Портрет традиционного общества.




Общество – 5

Часть 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях.
Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

Ответ: ___________________________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. В ответе запишите слово (словосочетание).

1) гражданско-правовая ответственность; 2) юридическая ответственность; 3) уголовная ответственность; 4) административная ответственность, 5) дисциплинарная ответственность.

Ответ: _____________________________.

 

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

1) цель; 2) результат; 3) личность; 4) мотив; 5) средства; 6) мораль.

Ответ: _____________________.

 

4. Перечислите, что из нижеприведенного является результатом учебной деятельности:

1) учителя

2) компьютерное обеспечение

3) знание основ наук

4) наглядные пособия

5) умения применять знания

6) практические навыки

Ответ: ____________________

 

5. Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам, а затем получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов (без пробелов и символов).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫОБЩЕСТВ
А) промышленный переворот Б) развитие информационных технологий В) сословный характер социальной стратификации Г) низкий уровень социальной мобильности Д) активное развитие сферы услуг 1) традиционное 2) индустриальное 3) постиндустриальное
А Б В Г Д
         

 

6. Из приведенного списка выберите позиции, относящиеся к структуре деятельности. Запишите их номера в порядке возрастания.

1) талант

2) мотив

3) результат

4) развитие

5) средства

6) общение

Ответ: __________________

 

7. Найдите в списке характеристики функций рынка (рыночного механизма) и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.

1) стихийная

2) санирующая

3) стимулирующая

4) директивная

5) посредническая

Ответ: _______________

 

8. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА
А) токарный станок Б) каменный уголь В) наладчик оборудования Г) офис фирмы Д) менеджер 1) земля 2) труд 3) капитал  

Запишите цифры в таблицу выбранные, а затем получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

А Б В Г Д
         

 

9. В стране А во время экономического кризиса многие граждане потеряли работу. Длительное время не могут её найти и перебиваются временными, случайными заработками. Выберите из приведённого ниже списка характеристики безработицы в стране А и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) открытая

2) сезонная

3) циклическая

4) структурная

5) застойная

6) фрикционная


Ответ: ______________

 

10. На рисунке отражена ситуация на рынке обуви: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обострение конкуренции между производителями

2) вступление экономики в фазу подъема

3) рост цен на используемое сырье и фурнитуру

4) ослабление рекламной кампании по продвижению новых моделей

5) увеличение транспортных расходов по доставке товаров в магазины.

Ответ: ____________________

 

11. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.

1) Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме

2) рядовой инженер назначен руководителем проекта

3) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии

4) мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей

5) гражданка вступила в повторный брак

6) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

Ответ: ______________________

12. В стране В. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20–30 лет) и старшего поколения (40–55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) было предложено продолжить фразу: «Ваших ежегодных доходов вполне достаточно для того, чтобы…»

Результаты опроса (в %) представлены в таблице:

Какие выводы можно сделать на основании данной статистической информации?

1) почти треть опрошенной молодежи не может заработать на продукты питания и оплату коммунальных услуг

2) среди представителей молодого поколения в два раза больше тех, кто может приобрести дачный дом, чем среди людей старшего возраста

3) подавляющее большинство среди обеих групп опрошенных способны приобрести новый автомобиль

4) затраты на отдых признали посильными больше представителей старшего поколения, чем молодежи

5) минимальная часть опрошенных способна приобрести новую квартиру

6) четверть опрошенных представителей старшего поколения способна оформить кредит на покупку жилья

Ответ: _______________

 

13. Установите соответствие между санкциями и видами социальной ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИИ ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) увольнение 1. моральная

Б) осуждение коллег

В) штраф 2. юридическая

Г) порицание

Д) отказ от общения

Е) выговор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

14. Работник фирмы П. регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из списка понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения.

1) штраф

2) дисциплинарное взыскание

3) трудовое право

4) административный проступок

5) преступление

6) выговор

Ответ: __________________

 

15. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Ответ: __________________

 

16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть __________(А), желающая трудиться, не может найти работу. Безработными считаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и __________(Б), зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. По характеру причин __________(В) делится на фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная безработица является следствием перемены места жительства, несовершенства __________ (Г), низкой мобильности работников, неосведомленности людей о возможности найти работу с устраивающим их уровнем оплаты. Этот вид безработицы характеризуется непродолжительностью.

Структурная безработица, как правило, связана с изменением __________(Д) в отдельных отраслях (исчезновение одних товаров и профессий, появление других) и регионах вследствие научно-технического прогресса. Этот вид безработицы носит устойчивый и длительный характер. Циклическая безработица – вид безработицы,

связанный с __________(Е) или подъемами в экономике. Пик такой безработицы приходится на спад (кризис) экономики, а минимум – на подъем.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) стабильный заработок

2) трудовое законодательство

3) спрос на труд

4) трудоспособное население

5) безработица

6) инфляция

7) количество незанятых

8) рынок труда

9) циклические спады

А Б В Г Д Е
           

Часть 2

Портрет традиционного общества.

Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

(Е.В. Попов)

 

17. Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые четыре черты традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.

 

18. Опираясь на авторский текст, приведите три проявления патриархальности традиционных обществ.

 

19. Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.

20. В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознания, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.

 

21. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «деятельность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности;

− и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.

 

22. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

 

23. Фирма организовала для своих сотрудников мероприятие. Коллективу было поручено разработать стратегию фирмы в условиях экономического кризиса и предполагаемой угрозы банкротства. Цель деятельности: предложить ряд конкретных антикризисных шагов. Часть сотрудников выступила в роли экспертов, часть в качестве представителей СМИ, начальник отдела и его заместители попали в жюри, оценивающее результаты представленных проектов.

Определите вид деятельности, которым занимались сотрудники фирмы. Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

 

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рынок труда». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).

 

 

25. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

25.1 Философия

«Человек может быть определён как животное стыдящееся». (В.С. Соловьёв)

 

25.2 Экономика

«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия». (Г.С. Беккер)

 

25.3. Социология, социальная психология

«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фардж)

 

25.4 Политология

«Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной». (П. Шелли)

 

25.5 Правоведение

«Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа». (А.С. Пушкин)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: