СРС Тема 2.
Перспективный план работы учителя-логопеда.
1. Логопедическая экспресс-диагностика обследования речи в группах (начало сентября).
2. Экспресс-диагностика детей средних групп, составление расписания индивидуальных занятий (в течение года).
3. Составление программы работы логопеда и перспективного плана (середина сентября).
4. Формирование 1-й речевой группы детей с ФН и с ФФН для индивидуальных занятий. Начало оформления речевых карт (конец сентября).
5. Составление расписания индивидуальных занятий с 1-й речевой группой (конец сентября).
6. Индивидуальные занятия с 1-й речевой группой детей, имеющих ФН и ФФН, 2 раза в неделю с каждым ребенком по индивидуальному плану (конец сентября — конец декабря).
7. Еженедельные консультации родителей вместе с детьми по четвергам с 17.00 до 19.00 (в течение года).
8. 8 Подведение итогов коррекционной работы с 1-й речевой группой детей с ФН и ФФН, оформление речевых карт и протокола медико-педагогической комиссии по приему и выпуску детей (первая декада января).
9. Выпуск детей из логопедической группы по мере необходимости (в течение года).
10. Формирование 2-й речевой группы детей с ФН и ФФН для индивидуальных занятий с логопедом, оформление речевых карт (первая декада января).
11. Составление расписания индивидуальных занятии со 2-й речевой группой (начало января).
12. Индивидуальные занятия со 2-й речевой группой детей, имеющих ФН и ФФН 2 раза в неделю с каждым ребенком по индивидуальному плану (середина января — середина мая).
13. Подведение итогов коррекционной работы со 2-й речевой группой детей с ФН и ФФН, оформление речевых карт и протокола медико-педагогической комиссии по приему и выпуску детей (конец мая).
|
14. Итоговый творческий отчет всей коррекционной работы с детьми в подготовительных группах за __ уч. г. (конец мая).
15. Самоанализ работы логопеда (конец мая).
Примерное планирование работы логопеда в старшей группе.
Обследование детей (сентябрь):
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций
2. Выявить структуру и механизм речевых нарушений
3. Заполнить речевые карты на каждого ребенка
I период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)
Развитие общих речевых навыков:
1. Выработать четкое, координированное движение органов речевого аппарата
2. Учить детей делать короткий и бесшумный вдох, не поднимая плечи, спокойный и плавный выдох, не надувая щеки
3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания
4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработать у детей умение пользоваться громким и тихим голосом
Звукопроизношение:
1. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков: [м] - [м`], [б] – [б`], [д] – [д`], [н` - [н`], [в] – [в`], [г] – [г`], [п] – [п`], [т] – [т`], [ф] – [ф`], [к] – [к`], [х]
2. Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)
Работа над слоговой структурой слова:
(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост)
2. Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик)
|
3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
2. Знакомство со звуками [б], [д], [г], [в], [н], [м]
3. Выделение ударного гласного в словах
4. Придумывание слов на гласные звуки
5. Анализ звукосочетания: ау, уа, иа
6. Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну
7. Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Профессии», «Домашние животные и их детеныши», «Новогодний праздник»
Грамматический строй речи:
(по лексическим тема I периода обучения)
1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа
2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут)
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже
5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи-фрукты» и т.п.
7. Согласование числительных два и пять с существительными
Развитие связной речи:
1. Составление простых распространенных предложений
|
2. Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом
3. Учить детей составлять описательные рассказы по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель»
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений)
5. Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказ)
Развитие мелкой моторики:
1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода)
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам |
Сентябрь | IV неделя | Занятие № 1 | Осень | Занятие № 2 | Овощи | № 1, 20 |
Октябрь | I неделя | Занятие № 3 | Фрукты | Занятие № 4 | Ягоды | № 2, 23 |
Октябрь | II неделя | Занятие № 5 | Грибы | Занятие № 6 | Звуки А, У | № 3 |
Октябрь | III неделя | Занятие № 7 | Игрушки | Занятие № 8 | Звуки О, И | № 4 |
Октябрь | IV неделя | Занятие № 9 | Деревья | Занятие № 10 | Перелетные птицы | № 29, 5 |
Ноябрь | I неделя | Занятие № 11 | Дикие животные | Занятие № 12 | Звук Б | № 15 |
Ноябрь | II неделя | День независимости | Занятие № 13 | Звук Д | ||
Ноябрь | III неделя | Занятие № 14 | Посуда | Занятие № 15 | Продукты | № 27, 18 |
Ноябрь | IV неделя | Занятие № 16 | Мебель | Занятие № 17 | Звук Г | № 19 |
Ноябрь-Декабрь | V неделя | Занятие № 18 | Зима | Занятие № 19 | Звук В | № 24 |
Декабрь | I неделя | Занятие № 20 | Профессии | Занятие № 21 | Звук Н | № 35 |
Декабрь | II неделя | День конституции | Занятие № 22 | Звук М | ||
Декабрь | III неделя | Занятие № 23 | Домашние животные и их детеныши | Занятие № 24 | Гласные и согласные звуки | № 16 |
Декабрь | IV неделя | Занятие № 25 | Зима. Новый год. | Праздник: Новый год | № 6 |
IIпериод обучения (январь, февраль, март)
Развитие общих речевых навыков:
1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей
2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной
Звукопроизношение:
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
Работа над слоговой структурой слова:
(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу, носки)
2. Выделение гласных звуков в трех звуковых словах (мак, дом, сук, мышь, кит)
3. Знакомство со звуками [п], [т], [к], [ф], [ч], [с] – [с`], [з] – [з`], [ц], [ш], [ж]
4. Выделение твердых согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес)
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Весна», «Семья. Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный)
Грамматический строй речи:
1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа
2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа
3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по)
5. Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам II периода обучения
6. Образование глаголов движения с приставками
7. Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Дикие и домашние животные и их детеныши»
8. Согласование числительных два и пять с существительными
Развитие связной речи:
1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы
2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин
Развитие мелкой моторики:
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
2. Работа по развитию конструктивного праксиса
3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам)
4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам |
Январь | I неделя | Каникулы | Звук П | |||
Январь | II неделя | Каникулы | Занятие № 26 | Звук Т | ||
Январь | III неделя | Занятие № 27 | Зима. Зимние забавы | Занятие № 28 | Звук К | № 7 |
Январь | IV неделя | Занятие № 29 | Зимующие птицы | Занятие № 30 | Звук Ф | № 8 |
Январь | V неделя | Занятие № 31 | Животные Севера | Занятие № 32 | Звук Х | № 9 |
Февраль | I неделя | Занятие № 33 | Одежда | Занятие № 34 | Звуки С- С` | № 21а |
Февраль | II неделя | Занятие № 35 | Обувь | Занятие № 36 | Звуки З-З ` | № 21б |
Февраль | III неделя | Занятие № 37 | Головные уборы | Занятие № 38 | ЗвукЦ | № 22 |
Февраль | IV неделя | Занятие № 39 | День защитника Отечества | Занятие № 40 | Звуки С, З, Ц | № 25 |
Март | I неделя | Занятие № 41 | Весна | Занятие № 42 | Семья. 8 Марта | № 10, 13 |
Март | II неделя | Занятие № 43 | Профессии наших мам | Занятие № 44 | Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный) | № 11 |
Март | III неделя | Занятие № 45 | Дикие животные | Занятие № 46 | Звук Ш | № 12 |
Март | IV неделя | Занятие № 47 | Животные жарких стран | Занятие № 48 | Звук Ж |
III период обучения (апрель, май, июнь)
Общие речевые навыки:
1. Продолжить работу над речевым дыханием
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи
Звукопроизношение:
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
Работа над слоговой структурой слова:
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных начале слова
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
1. Знакомство со звуками [щ], [ч], [й], [л] – [л`], [р] – [р`]
2. Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.)
3. Дифференциация на слух парных согласных [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] в словах (бочка - почка, удочка - уточка и т.д.)
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Цветы», «Птицы», «Сад-огород», «Плоды и семена», «Рыбы», «Дом и его части», «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Насекомые», «Здравствуй лето»
Грамматический строй речи:
1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа
2. Согласование числительных два и пять с существительными
3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из -за, из-под, около, возле и др.
4. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный - длиннее –самый длинный)
5. Образование наречий от прилагательных (быстрый - быстро и др.)
6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов
Развитие связной речи:
1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта
2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами
3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
Развитие мелкой моторики:
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
2. Усложнение работы с карандашом
3. Усложнение работы над конструктивным праксисом
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам | |
Апрель | I неделя | Занятие № 49 | Цветы | Занятие № 50 | Дифференциация звуков Ж-З | № 32 | |
Апрель | II неделя | Занятие № 51 | Птицы | Занятие № 52 | Звук Щ | № 31 | |
Апрель | III неделя | Занятие № 53 | Сад-огород | Занятие № 54 | Звук Ч | № 33 | |
Апрель | IV неделя | Занятие № 55 | Плоды и семена | Занятие № 56 | Рыбы | № 29 | |
Май | I неделя | Занятие № 57 | Дом и его части | Занятие № 58 | Звук Й | № 34 | |
Май | II неделя | Занятие № 59 | Праздник 9 Мая | Занятие № 60 | Звук Л | № 28 | |
Май | III неделя | Занятие № 61 | Инструменты | Занятие № 62 | Звук Р | № 30 | |
Май | IV неделя | Занятие № 63 | Насекомые | Занятие № 64 | Дифференциация звуков Р-Л | ||
Май | V неделя | Занятие № 65 | Дифференциация звуков Р-Л | Занятие № 67 | Здравствуй, лето | № 14 | |