Формирование личности профессионала




Профессионализация субъекта труда. Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т. е. на основе психич. отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда м. б. не только конкретный человек (индивид), но и соц. группа (рабочий коллектив). Т. о., субъект труда - это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или соц. группа.

Для того чтобы стать субъектом труда, необходимо: 1) достижение высокого уровня развития способностей и др. профессионально важных качеств личности; 2) удовлетворенность трудом; 3) адекватное отражение объекта труда; 4) развитие системы саморегуляции; 5) усвоение об-венно выработанных способов деятельности; 6) развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Психол. сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его личности опирается на 2 осн. понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал». Профессионализация - это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности проф. ориентированных его х-к (психол., физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.

Профессионализацию субъекта труда следует рассматривать в 4х направлениях: 1. Как процесс его социализации - усвоения индивидом соц. норм (культуры), преобразования соц. опыта в собственные проф. ориентированные установки, интересы, ценности, принятия соц. роли, обществ. задачи, вхождения в соц. среду и приспособления к ней и т. д.

2. Как процесс развития личности, т. е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных х-к субъекта труда. Проф. развитие заключается в формировании у человека прежде всего проф. способностей и мотивов труда, соответствующих требованиям деятельности, и зависит от содержания трудового процесса, условий его реализации, особенностей проф. карьеры и т. д.

3. Как проф. самореализацию индивида на жизненном пути, в ходе которой профессионализация обусловливается процессами самопознания, саморегуляции, самоконтроля и самооценки личности, влиянием событийно-биографических факторов - действий, поступков, решений, - жизненного опыта, стиля жизни и т. д. Развитие и профессионализация на протяжении жизненного пути отражаются в возрастных периодах, в стадиях (этапах) жизнедеятельности человека, зависит от жизненных противоречий между требованиями об-ва и стремлением самой личности к развитию и самореализации, планами и их исполнением, социализацией и индивидуализацией личности и т. д. Место профессионализации в жизненном пути личности - это этап трудового пути (проф. путь, трудовая биография, творческий путь личности).

4. Как форму активности личности, которая в психологии рассматривается в соотношении с деятельностью, выступая как динамическое условие ее становления и динамическое условие ее собственного движения. Бернштейн отмечал, что активность человека - это процесс моделирования потребного будущего и целенаправленного его достижения в ходе воздействия на себя и на окружающие условия. Профессионализация как форма активности имеет свою структуру, которая включает мотивы (побудительные силы) профессионализации, ее цели (достижения), представления о программе реализации этого процесса, информационную основу трудовой деятельности, принятие решения на этапах этого процесса, контрольные операции по проверке принятых решений.

Профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психол. особенностей этого понятия, профессионал - это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психол. особенности, во-1х, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возм.стей их реализации), во-2х, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-3х, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: