Экологическая культура тюркской кочевой цивилизации




Выполнила:

Дидарқызы Каракөз,

Экономика,2 курс

 

Понятие экологической культуры и его значение в философии.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

Влияние человечества на естественную природу является сегодня одним из существенных факторов эволюции биосферы, изменяя не только ее локальные, но и глобальные характеристики. Важным фактором в оптимизации отношений в системе «человек - природа - общество» является экологическая культура.

Для определения философского содержания понятия «экологическая культура» необходимо кратко очертить трансформацию данного понятия в социально-философской мысли и выяснить, что стоит за этим феноменом.

Совокупное понятие экологическая культура выражает единство культуры и экологии. В философском энциклопедическом словаре содержится определение феномена культуры, согласно которому «культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».Культура общества, как совокупность знаний, умений и навыков, представлений, образов и идеалов, материализованных и идеальных ценностей, определяет через спектр потребностей и интересов отношение людей к окружающей среде.Культура предстает как форма бытия, рядоположенная с другими его подсистемами -природой, человеком и обществом.

 

Термин «экология» возник примерно с середины прошлого столетия. Но лишь в конце XIX века он стал использоваться в науке благодаря немецкому биологу Э. Геккелю, издавшему в 1886 году труд «Всеобщая морфология организмов». В этом труде экологией названа наука, изучающая взаимосвязь организмов с окружающей средой. Причем окружающую среду Э. Геккель понимал как совокупность всех условий существования организма. Вне окружающей среды, считал он, организм существовать не может. По существу ученый сформулировал обобщенный экологический принцип: всякий объект сохраняет свои структурные и функциональные свойства лишь при определенных значениях параметров внешней среды. В этом смысле существование оказывается относительным. Оно определено относительно данной среды.Этот факт дал основание Ю. Г. Маркову трактовать экологию как науку об отношении объектов любой природы с окружающей их средой, как науку об условиях существования этих объектов, или, говоря философским языком, об условиях бытия вещей.

В рамках социальной экологии (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г.Марков, Н. Ф. Реймерс и др.) проводится мысль о том, что противоречия между обществом и природой закладываются не столько в производственных отношениях, сколько в мировоззренческих установках.

Моментом рождения экологической культуры, как особой отрасли философско-культурологического знания, считают вторую половину XIX века. Методологическую основу экологической культуры составили труды А. Ле Шателье, К. Ф. Брауна, Б. Коммонера, В. И. Вернадского. Они впервые проработали термин «биосфера», занимались проблемами человеческого фактора в существовании мира.В частности, в 80-х годах XIX столетия был сформулирован А. Ле Шателье и обоснован К. Брауном принцип, согласно которому внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, стимулирует в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Этот принцип действует и в экосистемах. Однако лишь до тех пор, пока внешнее воздействие не превышает некоторого порогового значения, после чего происходит саморазрушение системы. Принцип Ле Шателье-Брауна в биосфере есть инструмент сохранения ее устойчивости и стабильности.Американский эколог Б. Коммонер одним из первых среди ученых обратил внимание на высокую экологическую «стоимость» технического развития и вывел 4 своих знаменитых «закона» экологии (все связано со всем; все должно куда-то деваться; природа знает лучше; ничто не дается даром). По Б. Коммонеру, «глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может явиться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено».

 

История тюркской (кочевой) цивилизации.

Казахская культура – прямая наследница древнетюркской цивилизации. Благодаря достижениям археологической науки теперь мы знаем, что наши предки имели средневековую городскую культуру, ирригационные сооружения, архитектуру, искусство. Доказано, что наша родина была колыбелью своеобразной степной цивилизации, сочетавшей в себе симбиоз культуры земледельцев и скотоводов, Города и Степи. Причем традиции взаимодействия прослеживаются и ранее - в эпоху бронзы.

Учёными была выдвинута гипотеза о существовании некогда огромной тюркской цивилизации, которая простиралась от Средней Азии до Франции, включавшей Тюркют, Печенегов, Половцев, Кыпчаков, Гуннов, Булгар, Хазар, Огузов, Карлуков, Берендеев и другие.

Социокульт, ставший основой цивилизации, сформировался на территории евразийского континента в I тыс. до н.э. В начале нашей эры тюрки ассимилировали индоевропейцев в Средней Азии. В средние века начался процесс миграции тюрков на Запад.

Тюркскую цивилизацию называют кочевой цивилизацией. Цивилизация имела своё мировоззрение, свою веру – тэнгрианство (V-IV тыс. до н.э.)У цивилизации был тюркский общегосударственный язык, тюркский алфавит, свой календарь 12–летнего животного цикла.

Начало Тюркской цивилизации следует связать с началом экспансии тюрок на Запад и Север в конце I тыс. до н.э. Эта же экспансия привела к гибели цивилизации, т.к. её основной социокультурный субстрат начал растворяться в соседних цивилизациях, не сумев там сохранить свои традиции. Политический распад Тюркской цивилизации можно положить на время подчинения Казани Русскому царю. Но её культурный надлом следует связать с исламизацией населения.

Кочевники и их экологическая культура.

В условиях современных глобальных проблем, в том числе экологической, культура кочевников во многом является показателем бережного отношения к окружающей среде и в начале третьего тысячелетия может служить образцом для современников.

С точки зрения современной экологии каждая этническая культура экологична, так как сформирована благодаря взаимодействию человека с определенной природно-ландшафтной средой путем адаптации к ней. Такая адаптация предполагает соизмерение воздействий на природу с ее возможностями, превышение которых и есть переход грани экологичности.

Экологический мир жителей Великой степи срединной части Евразии был хрупок уже своим происхождением, обусловленным дефицитом влажности. Поэтому справедливо утверждение, что из всех экологических систем мира судьба степей наиболее драматична, несмотря даже на то, что насельники степей — номады — создали хорошо приспособленную и тонко сбалансированную со степной экологией своеобразную и самобытную культуру. Ее высшим проявлением стала кочевая цивилизация.

Понятие цивилизации имеет глубокий философско-исторический смысл и может быть понято и объяснено лишь в системе терминов, описывающих исторический процесс функционирования устойчивых социальных структур, преемственности исторического развития и качественной определенности его исторических стадий. Мы определяем цивилизацию как взаимосвязанную внутреннюю целостность духовной, материальной и социальной жизни конкретного социально-исторического образования, системообразующим ядром которой является культура. Философский подход определяет культуру как способ бытия социума. Культура определяет парадигмы деятельности конкретной социально-этнической общности. И самое важное, что она структурирует социальное целое, определяя тождественность «отдельного», посредством «должного», нормативного. Моральные императивы, нормы языка и коммуникации, эстетические каноны и образ жизни общества создают неповторимый облик любой цивилизации. Культура определяет стабильность социума в динамике его исторического развития и адаптивности ее носителей к влиянию окружающей их среды. Культура тем самым создает механизмы сохранения общества в виде норм, догматов, ценностной системы, священных ритуалов и традиций. Одним из таких элементов социального бытия и является экологическая культура.

Так, например, вся культура номадов Евразии была направлена на поддержание гармонического равновесия с природой, подчинение космическим ритмам и носила экзогенный характер. Предки современных казахов, будучи людьми кочевой цивилизации, оставили в наследство потомкам важные для нашей современности установки: культуру экологического отношения к окружающему пространству, традиции уважения к природе, к космосу и его законам, идеи соразмерности природы, социума и человека.Окружающая среда действительно имела огромный смысл для кочевников: это было то пространство, в котором они жили, воспринимая его, можно даже сказать, как материнскую утробу.

При этом особенностью мышления кочевника являлось то, что он «мыслил не расстояниями, а скоростями», позволившими обладать необъятными просторами степей. Бытие кочевника, следовательно, было переплетено с особенностями его менталитета. «Если бытие цивилизованное или оседлой культуры связано с освоением, преобразованием природы, то пребыванию в мире кочевника характерно более созерцательное, не нарушающее гармонии природы отношение»

Кочевание — это способ жизнедеятельности номадов в пределах своих кочевий, а не бродяжничество «в поисках воды и травы». Кочевья номадов — хорошо освоенная окружающая среда, которая может занимать большие пространства, охватывающие крупные географические объекты, и подразделяется на микрозоны родоплеменных групп, связанные с микротопонимами долин, озер, родовых урочищ и т.п.

Именно в этих условиях у кочевников-номадов вырабатывается своя сис­тема искусств, с их своеобразной поэтикой и пластикой (например, «звериный стиль», раннее тенгрианство, как своеобразная ориентация в пространстве кочевого мира, его бытия). Повсюду, где были кочевья центральноазиатских номадов Евразии в древний и средневековый периоды, мы находим следы их жизнедеятельности в виде могильных курганов, наскальных рисунков, ритуальных каменных кладок, сделанных при совершении жертвоприношений и молебствий, каменных стел и изваяний человеческих фигур (балбалов, «каменных баб»). Все эти различные виды памятников археологии и этнографии разновременные, охватывают в целом три с лишним тысячи лет истории Центральной Азии. Они со всей очевидностью свидетельствуют о том, что степи, горы и долины центральноазиатской части Евразии были одухотворены человеческой мыслью. «Созвучное под родным небом и «блуждающему зверю» и «овалу гор», культура кочевников «развивалась в аридной стране, опираясь на материальную базу, основой которой служило кочевое скотоводство»

Традиционное тюркское мировоззрение считало, что смысл жизни заключается в познании окружающего мира и своего места в нем. Усилия коллективного разума были направлены на уяснение места человека в мире. При этом не столько на установление различия, сколько на тождество человека и мира. В целом реальное представление о жизни – образование земли, появление человека и его внутреннего мира, животных, растений и т. д. оказывается необъятным, так как сама проблема не имеет конечного решения.

Для древних тюрков и их потомков главным первоэлементом мироздания было небо. Это выразилось в том, что верховным богом в пантеоне являлся бог неба - Тейри (древнетюркское Тенгри).

Власть неба обнаруживалась, прежде всего, в явлениях природы. Внезапный ливень, засуха, ураган – все это проявление небесного могущества. Но она же проявлялась в болезнях и смерти. Бог неба и небесный элемент в различных его проявлениях занял исключительное место в процессе формирования этнического сознания тюркских народов. По представлению тюрков, все сущее на земле подвластно Тэнгри - воплощению небесного начала, созданного вселенной, «Духу неба». Надо отметить что под «духом неба» китайские авторы понимали Кек –Тенгри зафиксированный в Орхонских надписях: «А в начале было вверху голубое небо, а внизу темная земля; появились между ними сыны человеческие». Обряд приношения жертвы небу сопровождался молениями, возлияниями кумыса, молока, айрана, мясного бульона (шорпа), принесением в жертву барана, коней и пр.

Подчиняясь воле божеств, традиционное сознание оставляло за собой право на инициативу. Отношения с миром богов строились на договорных началах, как известно, всякая религия делиться на идеологию и практику. В идеологической основе – это мировоззрение, философия, традиции, обычаи народа. В практической части – это обряды, ритуальные атрибуты, молитвы, жертвоприношения. У людей были определенные обязательства, строгое соблюдение которых обеспечивало благополучие семьи, рода, социума. Именно через жертвоприношение и строгое соблюдение ритуальных норм, человек устанавливал контакт со сверхестественными существами. В серии ритуалов на получение природной благодати и лучшей доли выделяются коллективные моления. С точки зрения традиционного мировоззрения именно коллективное обрядовое действие было наиболее эффективным средством установления контакта с иным миром. Примером может послужить языческий обряд с быком, которого вскармливало все село и, затем выводили в поле и гадали о предстоящем урожае.

Памятники маркируют территорию обитания древних предков тюркских народов, что расходится с распространенным представлением о бродяжничестве номадов. Они являются свидетельством материального и духовного освоения этой части Ойкумены. А, значит, и наличия здесь развитой экологической культуры. Ее традиции воспроизводились и передавались из поколения в поколение в течение длительного исторического времени, насчитывающего тысячелетия.

Важно отметить, что закодированный в экологической культуре народов Центральной Азии тип экологического сознания и поведения реализовался в виде традиционно устойчивых стереотипов. Преемственность прослеживается на огромном историческом материале от самых ранних археологических культур и вплоть до новейшего времени.

Тесные межкультурные контакты привели к созданию оригинальных произведений искусства, в которых проявился синкретизм иранской, китайской, согдийской и тюркско-кочевой культурных традиций. Эти элементы переплелись так тес­но, что одни и те же явления исследователи с равным основанием относят к западным или, напротив, восточным влияниям. Поэтому речь идет о «бродячих сюжетах» в культурах народов, проживающих по всей трассе Великого Шелкового пути, одна из трасс которой проходила через Алтай. Здесь находится знаменитый «золотой путь», а сам Алтай был кладезем золота, о чем свидетельствуют сообщения Геродота и археологические памятники знаменитых Берельских курганов и курганов Аржана.

Однако для номадизма являвшимся единственным релевантным способом бытия Человека, особенно губительна, оказалась экспансия западного типа мироотношения. Если до начала Нового времени, т.е. еще до утверждения в Западной Европе капитализма, он не обнаруживал сколько-нибудь явно своих глобально экологических последствий, то с возникновением капитализма он стал развиваться интенсивно и экстенсивно с все нарастающими темпами. К настоящему времени он распространился на весь Земной шар, почти всецело вытеснив восточный (кочевой) способ бытия Человека в Мире и обусловленный им тип мироотношения.

Потеря тюрками экологической культуры.

Приговор аридной зоне и номадному мироотношению на территории нынешнего Казахстана и других районов Евразии фактически был вытеснен акцией колонизации этих земель Российской империей, вставшей со времен Петровских реформ на путь вестернизации. Сюда были импортированы экологически иррелевантные способы природопользования, число и разнообразие которых перманентно увеличивалось с течением времени. Многократно амплифицированное неадекватное антропогенное давление на экосистему аридной зоны происходило на протяжении десятилетий советской власти. Особенно разрушительным (притом с долговременными последствиями) явилось превращение большой территории Казахстана в ядерно-испытательный полигон.

 

 


 

Список литературы:

https://www.tuva.asia/journal/issue_12/4196-baydarov.html

https://www.rusnauka.com/5_SWMN_2014/Istoria/4_157771.doc.htm

https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/turkskaa-civilizacia

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: