Детско-родительские отношения в семье




Существует несколько общекультурологических концепций детства. Одна из наиболее распространенных - психокультурная теория детства Л. Демоза. Всю предшествующую историю в зависимости от стиля воспитания Л. Демоз делит на 6 периодов. 1-й период (с древности до IV в. н.э.) х-ся инфантицидным стилем по отношению к ребенку, т.е. убийство ребенка не наказывалось и даже практиковалось в этот период. 2-й период (с IV в. до XIII в.) отмечен бросающим стилем - стремлением сбыть ребенка кормилице, в монастырь или не замечать его присутствия и дома. Амбивалентное (двойственное) отношение к ребенку х-но для периода с XIV по XVII в. Ребенку уже не отказывали во внимании, но не разрешали самостоятельно духовно развиваться. В 4-й период (XVIII в.) преобладал навязчивый стиль - стремление контролировать не только поведение ребенка, но и его внутр. мир, что усиливало конфликты отцов и детей. Период с XIX до сер. XX в. отличается социализирующим стилем, целью воспитания становится подготовка ребенка к будущей жизни. Во 2-й пол. XX в. утвердился помогающий стиль, согласно которому ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни.

Недостатки периодизации Демоза: субъективизм при определении содержания периодов, несоответствие в ряде случаев истор. фактам, игнорирование эконом. обстоятельств и эколог. условий.

Детско-родительские отношения в психологии. 1м науч. направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был классический психоанализ. В совр. исследованиях происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах соц. адаптации и компетенции.

Гл. ин-том воспитания личности ребенка является семья. В ней закладываются основы личности ребенка. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоц. равновесия и психич. здоровья ребенка. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

На отношение родителя к ребенку влияют: 1) Детский опыт самих родителей. Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не см. решить в детстве. 2) Нереализованные потребности родителей. 3) Личностные особенности родителей. М. проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка. 4) Отношения со 2м родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, то родитель совершенно иначе будет воспринимать те х-ки ребенка, которые он унаследовал от 2го биол. родителя. 5) Обстоятельства рождения ребенка. Страх потерять ребенка появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве и т. д.

Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений. Личко и Эйдемиллер выделили 6 типов сем. воспитания:

1. Гипопротекция (гипоопека) х-ся отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»).

2. Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка лишней заботой, блокирующей его самостоятельность.

3 Эмоц. отвержение проявляется в неприятии ребенка.

4 Жестокие взаимоотношения м. проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоц. враждебности и холодности.

5. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств.

М. выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Отзывчивые семьи. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, зависимы от др.. Материально-ориентированные семьи. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически. Враждебные семьи. К детям проявляется неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. Они растут скрытными. Антисоц. семьи. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: