонтанность, а философии – использование одних и тех же оснований, или понятий. Философия более последовательна.

История философии искусства, как и история эстетики, отчетливо разделяется на два основных этапа. Первый из них, именуемый обычно традиционной философией искусства, начался еще в античности и продолжался примерно до средины XIX в. Второй этап, называемый современной (иногда неклассической, или нонклассической) философией искусства, охватывает последние полтора столетия.

Современная философия искусства не имеет, как и в прошлом, никакой общепринятой парадигмы (образцовой, общепринятой теории) и представляет собой множество несовместимых друг с другом и конкурирующих между собой концепций. В их числе марксистская, неомарксистская, позитивистская, феноменологическая, экзистенциалистская, прагматистская, неотомистская и другие философии искусства. Направления в философии искусства различаются пониманием искусства и его истории, теми общими понятиями, которые используются при анализе искусства, истолкованиями функций искусства, разбиениями истории искусства на основные этапы, выделением основных линий прошлого развития искусства и представлениями о тенденциях будущего его развития. Когда заходит речь о философии искусства, всегда необходимо уточнять, какая из многочисленных ее версий имеется в виду. Но то, что философия искусства существует в форме множества разнородных, не сводимых даже в расплывчатое единство теорий, и, надо думать, всегда будет существовать в такой форме, не снижает ценности философского осмысления искусства и его истории.

Традиционная философия искусства, у истоков которой стояли Платон и Аристотель, развивалась очень медленно, и обсуждавшиеся в ней проблемы зачастую не отличались от проблем, поставленных еще ее основателями. Современная теория искусства явилась попыткой осмыслить ту революцию в искусстве, которая постепенно вызревала на протяжении всего XIX в. и совершенно недвусмысленно выразила себя уже в самом начале XX в. возникновением абстракционизма, кубизма, футуризма и т.д. Новая философия искусства на первых порах резко противопоставляла себя традиционной философии искусства. Постепенно становилось понятно, что преемственность существует не только в развитии искусства, но и в его философском осмыслении и что одна из задач новой философии искусства заключается в уточнении и систематизации основных категорий и идей традиционной философии искусства и в определении их места в более общей и более фундаментальной философии искусства. Со временем основное содержание традиционной философии искусства должно войти в состав современной философии искусства, так что традиционные философские представления об искусстве окажутся одним из фрагментов современных философских представлений о нем.До сих пор распространено мнение, будто параллельно существуют и будут неограниченно долго существовать две совершенно разных, в сущности несовместимых друг с другом философии искусства — традиционная и современная.

Эстетика.Современные категории эстетики. Отличие современной философии искусства от традиционной остается почти неисследованным, что во многом обусловлено тем, что современная философия искусства находится в процессе становления.

Современная философия искусства включила все эти категории, существенно переосмыслив их содержание. Она принципиально изменила старую иерархию категорий и ввела целую серию новых категорий, без которых, как выяснилось, невозможен достаточно полный анализ не только современного искусства, но и искусства предшествующих эпох. В числе новых категорий можно упомянуть художественный стиль, тенденцию в развитии искусства, художественное пространство, художественное время, игру, абсурд, лабиринт, повседневность, символ, симу- лякр, деконструкцию и др.Радикально изменилась сама иерархия категорий философии искусства. Традиционная философия искусства считала основной задачей искусства формирование и развитие способности человека творчески преобразовать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Прекрасное выступало как центральная категория искусства и его философии. Современное искусство показало, что прекрасное не единственная и не главная цель искусства. В связи с этим на первый план выдвинулась более широкая категория эстетического.

Эстетика — наука об эстетических аспектах, или эстетическом измерении, человеческого существования. Эстетическое меняется со временем, но не настолько, чтобы однажды возникли и параллельно существовали две совершенно разные науки об эстетическом, две разные эстетики.Эстетическое находит наиболее концентрированное выражение в искусстве. Искусство и его философские истолкования постоянно изменяются, но это не значит, что в настоящее время существуют две параллельные философии искусства, причем одна из них говорит о старом искусстве, а другая — исключительно о современном.

Современная философия искусства рассуждает в координатах иных эстетических категорий, чем традиционная философия искусства. Кроме того, новая философия искусства, будучи составной частью современной культуры, опирается в своем теоретическом мышлении на совершенно другие категории, чем предшествующая культура. Утвердившееся с середины XIX в. новое эстетическое видение мира — всего лишь незначительный фрагмент нового видения мира современной культурой. Изменение системы эстетических категорий — только следствие более глубинного преобразования категориального аппарата современной культуры, или, иначе говоря, утверждения современного «духа времени», современного способа видения мира.

Художетвенный образ как категория эстетики. Художественный образ как эстетическая категория является обобщенной картиной, которая создается с помощью вымысла и обладает эстетическим значением. Он также служит единственно возможной формой отображения действительности в искусстве. Вымысел художника создает другую реальность в контексте эстетического идеала, который опирается на жизненный опыт. Трактовка образа может быть также различной, в зависимости от знаний осмысливающего человека и исторической эпохи.Существует множество приемов для создания образа: сравнение, типизация, обобщение, вымысел и другие. Художественный образ обладает следующими функциями:

отражение черт действительности и раскрытие духовной жизни;

выражение эмоционального отношения к явлению или объекту;

воплощение идеала, гармонии и красоты;

создание эстетической значимости;

формирование внутренней установки у зрителя, слушателя или читателя на восприятие;

воплощение определенного рода условности при отражении фактических данных (творческая роль).

Эстетический идеал как категория эстетики. Что такое эстетический идеал? Это представление о прекрасном. Нетрудно догадаться, что у каждого человека оно свое. В зависимости от образа жизни, воспитания, образования и мировоззрения, человек формирует свою картину мира и создает в ней свою систему ценностей.Эстетический идеал – это высшая степень прекрасного. Следует отметить, что этот идеал на протяжении жизни одного человека может меняться, преобразовываться. На формирование эстетического воззрения человека воздействует общество, мода, современные тенденции и течения в искусстве. То, что в прошлом веке считалось безобразным, может сегодня считаться восхитительным, и наоборот. Но есть и незыблемые ценности. Чаще они касаются внутреннего мира человека. Это может быть характер и его личные качества. Например, во все времена ценились благородные поступки, смелые парни и воспитанные девушки. Эти незыблемые идеалы не меняются и по сей день. Но не нужно забывать, что в мире нет ничего долговечного. Возможно, даже то, что сегодня кажется непреложной истиной, завтра изменится. Поэтому, когда кто-то рассказывает об эстетическом идеале, нужно иметь в виду, что речь идет о чем-то временном.

Эстетический идеал – это чувство прекрасного, которое формируется, а не зарождается в душе. Соответственно, представление человека и его жизненные воззрения будут формироваться с течением долгого времени.

Вывод:у каждого человека свое понимание об эстетике и его категориях,свое понимание о прекрасном и идеальном,поэтому все рассуждения являются субъективными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: