Рецензия на зачетный урок по ОБЖ Клименковой Оксаны Александровны на тему: «Основы безопасности личности, общества и государства».




ОТЧЕТ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

студента IV курса заочного отделения

 

ДРОБИНИНА Сергея Владимировича

 

Руководитель практики:

 

БОЛКУНОВА Марина Вениаминовна

 

Москва 2015

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ПРИКЛАДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

__________________________________________________________________

ОТЗЫВ

О работе студента IV курса заочного отделения

Кафедры безопасности жизнедеятельности и прикладных технологий

Дробинина Сергея Владимировича

проходившего педагогическую практику в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы Школа №1106

по адресу г. Москва. Проезд Карамзина дом 13 корп. 3

в период с «05.10.2015 г.» по «15.11.2015 г. »

Студент Дробинин Сергей Владимирович за время прохождения педагогической практики посетил 12 уроков по специальности.

Сергей Владимирович провел зачетный урок в 5-ом классе на тему: «Вредные привычки. Их влияние на здоровье».

В период работы студент Дробинин Сергей Владимирович зарекомендовал себя ответственным и знающим специалистом, в основном показал знание содержания Программы общеобразовательных учреждений. Владеет в полной мере навыками планирования учебного материала урока ОБЖ в 5-ом классе.

Сергей Владимирович обладает высокой эрудицией, коммуникабелен, корректен в отношениях с детьми и старшими. Умеет осуществлять на практике связь теории с жизнью, решать задачи воспитания школьников среднего звена. В своей деятельности применяет знание возрастной психологии.

Сергей Владимирович методически грамотно организовывает детей на учебную работу, регулирует их внимание, активизирует умственную деятельность, поддерживает интерес к изучаемому материалу, использует наглядные материалы, игры, применяет информационно-коммуникационные технологии в обучении ОБЖ.

Сергей Владимирович старается осуществлять принцип индивидуального подхода к детям, предупреждать отставание в усвоении учебного материала. Умело избегает конфликтных ситуаций. Использует метод словесного поощрения. Владеет методиками преподавания ОБЖ в 5-х классах и умело применяет их в практической работе.

 

Оценка за педагогическую практику_________________________

Директор ГБОУ Школа №1106_________________ Мотылева Л.А.

Учитель ОБЖ __________________ Мателин Г.И.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА

 

Руководитель практики: ст.преподаватель Болкунова М.В.

bolkunova_marina@mail.ru

+7 916 127 93 56

Директор

образовательного учреждения: Мотылева Лера Александровна

 

Заместитель директора

по учебной работе: Сорокина Елена Владимировна

Заместитель директора

по воспитательной работе: Селезнева Лидия Ивановна

 

Учитель ОБЖ: Мателин Георгий Иванович

 

Классный руководитель: Жукова Евгения Евгеньевна

 

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

 

«Московский городской педагогический университет»

 

Институт математики, информатики и естественных наук

 

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

ДРОБИНИН

Сергей Владимирович

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Методические рекомендации

 

Направление – 050100.62 «Безопасность жизнедеятельности»

 

Курс обучения – IV

Форма обучения – заочная

 

Руководитель

Педагогической

Практики

Ст. преподаватель Болкунова М.В.

 

 

 

Москва 2015/16 уч. год

Аннотация

Жизнедеятельность человека направлена на изменение природы и создание комфортной искусственной среды обитания для социума. Развитие науки и техники вызывает непредсказуемые последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Повысилась вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Техногенные катастрофы по числу погибших занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий. Технический прогресс существенно повышает риск трагедий. Техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют завершения, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы не перестают действовать в среде еще многие годы. За последние десятилетия в мире произошли сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имели глобальное влияние на человека и окружающую среду.

Вероятность происшествия крупных техногенных катастроф растёт с большим развитием человечества и технического прогресса. Некоторым катастрофам человек научился противостоять, но это требует больших знаний об их причинах и следствиях.

Важную роль в этом играет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, ведь в большинстве случаев, безопасность человека в первую очередь зависит от него самого, от его готовности правильно оценивать ситуацию, найти наиболее безопасный выход из нее.

Понятие о правильном поведении в экстренных ситуациях, в целом, и в частности в чрезвычайных ситуациях природного происхождения формируется еще с ранних лет, в процессе освоения общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Данные методические рекомендации предназначены для учителей ОБЖ в общеобразовательной школе и призваны оказать им помощь в обучении учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасности жизнедеятельности.

Данная методика организации подготовки учащихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения на уроках ОБЖ, положенная в основу методических рекомендаций, использовалась в работе учителя ОБЖ ГБОУ Школа №1106.

Пояснительная записка

Основы безопасности жизнедеятельности - одна из главных дисциплин общеобразовательного учреждения. Это область знаний, в которой изучаются опасности, способные навредить человеку и его среде обитания, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Научить детей предугадать, распознать, избежать, и, в крайнем случае, правильно действовать в опасной ситуации: все это - основные задачи курса ОБЖ.

Для сохранения человеческих жизней, обеспечения личной и групповой безопасности большое значение имеет уровень знаний отдельно взятого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

В настоящее время непростая ситуация в обществе в целом, и в некоторых социальных слоях в частности, вызывает пристальное внимание со стороны системы образования. Имеется острая необходимость выстраивания всевозможных взаимодействий образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В связи с этим большая ответственность возлагается на систему

образования. Подготовка школьников в области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни влияет не только на дальнейшую жизнь одного конкретно взятого ученика, но и на будущее нашей страны, и даже на будущее человечества.

Курс ОБЖ, главной целью которого является формирование у учеников осознанного и решительного отношения не только к личной безопасности, но и к безопасности окружающих, способствует приобретению умений и навыков сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, экстремальных, угрожающих жизни ситуациях и приобретению навыков по оказанию первой помощи пострадавшим. Кроме того данная дисциплина воспитывает в детях любовь к Родине, своей стране.

В общеобразовательных учреждениях приоритетными направлениями преподавания ОБЖ являются основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы безопасного поведения в ЧС социального характера, современный комплекс проблем безопасности и основы военной службы.

Существует несколько рабочих программ по курсу ОБЖ. Программы Топорова И.К., Смирнова А.Т. и Латчука В.Н. являются самыми распространенными.

Рабочая программа Смирнова А.Т. разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к завершенной предметной линии учебников И.К. Топорова, Э.Г. Анючина. Учебно-методические комплексы данной линии прошли экспертизу и одобрены РАО и РАН. Кроме того они включены в Федеральный перечень учебников и обеспечивают освоение образовательной программы основного общего образования, что в свою очередь гарантирует их эффективность.

Целью методической рекомендации является оказание методической помощи учителям ОБЖ в общеобразовательных учреждениях по бучению

теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», т.к. данная программа ориентирована на освоение учениками правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения. Многие преподаватели находят ее доступной и более содержательной, нежели программы, разработанные другими авторами.

Несомненно, данная программа на сегодняшний момент является одной из наиболее приемлемых программ, за счет своей простоты и доступности.

Использование данной программы при обучении детей подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера может способствовать повышению мотивации школьников к овладению культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях и как результат формирования личной направленности учащегося на безопасную и защитную деятельность, а также освоение им системы знаний и умений, целенаправленного развития профессионально значимых качеств.

Новизна данных методических рекомендаций состоит в том, что внедренная методика активных методов обучения с использованием компьютерных технологий даст положительные результаты в овладении курса ОБЖ.

Содержание

Согласно программе Смирнова А.Т, по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» можно предложить следующий календарно-тематический план.

Выписка из календарно-тематического планирования преподавания темы «ЧС техногенного характера» согласно рабочей программе А.Т. Смирнова

 
Класс Тема Часы Тип урока Элементы содержания  
  Опасные ситуации техногенного характера   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Основные термины и понятия из раздела ЧС техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Основные причины техногенных аварий и катастроф.  
  ЧС природного и техногенного характера        
  ЧС техногенного характера и их последствия   Урок изучения нового материала; Промышленные аварии и катастрофы. Понятие об аварии, производственной или транспортной катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера в зависимости от масштаба распространения и тяжести последствий.  
  ЧС техногенного характера и защита населения   Комбинированный    
  Организация защиты населения от ЧС техногенного характера   Урок применения ЗУН учащимися Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика. Основные причины техногенных аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих при техногенных авариях.  
  ЧС природного и техногенного характера и национальная безопасность России   Урок изучения нового материала; комбинированный Цели, задачи и структура РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС наблюдения, контроля и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.  
  Личная безопасность в условиях ЧС техногенного характера   Урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний Понятие о ЧС техногенного характера. Классификация и основные типы ЧС техногенного характера. Опасности аварий и катастроф и их динамика на территории РФ. Отработка практических действий учащихся в ЧС техногенного характера. Правила безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера.  
  Рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера   Отработка умений и навыков    
           

По теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» данная программа ориентирована на освоение учениками правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения.

Задачами выступают:

- освоение школьниками знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях и культуре безопасного поведения при их возникновении;

- обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их возникновения, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

- развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание у учеников культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Возможность эффективного использования образовательного и воспитательного потенциала образовательного учреждения, создание благоприятных условий для личностного роста и познавательного развития школьников, а также обеспечение формирования важнейших компетенций учеников, таких как самоконтроль, внимание к проблемам, готовность

решать сложные задачи, исследовать окружающий мир, готовность идти на разумный риск, способность принимать решения при использовании данной образовательной программы гарантированны.

В тоже время, в соответствии с этой программой, в данный модуль входит предмет обсуждения «Борьба с терроризмом», и хотя ей уделяется значительно меньше часов, это является не рациональным, ведь в наше время проблеме терроризма стоит уделять как можно больше внимания, в связи с его широким распространением. Эта угроза нашего времени, и если ЧС техногенного характера в большинстве своем нам не подвластны, то терроризм это то, что мы можем и должны контролировать.

Так же разбираются все возможные виды чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, встречающиеся во всех точках Земли, но не предусмотрено время на разбор чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, возможных на территории проживания учащихся, в их родной среде. Но так как это программа является примерной программой, учитель может добавить это в план на свое усмотрение.

В целом данная программа зарекомендовала себя с положительной стороны. Она соответствует возрасту школьников. Занятия могут проходить в любой форме, учитель может прибегать к различным методам преподавания и педагогическим технологиям.

Формы, методы обучения школьников ЧС природного характера
Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников средних классов. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.

Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих

определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.
Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять

оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.

Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем (ЧС природного характера), для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

- традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;

- широко применять словесные методы обучения - рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;

- предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении - правильно действовать);

- объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;

- закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах - при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;

- домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);

- использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

 

Список литературы

1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: / Н.П. Абаскалова - Новосибирск; Сибирское университетское издательство, 2013 - 136 с.

2. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов [Текст]: / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев, С.В Петрова - Оренбург; ОГПУ, 2010. - 248 с. 2012. - 390 с.

3. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Программа дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / А.Т. Смирнов, О.Г. Грохольская, Н.А. Ситникова - Москва; Просвещение, 2007. - 268 с.

 

Рецензия на зачетный урок по ОБЖ Клименковой Оксаны Александровны на тему: «Основы безопасности личности, общества и государства».

Отчего зависит успех урока? Одним из важных условий достижения целей урока ОБЖ является овладение культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в овладении учащимися культуры безопасности жизнедеятельности имеет методика работы Клименковой О.А. Наглядным примером этому служит представленный урок.

Из конспекта урока и презентации к уроку видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Клименкова О.А. выделяет структуру урока, которая соответствует требованиям современного урока.

Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: изучение нового материала, закрепление, реализованы как по времени, так и по объему.

Основной задачей Климнковой О.А. на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Практическая работа стимулирует учебно-познавательную деятельность и занимает большую часть урока – что является высоким показателем урока.

Для повышения интереса к уроку, Клименкова О.А. использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Групповая форма работы на уроке позволяет в

течение всего урока поддерживать активность и внимание учащихся. При подведении итогов Клименкова О.А. учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы

Учащиеся сами оценивают работу группы.

Из представленных материалов виден профессионализм Клименковой О.А, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, работа в парах, фронтальная работа. Клименкова О.А. владеет практикой индивидуализированного обучения: она управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика. На этапах индивидуальной работы задания дифференцированы (по количеству).

Для успешного достижения цели урока продуманы и формы деятельности.

Применяются и различные формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная беседа;

Групповая работа;

Практическая работа;

Индивидуальная работа.

Формы и методы соответствуют индивидуальным особенностям учащихся.

Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: