III. Практическая работа.




Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа.

Учитель: Ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую то тут, то там широко врезается море. И, кажется, что до него всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не теряешь сушу из виду… Греция!..

От древнегреческого искусства до нас дошла расписная керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это всего лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие вазу, позднее – более разнообразные мотивы с изображениями людей и животных из простейших геометрических форм. Амфора из Дипилона.

Амфора из Дипилона.

В VII – начале VI века до н.э. бессюжетный геометрический орнамент уступает место изображению человеческих фигур. Начинается новый период в развитии греческой вазописи.

Разнообразные формы греческих ваз.

Учитель: Греческие сосуды были очень разнообразны по форме:

1. Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками – для хранения вина, зерна, растительного масла, мёда.

2. Объёмистые кратеры с широким горлом – для вина, смешанного с водой.

3. Изящные гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей (вертикальной), чтобы снимать с головы.

4. Плоские с ножкой и двумя ручками килики – чаши для питья.

5. Высокие, удлинённые лекифы – для душистого масла.

И ещё многие другие кувшины и чаши.

Все они отличаются удивительной стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. Всё тот же закон функциональности.

Учитель: Из уроков истории вам известны виды греческой росписи на вазах.

Краснофигурная и чёрнофигурная роспись.

Учитель: Искусство вазописи быстро совершенствовалось. Для начала и середины VI века до н.э. характерны чёрнофигурные вазы и в их изготовлении первое место занимает Аттика с её столицей Афинами.

Чёрнофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наносится на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка – силуэт, так что фигура даётся не объёмно (часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль).

Детали прорабатываются резцом, подобно гравировке по металлу. Тела фигур окрашиваются в?????? цвет. Вся не разрисованная поверхность вазы покрывается обычно лаком, который придаёт ей металлический блеск.

Кратер Клития и Эрготима (ваза «Франсуа»)

Учитель: Великолепнейший образец чёрнофигурной керамики – знаменитая ваза «Франсуа», названная так по имени открывшего её археолога.

Пять поясов, девять мифологических сцен, двести фигур. Торжественное шествие богов, охота на вепря; люди, кони, кентавры, мчащиеся колесницы.

Нет ещё перехода чистой геометричности к выразительности изображения: если прищурить глаза, роспись вазы покажется нам геометрическим узором.

Эксекий. Аякс и Ахилл, играющие в кости.

 

Учитель: Но вот проходят всего три-четыре десятилетия и перед нами уже другое искусство. Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости. Роспись сделана Эксекием, крупнейшим аттическим вазописцем третьей четверти VI века до н.э. Чем отличается эта амфора от вазы «Франсуа»?

Роспись уже не узор, а картина.

В конце VI века до н.э. в вазописи наступает коренной перелом: чёрнофигурную роспись сменяет более совершенная – краснофигурная.

Сами фигуры оставляются в тёплом цвете глины, а фон покрывается блестящим чёрным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими чёрными линиями, едва заметными бледными жёлтыми штрихами.

Учитель: Наш Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний античной керамики.

 

Античные вазы.

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу,

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись, случайно,

потом загляделись…

И, может быть, час никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза с рисунком-рассказом.

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то,

а это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей, подающий советы.

А это кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

 

Учитель: Среди эрмитажных шедевров особенно характерна для ранней краснофигурной росписи ваза работы знаменитого мастера Евфрония, изготовленная около 510 г. до н.э.

Краснофигурная пелика работы Евфрония.

Это так называемая пелика – сосуд для вина и масла.

Сюжет росписи: первая ласточка. Мужчина, юноша и мальчик, над ними – ласточка. Надписи, начертанные пурпуром: «Смотри, ласточка!» - «Да, клянусь Гераклом!» - «Вот она! Уже весна!» Контуры фигур угловаты, их движения неловки. Но важно, что фигуры очень динамичны, что они поворачиваются, оживлённо жестикулируют. Радость наступившей весны воодушевляет их, и та же радость воодушевляет художника-вазописца.

 

III. Практическая работа.

Нарисуем миниатюрные греческие вазы. Сейчас вы станете древнегреческими художниками-вазописцами, и украсите свои вазы чёрнофигурной или краснофигурной росписью, какая вам больше нравится.

Возьмите гуашь и тонкие кисти. Приступайте.

 

VI. Итог урока.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: