Личностный и возрастной аспекты одарённости




Изучение одаренности как интегративной личностной х-ки, с точки зрения психофизиологии, было предпринято Лейтесом. В качестве ведущих х-к умственных способностей, он выделяет активность и саморегуляцию, рассматривая при этом их обусловленность св-вами типа нервной системы.

Понимая под одарённостью особый склад личности в целом, необходимо определить систему условий, достаточных для развития личности одарённого человека: развитие мотивации достижения успехов; развитие самооценки; снижение тревожности и агрессии, повышение уверенности в себе; развитие творчества как неотъемлемой части личностного развития одарённого ребёнка; развитие навыков межличностного общения.

Выделяют сл. особенности одаренных детей: более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления; наличие некоторой внутр. установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью; необычайно высокая познават. активность, ненасыщаемая потребность в деятельности; ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению; способность к выдающимся достижениям в любой соц. значимой сфере человеческой деятельности.

Кроме того, проявление и развитие одаренности непрерывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и др. сфер психики человека. Одаренность - это всегда системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязано развиваются и познават., и эмоц., и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких результатов в деятельности.

Возрастные особенности одаренности. Творческие возм.сти человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития - 2-5 лет. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

Еще одна точка отсчета - память, х-щая спец. талант, избирательна и эффективна. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоц. развития талантливым детям св-венны сл. черты: - Сильно развитое чувство справедливости. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

- Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую.

- для одаренных детей х-рны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоц. зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

- то, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление спец. способностей.

М. выделить 2 критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. 1й критический период наблюдается в возрасте от б до 8 лет. Если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства -50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество - поисковый х-р: они направлены в осн. на самостоятельное нахождение неизвестного. В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский х-р. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возм.стях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни. К концу подросткового возраста четко выделяются 2 крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок - проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: