Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Беседа.
Учитель: Ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую то тут, то там широко врезается море. И, кажется, что до него всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не теряешь сушу из виду… Греция!..
От древнегреческого искусства до нас дошла расписная керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это всего лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие вазу, позднее – более разнообразные мотивы с изображениями людей и животных из простейших геометрических форм. Амфора из Дипилона.
Амфора из Дипилона.
В VII – начале VI века до н.э. бессюжетный геометрический орнамент уступает место изображению человеческих фигур. Начинается новый период в развитии греческой вазописи.
Разнообразные формы греческих ваз.
Учитель: Греческие сосуды были очень разнообразны по форме:
1. Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками – для хранения вина, зерна, растительного масла, мёда.
2. Объёмистые кратеры с широким горлом – для вина, смешанного с водой.
3. Изящные гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей (вертикальной), чтобы снимать с головы.
4. Плоские с ножкой и двумя ручками килики – чаши для питья.
5. Высокие, удлинённые лекифы – для душистого масла.
И ещё многие другие кувшины и чаши.
Все они отличаются удивительной стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. Всё тот же закон функциональности.
Учитель: Из уроков истории вам известны виды греческой росписи на вазах.
Краснофигурная и чёрнофигурная роспись.
Учитель: Искусство вазописи быстро совершенствовалось. Для начала и середины VI века до н.э. характерны чёрнофигурные вазы и в их изготовлении первое место занимает Аттика с её столицей Афинами.
Чёрнофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наносится на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка – силуэт, так что фигура даётся не объёмно (часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль).
Детали прорабатываются резцом, подобно гравировке по металлу. Тела фигур окрашиваются в?????? цвет. Вся не разрисованная поверхность вазы покрывается обычно лаком, который придаёт ей металлический блеск.
Кратер Клития и Эрготима (ваза «Франсуа»)
Учитель: Великолепнейший образец чёрнофигурной керамики – знаменитая ваза «Франсуа», названная так по имени открывшего её археолога.
Пять поясов, девять мифологических сцен, двести фигур. Торжественное шествие богов, охота на вепря; люди, кони, кентавры, мчащиеся колесницы.
Нет ещё перехода чистой геометричности к выразительности изображения: если прищурить глаза, роспись вазы покажется нам геометрическим узором.
Эксекий. Аякс и Ахилл, играющие в кости.
Учитель: Но вот проходят всего три-четыре десятилетия и перед нами уже другое искусство. Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости. Роспись сделана Эксекием, крупнейшим аттическим вазописцем третьей четверти VI века до н.э. Чем отличается эта амфора от вазы «Франсуа»?
Роспись уже не узор, а картина.
В конце VI века до н.э. в вазописи наступает коренной перелом: чёрнофигурную роспись сменяет более совершенная – краснофигурная.
Сами фигуры оставляются в тёплом цвете глины, а фон покрывается блестящим чёрным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими чёрными линиями, едва заметными бледными жёлтыми штрихами.
Учитель: Наш Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний античной керамики.
Античные вазы.
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу,
«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,
другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
потом мы к одной пригляделись, случайно,
потом загляделись…
И, может быть, час никак не могли оторваться от ваз.
… То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
И каждая ваза с рисунком-рассказом.
… Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(И Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то,
а это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот Одиссей, подающий советы.
А это кентавры…
А это…
А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Учитель: Среди эрмитажных шедевров особенно характерна для ранней краснофигурной росписи ваза работы знаменитого мастера Евфрония, изготовленная около 510 г. до н.э.
Краснофигурная пелика работы Евфрония.
Это так называемая пелика – сосуд для вина и масла.
Сюжет росписи: первая ласточка. Мужчина, юноша и мальчик, над ними – ласточка. Надписи, начертанные пурпуром: «Смотри, ласточка!» - «Да, клянусь Гераклом!» - «Вот она! Уже весна!» Контуры фигур угловаты, их движения неловки. Но важно, что фигуры очень динамичны, что они поворачиваются, оживлённо жестикулируют. Радость наступившей весны воодушевляет их, и та же радость воодушевляет художника-вазописца.
III. Практическая работа.
Нарисуем миниатюрные греческие вазы. Сейчас вы станете древнегреческими художниками-вазописцами, и украсите свои вазы чёрнофигурной или краснофигурной росписью, какая вам больше нравится.
Возьмите гуашь и тонкие кисти. Приступайте.
VI. Итог урока.