Осн. направления психолого-пед. просвещения родителей по вопросам сохранения психол. здоровья детей дошкольного возраста




Целью практ. психол. работы с детьми в ДОУ м. б. психол. здоровье ребенка, а его психич. и личностное развитие – условием, ср-вом достижения этого здоровья.

Психолого-пед. просвещение родителей с целью повышения их пед. культуры - одно из направлений деятельности ДОУ. Положит. результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь пед. персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования). Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозм. решить в полной мере без активного участия в этом родителей.

Совр.учёные выделяют осн. формы сотрудничества ДОУ с семьей: Родительские собрания; Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы; Дни открытых дверей; Дом. задания; Совместный просмотр видеофильмов; Передача опыта семейного воспитания; Комплектование пед. библиотеки по организации физ. воспитания в семье. Выпуск газеты.

К осн. направлениям работы по повышению психолого-пед. компетентности родителей относятся:

-психол. просвещение по вопросам возрастных изменений психики ребёнка, закономерностей психич. развития и условий, способствующих этому развитию;

-обсуждение индивид. особенностей ребёнка и возм.стей их продуктивного использования в процессе воспит. взаимодействия;

-анализ актуальных проблем ребёнка, рассмотрение способов оказания поддержки;

-обучение родителей конкретным приёмам предупреждения и преодоления проблем во взаимоотношениях с детьми;

-просвещение по вопросам психологии семьи, соц. взаимоотношений.

Навыки, необходимые родителю для продуктивного воспит. взаимодействия с детьми:

-самоконтроль – позволяет подавать пример собственным поведением, а не нотациями;

-посл-ность в своих воспит. подходах;

-демонстрация принятия ребёнка и его поддержки;

-навыки заботы о родственниках.

Работа педагога-психолога с родителями м. б. организована в форме индивид. консультаций, семейных советов, тематических групповых консультаций и соц.-психол. тренингов, совместных занятий для детей и родителей, мини-лекций на родительских собраниях и семинаров-тренингов по особенностям, методам и тактикам воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы, занятий клуба для родителей.

Невербальные (наглядные) методы психол. просвещения (стендовая информация, подборка спец. психол. лит-ры для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.). Вербальные методы работы с родителями (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.).

Т. о., для сохранения психол. здоровья и соц. благополучия детей необходимо выполнение сл. условий: включение в профилактическую работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

 

62. Осн. содержание психол. помощи подросткам с суицидальными намерениями

Рекомендации для оказания эффективной психол. помощи подросткам с суицидальными намерениями. 1. Любое терапевтическое воздействие д. проходить в раппорте, в атмосфере сотрудничества и доверия с клиентом. Подростки очень чувствительны к фальши, лжи, отрицают нравоучения, поэтому консультанту нужно быть искренним, близким, отказаться от манипулятивных методов воздействия.

2. Работа с депрессией, означает расширение границ осознания жизненной ситуации подростка, нахождение новых смыслов существования, оказание поддержки и принятия его сущности.

3. Проработка психотравм и умозаключений, которые подросток вывел для себя. Для психол. помощи при психотравмах рекомендуются такие техники как десенсибилизация и проработка движениями глаз, техника НЛП «Визуально-кинестетическая диссоциация», коллапс якорей, работа на линии времени, работа с метафорой клиента.

4. Работа над психокомплексами: прежде всего, над комплексом неполноценности, который тесно связан с комплексом жертвы и комплексом вины. Психокомплекс, находящийся в Я-концепции подростка, калечит ее, деформирует отношение к себе, приводит к неадекватной самооценке, приводит к отвращению к самому себе, а значит, открывается прямое решение к суицидальной попытке.

5. Психол. помощь при дисморфофобии – особенно св-венное подросткам психич. расстройство, выражающиеся в неприятии своей внешности, сопровождается высоким риском самоубийства. Подросток озабочен своим внешним видом, если небольшая физ. аномалия присутствует, то ей уделяется чрезмерное внимание. Для избавления от дисморфофобии рекомендуются техники когнитивно-поведенческой психотерапии, которые позволяют снять зацикленность на своей внешности, осознать ошибочность своей фиксации и общую надуманность данной проблемы.

6. Для укрепления позитивного эффекта индивид. работы психолога рекомендуется пригласить подростка в поучаствовать в формате психол. группы, что укрепит его соц. Я, пом. установить новые контакты.

Общий смысл психол. помощи при этих кризисных проявлениях – уменьшение эмоц. и когнитивной дезорганизации. Наиболее значимые шаги психолога:

Установление и поддержание контакта с суицидантом и депрессантом. Здесь важно установить склонность к депрессии и суицидальности у подростка. Обычно психолог или психотерапевт задает прямые вопросы о чувствах, провоцирующих желание уйти из жизни.

Осознание гл. проблемы суициданта и депрессанта. В состоянии острой тревоги и душевной боли подростку трудно вычленить гл. проблему, которая приводит его к суицидальным мыслям и желанию свести счеты с жизнью. Психолог помогает подростку выговориться, проанализировать гл. и второстепенные причины депрессии, выявить свои возм.сти в совладании с нею.

Оценка суицидального потенциала включает несколько критериев: ♦ острота переживаемой проблемы;

♦ глубина депрессии и манифестации;

♦ общая стабильность жизни (наличие хорошей семьи, общая успеваемость в школе, друзья, занятия в кружках, спортивных секциях, особенности социализации и др.);

♦ наличие ресурсов окружения (какие близкие люди поддерживают подростка в кризисный момент);

♦ наличие и продуманность суицидального плана (насколько мучителен задуманный уход из жизни, доступность ср-в, конкретизация деталей). Чем более подробно продуман суицидальный план, тем больше опасность, что подросток сведет счеты с жизнью.

Оценка силы и внутр. ресурсов подростка. Ресурсы подростка видны в его поведении: если он адекватен, воспринимает вопрос и отвечает на него понятно, связно, не уклоняется от него, не молчит и не замыкается в себе, то это означает возм.сть позитивного исхода депрессии.

Мобилизация ресурсов. Психолог ставит акценты на связях с семьей, друзьями, школой, которые дадут силы выдержать трудности, уготованные подростку жизнью.

Выработка позитивного плана активной жизни. Это происходит тогда, когда самый тяжелый период в жизни преодолен и надо вновь приниматься за учебу, ходить в школу, отвечать за свои поступки, о ком–то заботиться. Здесь важно меньше касаться прошлых проблем и принимать новые возможные решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: