Соц. пед. психология. Пед. взаимодействие и его структура




Термином «пед. психология» обозначаются 2 разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая изучает природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином – «пед. психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования пед. практики. Соц. пед. психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Пед. взаимодействие Составляющим элементом пед. процесса является пед. взаимодействие. Пед. взаимодействие – это преднамеренные или непреднамеренные контакты педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка, порождающие их взаимную связь.

Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, на совр. этапе замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его осн. параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие и др. По мере развития ученика структура его взаимодействия с учителем меняется: будучи изначально пассивным объектом пед. воздействия, он постепенно становится творческой личностью, готовой задавать направление собственному развитию.

Внутр. основа пед. взаимодействия – это пед. отношение: чувства, образы, мысли, которые вызывают у учителя ученики, и вообще собственная его пед. деятельность. В пед. отношении представлен и наглядный образ ученика, его обобщенный портрет. Наконец, 3я часть пед. отношения – мысли об ученике, суждения.

Пед. взаимодействие включает в себя пед. влияние учителя на ребенка, восприятие ребенком учителя и его собственную активность. Активность ребенка м. проявляться в 2х направлениях: в воздействии на педагога и в совершенствовании самого себя (самовоспитании).

Пед. взаимодействие имеет 2 стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролевая сторона обусловлена объективными условиями пед. процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как контролирующее лицо. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам.

Личностная сторона пед. взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого данная сторона взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников.

Оптимальным вариантом является пед. взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоц.го, но и личного, индивид. опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности.

Воздействие педагога на ученика м. б. прямым и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным. Под прямым воздействием понимается непоср-венное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. В некоторых случаях более эффективно косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, у каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию принимает.

Преднамеренное воздействие осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Механизмами преднамеренного воздействия являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в об-ве ценностями и нормами жизнедеятельности. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. С внушением тесно связано подражание. Подражание – это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: