Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена




Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса

Предложение и факторы, его определяющие

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена

 

4.1. Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса

При экономическом анализе спроса следует различать:

-спрос;

- платежеспособный спрос;

- величину спроса.

Спрос (demand)- отражает желание покупателя приобрести экономическое благо на определенных условиях.

Платежеспособный спрос – та масса благ, которую домашнее хозяйство реально готово приобрести с учетом своих экономических возможностей и сложившихся потребительских предпочтений в единицу времени, что подтверждается соответствующей суммой денежных средств.

Величина (объем) спроса – количество благ, которое покупатель желает и способен приобрести в данный период времени, при определенных условиях.

Цена спроса – максимальная цена, согласен предложить которую покупатель готов предложить за единицу товара в данный момент времени.

Зависимость объема спроса на определенный товар Х от соответствующих факторов выражает функции я спроса:

Где - цены, I – доходы, Т – вкусы, W – богатство, … - и другие возможные неценовые факторы.

 

Рис. Кривая спроса

Линия спроса – это геометрическое место расположения точек, каждой из которых соответствует определенное значение двух переменных – цены спроса на экономическое благо и объема покупок товара по данной цене спроса.

Различают индивидуальный и рыночный спрос (с соответствующим графическим отражением). Индивидуальный – спрос на экономическое благо со стороны одного индивида (домашнего хозяйства), рыночный – совокупность всех индивидуальных спросов (спроса субъектов «рынка покупателя»).

Закон спроса – чем ниже в определенный момент времени цена на экономическое благо, тем выше спрос на него.

Исключения из действия закона спроса:

1. Первое отклонение касается так называемых низших товаров. Как правило, это товары первой необходимости (парадокс Гиффена). Применительно к данной группе товаров при повышении цены величина спроса на них не меняется.

2. Второе отклонение затрагивает высококачественные товары, т.е. предметы роскоши («эффект сноба» или «эффект Веблена»). Здесь при снижении цены спрос не растет, а снижается.

3. Третье отклонение касается инфляционного ожидания. В таких условиях перед очередным «прыжком» цены наблюдается заметный рост объема спроса.

4. Эффект присоединения к большинству или «эффект вагона». Цена на товар может не меняться, но товар, например, престижный, поэтому объем спроса постоянно увеличивается.

На величину спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

1. Ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного товара, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Графически это отражается движением по точкам кривой спроса (вдоль кривой).

2. Неценовые:

· доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нор­мальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.

• вкусы потребителей (мода); проявляется «эффект присоединения к большинству»;

• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, нацио­нального, религиозного состава покупателей.

• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые - субституты и взаимодополняемые - комплементы); Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажи­отажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

 

4.2. Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения

Предложение (supply) – это готовность предприятий, изготовителей и продавцов поставить на рынок в определенный момент времени по данной цене конкретное количество экономических благ.

Объем предложения (Qs) – есть максимальное количество товаров и услуг, которое товаров и услуг, которое продавец предложить для продажи на рынке продукта в единицу времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель готов поставлять продукцию на рынок.

На практике объем предложения на рынке продукта зависит от различных факторов, что и выражает функция предложения:

где К – характер используемой технологии; С – налоги и дотации; Z – природные и климатические условия; …. – другие возможные факторы.

 

Рис. 3. Кривая предложения

 

Линия предложения объединяет все точки, которые отражают изменение объема предложения в зависимости от уровня цены.

Закон предложения гласит: чем выше цена, тем больше объем предложения.

На величину предложения влияют ценовые и неценовые факторы.

1. Ценовые – повышение цены стимулирует производителей данного товара расширять производство. Графически это отражается движением по точкам кривой спроса (вдоль кривой).

2. Неценовые:

· величина издержек, производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уро­вень издержек производства (затрат) зависит от применя­емой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

· налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

· наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

· количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.

 

4.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена

На рынке продукта интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. При этом покупатель нуждается в продавце, а продавец нуждается в наличии покупателя. Для реализации своих экономических интересов они вынуждены искать согласие, обеспечивать рыночное равновесие.

Ситуация, когда планы покупателей совпадают с планами продавцов так, что при данной величине предложения формируется соответствующий объем спроса, называется рыночным равновесием.

Рыночным равновесием называется такая ситуация, когда планы покупателей приобрести по определенной цены конкретное количество экономических благ полностью совпадают с планами производителей (продавцов) поставить на рынок по той же цене экономические блага, так что при данной величине предложения формируется соответствующий объем спроса.

Для иллюстрации такого взаимодействия совместим на одном графике кривые спроса и предложения:

Рис. 4 Рыночное равновесие

 

Точке равновесия Е соответствует:

а) равновесный объем предложения

б) равновесный объем спроса

в) равновесная цена РЕ

г) определенное количество продавцов и покупателей.

В точке рыночного равновесия Е объем платежеспособного спроса равен объему предложения.

Равновесная цена – это рыночная цена, при которой устанавливается равенство между объемом спроса и предложения (Qd=Qs).

Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной, толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию.

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться.

Изменение спроса при постоянном предложении оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства.

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем, а уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: