Пед. общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих гл. образом от индивид. качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе.
Существует несколько классификаций пед. стилей, базирующихся на разных основаниях.
Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников пед. процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации уч.-воспит. работы. Возм.сти коррекции пед. взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки.
Импровизационный стиль позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возм.. Оптимальным представляется гармоничное сочетание в пед. процессе элементов регламентации и импровизации.
Существует также традиционное подразделение стилей по критерию роли участников пед. процесса. В рамках авторитарного стиля общения эти роли строго регламентированы, причём учащемуся принадлежит изначально подчинённая роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребёнка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват постепенным отставанием от возрастающих возм.стей ребёнка, что приводит в итоге к несоответствию пед. стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося.
Попустительский стиль пед. общения внешне позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возм.стью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.
|
Оптимальным представляется демократичный стиль общения, при котором имеет место определённая регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивид. склонностей и особенностей х-ра. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.
В пед. практике чаще всего имеют место «смешанные» стили пед. общения.
Педагог-психолог в рамках работы с педагогами д. заниматься анализом стиля пед. общения и, в случае необходимости, его коррекции. Диагностика м. осуществляться, напр., с помощью методики диагностики стиля взаимодействия Симонова (диагностируемым надо ответить на 50 групп вопросов, каждый из которых указывает на один из видов пед. общения) и др. методик. Психол. коррекция предполагает обоснованное воздействие на дискретные х-ки внутр. мира человека. Коррекция м. осуществляться как в рамках индивид. работы (коррекция определенных психол. х-к педагога и др.) или же в процессе психол. тренинга, т. е. в процессе групповой работы.
Примеры коррекционных упражнений:
Упражнение “Откровенность против манипулирования” Ведущий: “Вы вызвали к доске школьника, и он не смог ответить дом. задание. Что вы говорите?” “Ну, Иванов, ты опять не выучил, садись - два!” Довайте подумаем, что надо бы сказать учителю в данной ситуации, если он старается быть откровенным и открытым человеком и хочет избежать пед. манипулирования. В этом случае он говорит: “Знаешь, Сережа, я уверен, что ты можешь хорошо учиться. Ты - способный парень! Когда ты плохо готовишься к уроку и плохо отвечаешь, я всегда это переживаю. Я был бы рад, если бы ты смог исправить свою двойку!” Психол. механизм 2го высказывания состоит в демонстрации равноправноц позиции учителя: его откровенность направлена к ученику как человеку, как равноправному партнеру по коммуникативному взаимодействию.
|
Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров» Воспитатель, используя средства пед. манипулирования, обычно называет воспитанников по фамилиям. И, напротив, воспитатель, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Участникам тренинга предлагается разыграть ситуацию, в которых они будут обращаться к ученикам по имени.
Упражнение «Мышечная броня» Для того, чтобы поменять позицию «над» на позицию «наравне», необходимо освободить собственные эмоции. Ведущий предлагает участникам тренинга сл. упражнения: глубоко вздохнуть, при выдохе резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Перейдя границу, вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять др. роль.