Проф. просвещение предусматривает проф. информацию, проф. пропаганду и проф. агитацию. Его цель - сообщить учащимся определенный объем сведений о профессиях народного хоз-ва, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать об-венную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хоз-во эконом. региона. Различают также проф. воспитание, под которым понимают воспитание у школьников проф. важных качеств личности: проф. долга и чести, ответственности, проф. гордости, этики и др.
Проф. информация представляет собой систему организации и проведения уч.-воспитат. работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о соц.-эконом., психол. и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Элементы:
- Профинформационный урок, задачами которого являются активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий; выявление правильной мотивации выбора проф. деятельности; содействие развитию самостоятельности учащихся; стимулирование школьников к самовоспитанию проф. значимых качеств.
- Профессиографическая встреча, которая представляет собой встречу представителя определенной профессии со школьниками. В ходе встречи проводят психол. анализ содержания проф. труда, описывают требования профессии к психол. сфере личности. Представитель профессии раскрывает соц.-эконом. и технолог. аспекты проф. деятельности, а также психол. структуру своей профессии.
- Профессиографическая экскурсия, задача которой состоит в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой совр. про-ва, его техникой, организацией труда, а с др. - научить их самостоятельно анализировать профессии.
|
- Профессиографическое исследование, предполагающее самостоятельное добывание информации о данной профессии. Профессия изучается по 5и аспектам, соответственно которым учащихся разбивают на 5 групп: 1я исследует общие сведения о профессии, 2я - х-ку процесса труда, 3я - санитарно-гигиен. условия труда, 4я - требования профессии к физ. и психол. сфере человека, 5я - требования к проф. подготовке.
Кроме того, учащиеся д. знать осн. общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.
В связи с этим перед уч. заведением, как и перед всем об-вом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и об-ва отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой.
Чтобы работа по профпросвещению имела положит. результаты, она д. проводиться умело и с большим пед. тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и об-во испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажима, т. к. неумелое давление на человека м. привести лишь к окончательной потери интереса.
Осн. формами проведения профпропаганды являются встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хоз-ва, про-вах и профессиях и т.д.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы м. проводить по такому плану: 1. Общие сведения о профессии: Краткая х-ка отрасли народного хоз-ва, где применяется профессия, краткий истор. очерк и перспективы развития профессии, осн. специальности, связанные с данной профессией.
|
2. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в науч.-технич. прогрессе, ее перспективность; предмет, ср-ва и продукт труда; содержание и х-р трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и спец. знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь с др. специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку: Санитарно-гигиен. условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, х-р трудностей, степень ответственности, спец. требования к физиолог. и психол. особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; спец. условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии: Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь проф. подготовки с уч. и труд. деятельностью в школе; уровень и объем проф. знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы проф. роста; где м. продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”.