Задания для обследования детей 3-4 лет
Ф.И. ребенка | |||||||||||||||||||||||
Звук. культура речи | словарь | Обучение грамоте | Грамматический строй речи | Связная речь | Примечания | ||||||||||||||||||
звуки | Части предметов | Сходные по значению | Обобща ющие слова | Голоса Жив. | Тихо-громко | Дете ныши | Однородные члены | Ответы на? | рассказ | участие | |||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. Звуковую культуру речи:
- наличие звуков в речи (кроме сонорных - Р,Л и шипящих Ш, Ж)
- их отсутствие
2. Словарь:
- Различает и называет части предметов и их качества спинка стула, лимон желтый, кислый…
Различает и называет сходные по назначению предметы (стул-табурет; тарелка-блюдце)
- Понимает обобщающие слова: (одежда, мебель, игрушки)
Обучение грамоте (фонематический слух):-
- Угадывает неречевые звуки: как кричит гусь? Кто кричит МУ-МУ-МУ?
- Подражает голосам животных и птиц.
- Эмоциональная окраска звуков:мышка тихо пи-пи-пи, гусь гогочет громко га-га-га.
4.Грамматический строй речи:
- Называет животных и их детенышей: у утки - утенок, утята.
- Употребляет во мн. числе Родительного падежа: нет кукол, утят и т.д.
- Составляет предложения с однородными членами: Я люблю яблоки, апельсины, груши.
5. Связную речь:
- Отвечает на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, картин, иллюстраций.
-Повторяет за воспитателем рассказ из 3-4 предложений.
- Принимает участие в драматизации отрывков и знакомых сказок.
У детей 4-5 лет обследуем:
Ф.И. ре бен ка | |||||||||||||||||||||||||||
Звукопроизношение, обучение грамоте | Словарь | Г.С.Р. | Связная речь | Примечания | |||||||||||||||||||||||
Произношение звуков | твердые мягкие | слово на звук | длинные короткие слова | 1 звук в слове | профес. глагол | качества предмета | время суток предл. | обобщающие слова | животные и детеныши | сущест. во мн.ч. Р.п. | Отвеча ет на? задает? | Пере сказ | |||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. Звуковая культура речи и обучение грамоте:
а) звукопроизношение: + наличие звуков в речи, - - отсутствие звуков
б) твердые и мягкие звуки
Инструкция: У воспитателя картинки с изображением животных и их детенышей. (собака – щенок, корова – теленок, ежиха – ежонок…). Большая собака рычит: Р-Р-Р, а маленький щенок: рь-рь-рь. Я сейчас буду рычать, то, как большая собака, то, как маленькая, а ты будешь показывать картинку, кто рычит.
в) выделить первый звук в слове, придумать слово на определенный звук
Инструкция: В слове - Оооля слышим – О, а в слове Ииира? (утка, Ася, эхо, шар, сок…
- Придумать слова на звук «М»
д) Различение длинных и коротких слов
Инструкция: Ребенку предлагают два предмета различной длины. Объясняют задание. Воспитатель называет слова, ребенок показывает соответствующую палочку. Слова: мак, карандаш, дом, земляника, и др.
2. Словарь:
а) профессии (действия) - повар варит, учитель учит
б) качества предметов – лимон желтый, мяч круглый…
в) определить и назвать время суток, местоположение предметов
г) употребление обобщающих слов (посуда, мебель, одежда)
3. Грамматический строй речи:
а) употребление названий животных и их детенышей – лисята, в Р.п. – лисят
б) Чего у инопланетянина много? ртов, носов, глаз, ушей, бровей…(инопланетянин)
![]() |
4. Связная речь:
- отвечать на вопросы взрослого, задавать вопросы;- пересказывать небольшие сказки или рассказы о предметах, сюжетной картинке.
Инструкция: попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Если ребенок не может сразу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, кто, что делает?
Обследование речи детей (с 4 до 7лет)
Условные обозначения:
+ + справляется с заданием; ┴ ┴ ошибается; - - не справляется.
Задания | 4 – 5 лет | IX | V | 5 – 6 лет | IX | V | 6 – 7 лет | IX | V |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 8. | |||
Употр.. сущ. В И.п. ед. и мн. ч. | Стол – столы. Кот – коты. Дом – дома. Кукла – куклы Рука – руки. Окно – окна. | Рот – рты. Лев – львы. Река – реки. Ухо – уши. Кольцо - кольца | Глаз – глаза Лист – листья Стул – стулья Дерево – деревья Пень – пни Воробей – воробьи | ||||||
Употр. сущ. в Р.П. «Много чего) | Шаров - Ключей- Берез - Ложек- Окон- | Листьев- Книг – Вилок – Ведер – Ушей Глаз Ртов носов | |||||||
Ед. и мн. ч глаголов | Идет - идут | Идет – идут Летит - летят | Идет – идут Летит – летят Бежит - бегут | ||||||
Употребление предлогов | В, на, у | В, на у, под, за, по | В, на у, под, за, по, над, за, с, из, из – за, из - под | ||||||
Род прилагательных | Мужской, женский (вкус) | Мужской, женский, средний род (вкус, цвет, форма, тактильные ощущения) | Мужской, женский, средний род (вкус, цвет, форма, тактильные ощущения) | ||||||
Слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. | Ключ – ключик Пуговица - пуговичка | Ключ – ключик Пуговица – пуговичка Носок – носочек Звезда - звездочка | Ключ – ключик Пуговица – пуговичка Носок – носочек Звезда – звездочка Нож – ножик Рукавица – рукавичка. Одеяло - одеяльце | ||||||
Глаголы с приставками | Лить: на-, вы-, по- | Лить: на-, вы-, по- Летать: вы-, в-, | Лить: на-, вы-, по- Летать: вы-, в-, Ходить: пере-, под_ | ||||||
Понимание предложений) | Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк. | Где кошка ловит мышку, а глее мышка ловит кошку? | Где конь причесывает гриву своему коню, а где конь причесывает мальчика? Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку? |
Ф.И. ребенка | Примечания | ||||||||||||||||||
Один-много стол-столы | Много чего? Р.п. (Инопл) | Один много Глаголы Идет-идут | Предлоги | Род прилаг Муж.р., Жен. Р. Ср.р. | Слова с ум-ласкат суфиксом | Глаголы с пристав ками | Серия картин | Пересказ | |||||||||||
Иванов С | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Петров К | |||||||||||||||||||
Сидоров Т |