ТЕМА: «Общая характеристика коммерческого права»




І Понятие коммерческого права

ІІ Возникновение и развитие коммерческого права

ІІІ Источники коммерческого права

 

І. Любая коммерческая деятельность предприятий торговли воплощается в определенной технике и технологии торгового процесса, при осуществлении которого между его участниками устанавливаются общественные отношения экономического, экономико-технического, правового и иного характера.

Коммерческое право относится к комплексным отраслям российского права, так как оно состоит из различных институтов (норм) главных и специальных отраслей.

Коммерческое право состоит из норм, регулирующих такие институты, как торговые сделки, представительство, посредничество, банкротство, субъекты и др.

Коммерческое право представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, направленные на получение прибыли и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отноше­ний, регулируемых ее нормами. Предмет коммерческого права - это ре­гулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет коммерческого права входят:

1. профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

2. отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;

3. отношения организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

4. хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

5. государственное воздействие на субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность.

 

Коммерческому праву присущи как общеконституционные так и специфические признаки.

К первым можно отнести:

1) единство экономического пространства на территории России;

2) свобода предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

4) поддержка конкуренции;

5) закрепление права частной собственности наравне с другими формами собственности;

6) свободное использование способностей на труд;

7) право граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д.

Практическое значение принципов коммерческого права состоит в их применении при аналогии права. В случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из принципов гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Ко вторым относятся:

- наличие специальных норм, регулирующих отношения в общественной торговле;

- унификация, то есть создание единообразных норм в рамках государства;

- свобода в оформлении отношений, т.е установление таких коммерческих отношений, к которым применяются минимальные формальные требования (за исключением некоторых видов, например, продажа ценных бумаг), невыполнение которых зачастую не делает сделку недействительной;

- возмездность, т. е любая услуга возмездна, если иное не предусмотрено законом;

- абстрактный (объективный) критерий, т. е для оценки поведения лица при возмездных обязательствах его поведение сравнивается с поведением порядочного коммерсанта;

- безвиновная ответственность, т. е зачастую коммерсант отвечает за невиновное неисполнение обязательства или причинение вреда.

 

ІІ. Коммерческое право возникло еще в древние времена. Проследить путь развития коммерческих отношений возможно только лишь обратиться к развитию норм гражданского законодательства.

Условно путь развития коммерческого права можно разделить на 3 этапа:

1. Обычаи.

Первый период – итальянский – традиционно считается зарождением европейского торгового права (XI-XV вв.)

Первоначально коммерческие отношения получили свое развитие в виде обычаев, которые складывались в купеческих корпорациях и передавались первоначально от отца к сыну. Постепенно обычаи купцов начинают применяться для регулирования отношений не только внутри купеческих корпораций, но и между лицами, вступающими в торговые отношения.

Италия являлась посредницей в торговых связях средиземноморских стран. В этой стране получила оформление специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», положившая начало бухгалтерскому учету, основные принципы которого используются и в настоящее время: учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет-кредит).

2. Указы королей.

Второй период – французский (XVI в.).

С переходом от натурального к денежному хозяйству, освоением новых земель, развитием крупной заатлантической торговли формирование норм коммерческого права стало переходить рамки существующих обычаев. Во Франции усиливается роль торгового сословия и увеличивается его численность, чему способствовало, в частности, покровительство государственной власти того времени, обеспечивавшей достижение двух стратегических целей: обогащение казны и сплочение государства, преодоление сепаратистских действий феодальной знати. В 1673 г. принимается Торговый ордонанс, а затем Морской ордонанс.

3. Кодексы.

Третий период – французско-германский (XIX в.).

Это был первый опыт кодификации торгового права. В 1807 г. издается наполеоновский Торговый кодекс. Он наряду с Гражданским кодексом Франции получил непосредственное прямое применение в Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и других государствах.

Затем в Германии в 1847 г. издается вексельный устав, а в 1861 г. принимается Всеобщий немецкий торговый кодекс – общие правила товарного обращения на территории страны, состоящий из пяти книг: 1 - о торговых деятелях; 2 – о торговых товариществах; 3 – о негласном товариществе и соединении единичных операций; 4 – о торговых сделках; 5 – морское право.

В этот период феодальной раздробленности Германия состояла почти из сотни разрозненных княжеств, герцогств, свободных городов. Они относились друг к другу подозрительно и враждебно, отказавшись даже принять единый Гражданский кодекс. Торговый кодекс не задевал ничьих суверенных амбиций, что было крайне важно для объединения страны.

Введение Торгового кодекса облегчило формирование единого немецкого рынка, что способствовало консолидации страны и ее политическому объединению при О.Бисмарке. Гражданский кодекс был принят уже в единой Германии в 1896 г., а в 1897 г. был переиздан Торговый кодекс. Под влиянием этого процесса в конце века почти во всех европейских странах наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. В 1899 г. принимается торговый кодекс в Японии; в нем также использовался германский опыт.

В России.

Становление и развитие коммерческого права в России проходило по основным этапам, связанным с историческим развитием Российского государства:

1) дореволюционный этап;

2) советский этап;

3) постсоветский (современный) этап.

До 1917 г. в России торговые отношения регулировались различными законодательными актами гражданского права, и никогда не было самостоятельного торгового кодекса.

В дореволюционном этапе развития коммерческого права выделяются два основных периода.

1. Зарождение российского торгового права пришлось на середину XVII в. В это время были приняты:

1) Соборное Уложение 1649 г.;

2) Торговый Устав 1653 г.;

3) Новоторговый Устав 1667 г.

Особая глава Уложения 1649 г. была посвящена городам. Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторговый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независимости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье.

2. Зарождение российского капиталистического торгового права пришлось на конец XIX – начало ХХ вв. В 1887 г. был принят Торговый устав, а в 1903 г., когда появилась необходимость упорядочить торговую деятельность различных обществ, он был переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроизводства, который определил порядок создания и деятельности коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом.

Особенностью советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В советский период, когда экономика являлась полностью государственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно-правовые и имущественно-стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, коммерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось.

В современной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недостаточно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого права. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом. Коммерческое право в России никогда не стояло обособленно. Его нормы всегда входили и тесно переплетались с нормами гражданского законодательства.

 

ІІІ.

Источник права – нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения. В Российской Федерации принято большое количество нормативных актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Коммерческое законодательство представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

По юридической силе источники коммерческого права подразделяются следующим образом:

1) Конституция РФ;

2) Федеральные законы;

3) подзаконные нормативно-правовые акты;

4) законы и иные акты субъектов РФ;

5) нормативные правовые акты СССР, которые продолжают действовать в той части, в которой они не противоречат современному законодательству;

6) международные договоры, действующие в РФ.

Конституция РФ является базой для любой отрасли права, определяет фундаментальные положения и основополагающие принципы коммерческого права.

Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных как для гражданского, так и для коммерческого права. Гражданский кодекс РФ закрепляет базовые принципы коммерческих отношений. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регулирующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:

В области коммерческого права можно привести примеры следующих федеральных законов:

1) Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; регламентирует получение информации о товарах и об их изготовителях; определяет механизм реализации этих прав;

2) Федеральный закон «О защите конкуренции». Им определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

а) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

б) недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Целями этого закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

3) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот закон обязывает производителей тары обеспечивать требования, которые отвечают безопасности и высокому качеству; он также обязывает производителей ряда товаров сертифицировать свою продукцию;

4) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;

5) Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

6) Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

7) ряд других законов.

К подзаконным нормативным актам относятся:

1) Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов;

2) Постановления Правительства РФ, принимаемые для развития и исполнения законов;

3) государственные стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные Госстандартом и другими компетентными органами;

4) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

В РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР:

1) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6;

2) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 и др.

Важнейшими международными документами в области коммерческого права являются:

1) Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи (поставки) товаров;

2) Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи;

3) иные документы.

Субъекты РФ в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты в сфере регулирования товарного оборота, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

К одному из видов источников коммерческого права можно отнести и коммерческие (торговые) обычаи – общепризнанное правило, сложившееся в сфере торгового обмена на основании длительного, систематического и единообразного регулирования конкретных фактических отношений. Обычаи являются источниками права, хотя нигде не зафиксированы. Этим обычаи отличаются от норм закона. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе.

Торговые обычаи как разновидность международно-правовых обычаев широко применяются во внешнеторговом обороте. Прямые отсылки к ним содержатся в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации, а также в актах, регулирующих порядок разрешения споров по договорам международной купли-продажи товаров, например, в Венской конвенции 1980 г. (ст.9).

Постоянно действующий в России арбитражный орган – Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В Законе Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры с учетом торговых обычаев (п. 3 ст. 28).

Применение принятых в международной торговой практике обычаев осуществляется арбитражным судом в следующих случаях:

• такое применение обусловлено в контракте, из которого возник спор;

• к обычаям отсылает норма права, подлежащего применению к спорному правоотношению;

• применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре;

• когда в нормах права, подлежащего применению к спорному отношению, не содержится необходимых указаний, а обращение к торговому обычаю вытекает из характера условий, относящихся к спору;

• если обычай не противоречит обязательным для участников соответствующего правоотношения положениям законодательства или договору.

В российском законодательстве используется понятие обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. Например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.). Ст. 5 ГК РФ имеет в виду такие правила поведения, которые должны быть известны сторонам, широко применяться, и предприниматели, заключая соответствующий договор, должны о них непременно знать. По российскому законодательству суд не только может, но и обязан при обнаружении в нормативном правовом акте пробела, который не восполняется договором, применить обычаи делового оборота (ст. 5, 6 ГК РФ). По очередности применения обычаи находятся в ряду после нормативных правовых актов и договоров. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства, т. е. если они противоречат императивным нормам.

В коммерческой практике также используются торговые обыкновения, именуемые – узансами, которые означают заведенный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в договоре. Торговые обыкновения учитываются постольку, поскольку стороны знали об их существовании и имели в виду, заключая договор. Чаще всего обыкновения применяются в области морских перевозок. Например, обыкновения могут регулировать отношения сторон в случае, когда они в той или иной форме признали необходимым применение обыкновений какого-либо порта.

Исходя из общих положений разграничение понятий - возможно провести по следующим признакам: обычаи – правила поведения, являющиеся источником права, обыкновения – не являются источником права, их применение в фактических отношениях зависит от воли сторон, прямо не выраженной в договоре.

При заключении и исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи значительную роль играют такие обычаи, сложившиеся в международной торговле, как базисные условия поставки. Толкование ряда терминов содержится в сборнике обычаев Trade Terms, изданном Международной торговой палатой (последняя по времени редакция 1953 г. в Международных правилах по толкованию торговых терминов – "Инкотермс" (International CommercialTerms), которое содержит 13 базисных условий.

"Инкотермс"* получил признание и широко применяется, поскольку предлагаемые в нем толкования отдельных терминов соответствуют наиболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся на международном рынке. "Инкотермс" дает толкование только торговым условиям, используемым во внешнеторговых контрактах купли-продажи, и не распространяется на условия договоров перевозки.

Целью "Инкотермс" является составление международных правил для разъяснения (толкования) наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле, что позволяет свести до минимума или устранить различия в интерпретации этих терминов в различных странах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: