30 мая 1946 (День Вознесения)
1. «Симон, где ты оставил лодку, когда пришел в Назарет?» - спрашивает Иисус, идя на северо-восток, оставив позади равнину Ездрилона и направляясь к горе Фавор.
«Я отослал ее обратно, чтобы они могли рыбачить, Учитель. Но я сказал им, чтобы они приплывали в Тарихею на каждый третий день… Я не знал, как долго буду оставаться с Тобой».
«Очень хорошо. Кто из вас желает пойти и сказать Моей Матери и Марии Алфеевой, чтобы они присоединились к нам в Тиверии? Местом встречи будет дом Иосифа».
«Учитель… нам бы всем хотелось пойти. Но будет лучше, если Ты Сам скажешь кому нужно пойти».
«Тогда, Матфей, Филипп, Андрей и Иаков Зеведеев. Пусть остальные идут со Мной в Тарихею. Вы объясните женщинам причину задержки и скажете им, чтобы они заперли дома и пришли. Мы будем вместе весь этот лунный месяц. Идите, потому что здесь наши дороги расходятся. И да пребудет с вами мир». Он целует четверых уходящих и продолжает путь вместе с остальными.
Но через несколько шагов Он останавливается и глядит на Марциана, который идет с опущенной головой чуть позади группы. Когда мальчик поравнялся с Ним, Он протянул руку и, взяв его за подбородок, заставил его поднять свою голову. Слезы струятся по смуглому лицу мальчика.
«Ты тоже хотел бы пойти в Назарет?»
«Да, Учитель… Но поступай как Ты хочешь».
«Я хочу, чтобы ты успокоился, сын… Иди… Беги за ними. Моя Мать утешит тебя». Он целует мальчика и позволяет ему идти, и Марциан пускается бежать и вскоре настигает четырех апостолов.
2. «Он еще мальчик…» - замечает Петр.
«И он сильно страдает… Вчера вечером, когда я нашел его плачущим в углу дома, он сказал мне: «Это было как если бы мои отец и мать умерли вчера… Смерть… Смерть моего старого дедушки обновила всю скорбь в моем сердце…» - говорит Иоанн.
|
«Бедный сын!... Но хорошо, что он присутствовал при этой смерти…» - говорит Зелот.
«Он так любовно лелеял иллюзию, что в состоянии помочь старику!... Порфирия сказала мне, что он шел на всевозможные жертвы, чтобы скопить деньги: работал на полях, собирал хворост для пекарей, ловил рыбу, не ел ни сыра, ни меда, чтобы продать их… В его сердце была эта постоянная идея и желание, чтобы старик был с ним… кто знает!» - говорит Петр.
«Он волевой человек с серьезными намерениями. Жертвоприношения и труд ему не в тягость. Это его достоинства», - говорит Варфоломей.
«Да, он хороший сын и будет одним из лучших учеников. Вы видите, как строго он контролирует себя даже в самых затруднительных обстоятельствах… Его страдающее сердце стремилось к Марии, но он не попросился пойти к Ней. Он так хорошо понял, что сила заключена в молитве, что превзошел многих взрослых», - говорит Иисус.
Ты думаешь, что он приносит жертвы с заранее намеченной целью?» - спрашивает Фома.
«Я уверен в этом».
«Это правда. Вчера он преподнес некоторые плоды одному взрослому человеку, сказав: “Помолись за отца моего отца, который недавно умер”, и я заметил ему: “Он в мире, Марциан. Ты не считаешь прощение Иисуса действенным?” Он ответил мне: “Я считаю его действенным. Но предлагая жертвы, я думаю о тех душах, о которых никто не молится, и я думаю: если мой дедушка больше не нуждается в этом, пусть эти жертвы будут возмещением за тех, которые всеми забыты”. И я остался с наставлением», - говорит Иаков Алфеев.
|
«Да», - говорит Петр. «Вчера он подошел ко мне и обняв меня за шею, - потому что, в конце концов, он еще мальчик, - сказал мне: “Теперь ты действительно мой отец… и я возвращаю тебе то, что твоя доброта позволила мне накопить. Мой старый дедушка больше не нуждается в этих деньгах… а ты и Порфирия так много сделали для меня…” Мне, мне было трудно сдержать слезы, я ответил ему: “Нет, сынок. Мы используем эти деньги как милостыню бедным старикам или детям-сиротам и Бог использует твою милостыню, чтобы углубить мир твоего старого дедушки”. И Марциан поцеловал меня дважды так нежно, что… ну… я не смог сдержать слез. И как он благодарен тебе, Варфоломей за сбор пожертвований на расходы. Он сказал мне: “Что касается меня, то честь, возданная моему старому дедушке, для меня бесценна. Я скажу Варфоломею, чтобы он считал меня своим слугой”».
«О! Бедный сын! Даже ни на один час! Он служит Господу и наставляет всех нас. Я почтил праведника. Я мог сделать это, потому что мое имя хорошо известно и мне было легко найти людей готовых ссудить какую-то сумму денег. Если в Вифсаиде я должен буду уплатить небольшой долг, то это, в конце концов, сущий пустяк…»
«Да. Что касается денег, то это немного, потому что в Изрееле были щедры и великодушны. Но твоя любовь к собрату ученику не пустяк. Потому что 3. каждый такой поступок любви имеет великую ценность.
Вы совершенствуетесь в любви к ближнему, которая является второй частью основной заповеди Закона Божьего, и которой существенно пренебрегают в Израиле. Многие заповеди, эти мелочи, которые следуют за простым, но все же совершенным, хотя и лаконичным Законом Синая, исказили первую часть основной заповеди, превратив ее в кучу внешних обрядов в которых отсутствует то, что придает им силу, ценность, истину: то есть им недостает активного согласования внутреннего содержания с внешними формами культа, благодаря исполненным делам и побежденным искушениям. Какую ценность может иметь показной культ в очах Божьих, если внутренне сердце не любит Бога, не уничтожает себя в почтительной любви к Богу, если сердце не хвалит и не восхищается Богом, любя то, что Он сотворил, и, прежде всего, любя человека, который является шедевром земного Творения?
|
Понимаете ли вы, какую ошибку совершил Израиль? Это произошло оттого, что, во-первых, из одной заповеди они сделали две, а потом, вследствие упадка духа, они искусно отсекли вторую часть от первой, как если бы она была бесполезной ветвью. Она не была бесполезной ветвью, там даже не было двух ветвей. Был только один ствол, который от самого своего основания украшал себя индивидуальными добродетелями двух родов любви. Посмотрите на эту большую смоковницу, которая выросла здесь, на том небольшом холме. Она выросла самопроизвольно, и почти от самого корня, то есть, как только ее росток пророс из земли, расщепилась на две ветви, соединенные так, что кора на них срослась воедино. Но каждая ветвь развила свою собственную листву на своей стороне таким необычным образом, что маленькое селение на этом холме было названо после этого “Домом смоковниц-близнецов”. Теперь, если кто-нибудь захотел бы разделить два ствола, которые в действительности являются только одним стволом, ему пришлось бы использовать топор или пилу. Но что бы он сделал? Он бы погубил дерево, или, если бы он был таким искусным, что применял бы топор или пилу таким образом, чтобы повредить только один из двух стволов, один из них был бы спасен, тогда как второй был бы неумолимо убит, а выживший, хотя все еще живой, жил бы больным и, возможно, исчах, не принося плодов или принося очень мало.
То же самое произошло в Израиле. Захотели разделить, отделить эти две части, которые были так едины, что в действительности были только одним, захотели исправить то, что было совершенным. Потому что каждое дело, каждая мысль и дело Бога совершенны. Поэтому, если Бог на Синае одной только заповедью предписал человеку любить Всевышнего Бога и своего ближнего, то это доказывает, что эти заповеди не могут практиковаться независимо друг от друга, но являются только одной заповедью. И поскольку Я никогда не удовлетворен совершенствованием вас в этой высшей добродетели, величайшей из всех добродетелей, ибо она возносит дух к Небесам и является единственной добродетелью, существующей на Небесах, Я настаиваю на том, что она является душой всей жизни духа, умирающего, когда он утрачивает Милосердие, потому что он теряет Бога.
4. Послушайте Меня. Предположим, очень богатая супружеская пара однажды придет и постучится в вашу дверь, прося вашего гостеприимства на все время их жизни. Смогли бы вы сказать: “Мы принимаем мужа, но мы не желаем жены”, не услышав ответ мужа вам: “Это невозможно, потому что я не могу расстаться с плотью от моей плоти. Если вы не желаете принять ее, то я не смогу остаться с вами и уйду со всеми моими сокровищами, которые желал разделить с вами”.?
Бог соединен с Милосердием. А милосердие является истинным, наиболее глубоким и действительным духом Его Духа даже в большей степени, чем женатые супруги, глубоко любящие друг друга. Бог Сам есть Милосердие. Милосердие, кроме того, является наиболее очевидным и иллюстративным аспектом Бога. Среди всех Его неотъемлемых качеств (атрибутов) Милосердие является властвующим и исходным качеством, потому что все остальные качества Бога происходят от Милосердия. Что такое Могущество, если не действующее милосердие? Что такое Мудрость, если не учащее милосердие? Что такое Милость, если не прощающее милосердие? Что такое Справедливость, если не правящее милосердие? И Я мог бы продолжать таким образом относительно всех бесчисленных атрибутов Бога. Сейчас, после того, что Я сказал, поверите ли вы, что тот, у кого нет Милосердия, имеет Бога. Нет, он Его не имеет. Можете ли вы представить, что он мог принять Бога, но не Милосердие? Существует только одно Милосердие, и оно обнимает Творца и творения, и невозможно иметь только одну половину ее, которая объемлет Творца, не имея также другой половины: объемлющей наших ближних.
Бог пребывает в Своих творениях. Он пребывает в них Своим неизгладимым знаком, Своими правами Отца, Супруга и Царя. Душа является Его троном, тело – Его храмом. Теперь тот, кто не любит одного из своих братьев и презирает его, глубоко опечаливает и недооценивает Домовладельца дома своего брата, Царя, Отца, Супруга своего брата, и естественно, что это великое Существо, Которое является Всем, и Которое присутствует в брате, во всех братьях, должно считаться оскорбленным тем оскорблением, которое нанесено меньшему существу, части сотворенного Всего, то есть любому человеку. Вот почему Я учу вас телесным и духовным делам милости, вот почему Я учу вас не злословить о ваших братьях, вот почему Я учу вас не судить, не презирать или не отвергать ваших братьев, хорошие ли они, или плохие, верные ли, или язычники, друзья ли, или враги, богатые ли, или бедные.
5. Когда на брачном ложе происходит зачатие, оно осуществляется одним и тем же актом, произошел ли он на золотой кровати, или на соломе в конюшне. И творение, формирующееся в утробе царицы, не отличается от формирующегося в утробе нищенки. Зачатие, формирование нового существа одинаково во всех местах Земли, независимо от религии родителей. Все творения рождаются как Авель и Каин родились из утробы Евы. И равенству зачатий, формирований и способу рождения детей мужчины и женщины на этой Земле, соответствует иное равенство на Небесах: равенство в сотворении душ, вдыхаемых в эмбрионы, так чтобы они могли быть душой человека, а не животного, и чтобы она могла сопровождать его от момента ее творения до смерти, и могла продолжать существовать, ожидая всеобщего воскресения, когда она будет соединена с восставшим телом и получит вместе с ним вознаграждение или наказание. Награду или наказание соответственно делам, совершенным в земной жизни. Не думайте, что Милосердие несправедливо, и только потому, что многие люди не принадлежат Израилю или Христу, хотя они добродетельны в религии, которой они следуют с убежденностью, что она истинна, они навеки останутся без награды.
После конца мира не останется никакой другой добродетели кроме Милосердия, то есть – Союза всех творений живущих в справедливости, вместе с Творцом. Не будет нескольких Небес: одно для Израиля, одно для христиан, одно для католиков, одно для неевреев, одно для язычников. Будет только одно Небо. И подобным же образом будет только одна награда: Бог, Творец, Который радует Свои творения живущие по справедливости, и в которых, вследствие красоты душ и тел святых, Он будет любоваться Собой с радостью Отца и Бога. Будет только один Господь. А не один Господь для Израиля, один для Католической религии, по одному для каждой из других религий.
6. Я открою вам сейчас великую истину. Запомните ее. Передайте ее вашим преемникам. Не ждите всегда Святого Духа для разъяснения истины после лет и веков тьмы. Вы можете сказать: “Тогда, что за справедливость в принадлежности святой религии, если в конце мира с нами поступят в точности так же, как с неиудеями?” Я отвечаю вам: та самая справедливость, которая есть и является истинной справедливостью – для тех, кто, хотя они принадлежат святой религии, не пребудут в блаженстве, потому что не вели святой жизни. Добродетельные язычники, только потому, что они жили согласно избранной добродетели, в убеждении, что их религия была хорошей, в конце будут на Небесах. Когда? В конце мира, когда из четырех обителей мертвых[1], останутся только две: то есть Рай и Ад. Потому что Справедливость в то время сможет сохранять и давать только эти два вечных царства тем, кто от древа свободной воли избрал хорошие плоды или желал злых и нечистых. Но какое долгое ожидание, прежде чем добродетельные язычники достигнут этой награды!... Вы так не думаете? Но это ожидание, особенно с того момента как состоялось Искупление со всеми его последующими чудесами и Евангелие будет проповедано по всему миру, будет очищением душ, которые жили по справедливости в других религиях, но были неспособны войти в истинную Веру, затем они узнают о ее существовании и знакомятся с подтверждениями ее реальности. Их обителью будет Лимб на протяжении веков и веков, до конца мира. Верующие в истинного Бога, которые не были героически святы, получат долгое Чистилище, которое для некоторых из них может длиться до конца мира. Но после искупления и ожидания, добрые, независимо от их происхождения, все сядут по правую руку Бога; злые же, каким бы ни было их происхождение, по левую руку, а затем ужасный Ад, тогда как Спаситель вступит в вечное Царство со всеми добрыми душами».
7. «Господь, прости меня, если я не понимаю. То, что Ты говоришь, очень сложно… по крайней мере для меня… Ты всегда говорил, что Ты Спаситель и что Ты искупишь тех, кто верует в Тебя. Итак, те, кто не верят, либо потому, что не знали Тебя, так как они жили до Тебя, либо потому – мир такой большой! – что не имели сведений о Тебе, как они могут быть спасены?» - спрашивает Варфоломей.
«Я говорю тебе: благодаря их праведной жизни, своим добрым делам, и благодаря их вере, которая, как они верили, была истинной».
«Но они не взывают к Спасителю…»
«Но Спаситель будет страдать также и за них. Ты не принимаешь во внимание, Варфоломей, какую изобильную ценность будут иметь Мои заслуги как Богочеловека?»
«Мой Господь, они всегда будут ниже, чем заслуги Бога, те, которые Ты всегда имел».
«Вот твой ответ, и он неверный. Ты говоришь, что заслуги Бога бесконечны. Все бесконечно в Боге. Но Бог не имеет каких-либо заслуг в том смысле, что Он их не заслужил. У Него есть атрибуты, Его собственные добродетели. Он есть Тот, Кто Он есть: Совершенный, Безграничный, Всемогущий. Но для того, чтобы иметь заслугу, необходимо что-то сделать, и с усилием, превосходящим нашу природу. К примеру, есть пищу – это не заслуга. Но есть умеренно – это может стать заслугой, если мы совершаем действительное жертвоприношение, чтобы отдать бедным то, что мы сэкономили. Нет заслуги в молчании. Но оно становится заслугой, если мы молчим, вместо того, чтобы ответить на оскорбление. И так далее. Теперь, ты знаешь, что Богу нет нужды в каких-либо усилиях, потому что Он Совершенен и Безграничен. Но Богочеловек может совершать усилия, унижая Свою безграничную божественную Природу в человеческой ограниченности, побеждая в Себе человеческую природу, которая не отсутствует и не метафорична, но реальна, со всеми ее чувствами и ощущениями, с ее возможностями переносить страдания и умирать, по своей свободной воле. Никто не любит смерти, особенно когда она мучительна, безвременна и незаслуженна. Никто не любит ее. И все же, каждый человек должен умереть. Итак человеку нужно смотреть на смерть с тем же спокойствием, с каким он видит как каждое живущее существо приходит к своему концу. Хорошо, Я вынудил Свою Человеческую природу полюбить смерть. И не только. Но Я избрал жизнь, чтобы быть в состоянии умереть. Ради Человечества. Таким образом, в Моем положении Богочеловека Я приобрел такие заслуги, которые не мог бы получить, если бы оставался Богом. И благодаря этим заслугам, бесконечным в силу способа, которым Я их обрел, благодаря Божественной Природе, соединенной с человеческой природой, благодаря добродетелям Милосердия и Послушания, благодаря которым Я привел Себя в состояние заслужившего их, благодаря Стойкости, Справедливости, Воздержанию, Благоразумию, благодаря всем этим добродетелям, которые Я заключил в Своем сердце, чтобы оно было приятным Богу, Моему Отцу, Я обрету бесконечную силу не только как Бог, но также как Человек, Который жертвует Собой ради всех, то есть, Который достиг высшего предела Милосердия. Это жертвоприношение, посредством которого обретается заслуга. Абсолютная заслуга за абсолютное жертвоприношение. Совершенная заслуга за совершенное жертвоприношение. И она должна быть использована согласно святой воле жертвы, которая сказала Отцу: “Пусть будет так, как Ты хочешь!”, потому что жертва безмерно любит как Бога, так и своего ближнего. Я говорю вам: беднейший человек может быть богатейшим и принести пользу бесчисленным братьям, если он может любить до степени жертвоприношения. Я говорю вам: даже если у вас нет ни крошки хлеба, стакана воды, поношенной одежды, вы всегда можете помочь. Как? Молясь и страдая за ваших братьев. Помочь кому? Всем. Каким образом? Тысячью святыми способами, потому что если вы можете любить, вы будете способны действовать, учить, прощать, управлять, как это делает Бог, и искупать, как искупает Богочеловек».
8. «О Господь, даруй нам это Милосердие!» - говорит Иоанн со вздохом.
«Бог дал вам его, потому что Он дал вам Самого Себя. Но вы должны получить его и практиковать все более и более совершенно. Никакое событие не может быть отделено от милосердия, коль скоро вы имеете к нему отношение. Это касается как материальных, так и духовных событий. Все должно делаться с милосердием и для Милосердия. Освящайте ваши действия, ваши дни, добавляйте соли в ваши молитвы, и свет в ваши действия. Без этого обряды не имеют ценности, молитвы тщетны, приношения неискренни. Истинно говорю вам, что улыбка, которой бедняк приветствует вас как брата, имеет большую ценность, чем мешок с деньгами, который кто-то может бросить к вашим ногам только ради того, чтобы привлечь внимание. Любите, и Бог всегда будет с вами».
«Научи нас, Господи, такой любви».
«Я учил вас на протяжении двух лет. Поступайте так, как вы видели, поступал Я, и вы пребудете в Милосердии, и Милосердие пребудет в вас, и на вас оно будет печатью, елеем, короной, которые действительно сделают вас известными как служителей Бога-Милосердия. Остановимся сейчас в этом тенистом месте. Трава густая и длинная, а деревья смягчают жару. Мы продолжим путь вечером…»
[1] Исчезнут Чистилище и Лимб – примечание переводчика.